ПРИНИМАЮТ РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ НА
МЕЖДУНАРОДНЫХ ФОНДОВЫХ БИРЖАХ
Financial Times, 9 March, 1998
В течение многих веков Россия приобретала опыт обмана иностранцев, так же как и своих собственных граждан. Она не оставляет эту практику и до сегодняшнего дня. Можно ли сказать, что эта страна, богатая природными ресурсами и человеческим капиталом, является развивающимся рынком? Или это просто трясина для инвесторов, где любые экономические обещания заканчиваются грандиозными скандалами, коррупцией и общим упадком?
Сегодня лишь относительно небольшая часть инвесторов-авантюристов обеспокоена этими вопросами. В то же время, похоже, наступает момент, когда они, наконец-то, могут рассчитывать на определенную награду за свои смелость и риск – все больше и больше российских компаний начинают торговать своими акциями за границей и проникать в святая святых международных финансовых центров.
Так, например, в прошлом месяце российская компания “Ростелеком” стала одним из первых приватизированных предприятий бывшего СССР, попавших в списки нью-йоркской фондовой биржи, сделав, таким образом, свои акции доступными для широчайшего круга инвесторов. В этом месяце ее примеру собирается последовать “Татнефть” – одна из четырех российских крупнейших нефтяных компаний. Преимущества такого выхода российских компаний на мировую арену очевидны. Одно только известие об упомянутом намерении “Татнефти” подняло стоимость ее акций на 9%. Участие в торгах международных фондовых бирж открывает широкие возможности получения новых капиталов, увеличивает процент ликвидности акций этих компаний и сокращает стоимость их капитала.
Можно ли с уверенностью утверждать, что участие компаний в работе международных фондовых бирж так же выгодно и инвесторам? На первый взгляд, продажа акций российских компаний на нью-йоркской фондовой бирже напоминает все прочие торги. Соответствующие американские органы самым тщательным образом проверяют все компании, выразившие желание выставить свои акции на торги. В случае с российскими компаниями, один из ведущих инвестиционных банков должен дать свое поручение в надежности той или иной компании и “держать ее за руку” в продолжение всего процесса торгов. Так, например, поручителем “Ростелекома” стал Merril Lynch, которому пришлось организовать десятидневное “шоу” этой компании на всей территории США, представляя ее на взыскательный суд десятков фондовых менеджеров.
Тем не менее есть немало скептиков, которые и после таких грандиозных презентаций все еще задаются вопросом, насколько внешняя часть представленной компании соответствует ее внутренней организации. Несомненно, существует немалый риск инвестирования средств в любую страну с такой шаткой системой правительственного управления и таким слабым законодательным режимом, как в России. Но существуют также и специфические риски на уровне работы самих компаний.
Почти каждый день в России становятся известны все новые и новые случаи нечистоплотной работы менеджеров крупных предприятий, распоряжающихся средствами компании как своими собственными. Даже самые честные на первый взгляд менеджеры при ближайшем рассмотрении могут оказаться представителями криминальных структур или стоять на страже интересов федерального или местного правительства. В этой стране у вас нет никаких гарантий того, что активы компании и движение ее платежей направлены только на выгоду ее инвесторов.
В этом отношении участие компании в торгах международных фондовых рынков, поручительство серьезных финансовых учреждений и привлечение большого количества иностранных инвесторов могут служить хоть какой-то гарантией надежности компании и ее независимости от российских гангстеров и прожорливых министерств. Некоторые западные аналитики считают, что наиболее прогрессивные российские фондовые менеджеры хотят работать в интересах своей компании. Еще одной причиной того, что наиболее передовые российские компании спешат выйти на международные фондовые рынки, является их желание обеспечить себе некоторую безопасность от грубого вмешательства посторонних структур в деятельность компании у себя на родине.
Обзор подготовила
Марина МЕДВЕДЕВА