Подземный город “М”

За день московское метро перевозит до 10 млн пассажиров. Поезда в подземке идут со средним интервалом в 1,5 мин, со скоростью около 42,5 км/ч. Сегодня в столичном метро 11 линий, протяженность которых приблизительно 260 км. В метро 156 станций, 52 из них пересадочные. По плану предполагается открыть еще 20 станций.

ОТ СОКОЛЬНИКОВ ДО ПАРКА НА МЕТРО

Вряд ли найдется человек, хоть раз в жизни побывавший в Москве и не прокатившийся в метрополитене. Метро в столице, пожалуй, самый надежный и быстрый вид транспорта. Более того, сегодняшнее метро – это огромный подземный город, где бульвары – станционные залы, где работают кафе, магазины, фотоателье и даже авиакассы. У каждого города, пусть даже подземного, непременно есть своя история. А много ли мы знаем о метро?

Попробуйте угадать, какого цвета были первые вагоны? Красного и песочного цвета, им сразу присвоили имя “тип А”. Интересно, а день рождения метро вам известен? 15 мая 1935 г., 7 часов утра – именно в это время метрополитен распахнул двери для пассажиров, но первый пробный поезд был пущен, понятное дело, гораздо раньше – 15 октября 1934 г. и состоял из тех старых вагонов “типа А”. За месяц до пуска первой линии в метро устроили экскурсию – с 19 до 24 апреля 1935 г. более миллиона жителей столицы проехали по станциям и посмотрели, как работает подземка. 2 мая метрополитен вновь принял экскурсантов, на этот раз они побывали в метро как в музее, гуляли по станциям, разглядывали лепнину и панно, дивились эскалаторам.

В ночь с 14 на 15 мая вся Москва не спала. Еще бы! Завтра откроется метро, вот бы стать первым пассажиром! Сотни москвичей дежурили в ту ночь у вестибюлей только для того, чтобы в числе первых войти внутрь. Надо сказать, что метрополитен в те годы заметно отличался от своего сегодняшнего собрата. К примеру, поездная бригада состояла из трех человек. В передней кабине находились машинист и начальник поезда, в задней – проводник с диском и рожком. Поезд стоял на станции тридцать секунд, после чего проводник поднимал диск, давая сигнал о том, что посадка в двух задних вагонах закончилась. Дежурный по станции, который стоял у середины состава, тоже поднимал диск, потом начальник поезда громко кричал: “Готов!”, и поезд трогался. Между прочим, тем, кто не обладал звучным голосом, нечего было и мечтать попасть на работу в метро.

Можете ли вы припомнить, чтобы метрополитен снижал плату за свои услуги? Вряд ли. А вот в 1935 г. плата за проезд в метро снижалась дважды. Вначале билет на метро стоил 50 коп., потом 40, и, наконец, к октябрю 1935 г. плата снизилась до 30 коп. Привычных нам жетонов в те годы не было, их заменяли бумажные билеты разного цвета – в зависимости от направления. На билете непременно проставлялось время выдачи, и в течение 35 мин пассажир имел право пользоваться услугами метро.

Если вам кажется, что современные вагоны вместительнее и удобнее прежних, то вы ошибаетесь. В тех, старых, было 52 сидячих места и 186 для тех пассажиров, которым предстояло стоять в пути. Сейчас, соответственно, 42 и 170 мест. А вот в скорости дедушки современных метровагонов проигрывали – 24 км/ч против 41, а в час “пик”, кстати, скорость поездов достигает 80 км/ч. При этом длина вагонов мало изменилась: была 18,8 м, стала 19.

Вот что писали иностранные газеты о московском метро: “Их рабочие и крестьяне разгуливают под Москвой по таким дворцам, о каких не мечтали самые капризные короли”. “По поездам метрополитена можно сверять секундные стрелки часов”. “Я знаю лондонское и парижское метро. Сравнивая их с московским метрополитеном, я должен сказать, что ваше метро мне нравится больше”, – это мнение д-ра Э.Бенеша, президента Чехословакии.

Наверняка вам неизвестно, что при облицовке станций метро были использованы более 20 видов мрамора из месторождений Урала, Алтая, Средней Азии, Кавказа, Украины. Кроме мрамора использовались лабрадор, гранит, порфир, родонит, оникс. Так что метро по праву можно считать памятником архитектуры и даже своеобразным музеем геологии России.

Если сейчас то и дело увидишь объявления о приеме на работу в метрополитен, то прежде попасть сюда было задачей не из легких. К тем счастливцам, которым удалось-таки стать служащими метро, предъявлялись высокие требования. Например, уборщицы должны были регулярно слушать лекции врачей о важности чистоты. Кроме того уборщицы должны были сдавать нормы ГСО, заниматься в кружках художественной самодеятельности, а зарплата им начислялась соответственно качеству уборки.

Трудно судить, лукавили или нет газеты, когда писали, что за год работы метрополитена не было ни одного несчастного случая ни с одним из 77 млн пассажиров. Впрочем, иностранная статистика отмечала, что на каждые 10 млн пассажиров неизбежны 3 жертвы.

ПОСЛЕДНИЙ ВЕК ЖЕТОНА

Жетон для метро родился вместе с первыми турникетами в 1935 г. и жил до 1961 г. Затем его на тридцать лет вытеснил “пятачок”, а в 1991 г. мы вновь стали пользоваться вначале металлическими, позднее пластмассовыми кружочками. Скоро, похоже, мы вновь о них забудем. Магнитные билеты и бесконтактные смарт-карты теснят жетоны из метро. В этом году все пассажиры, которые имеют льготы для проезда, получат смарт-карты, иными словами, им не надо будет повсюду носить с собой пенсионные удостоверения, ветеранские книжки и другие документы, подтверждающие права на льготы. Пластиковой карточки будет вполне достаточно для того, чтобы попасть в метро. Кроме этого появится 10 – 12 разновидностей проездных билетов на новых бланках, впрочем, уже сейчас появились проездные билеты, рассчитанные на 20 и 60 поездок в течение 30 суток. И забудьте о прежних картонных бумажках, которые часто промокали, мялись и рвались! Их век заканчивается.

ТИШЕ ЕДЕШЬ – ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ

Знаете ли вы о том, что в Москве есть уникальный в своем роде музей метро, которого, кстати, нет ни у одного из метрополитенов Европы? Если вы впервые слышите об этом, то сейчас мы с вами отправимся на ст. “Спортивная”, где на 2 этаже наземного вестибюля “спрятался” необычный музей. Смело шагаем мимо отделения милиции, поднимаемся по лестнице – и мы уже в зале. Сейчас здесь идет экскурсия для учеников одной из школ, послушаем и мы:

– Как вы думаете, почему поезда в метро никогда не сталкиваются друг с другом? Может ли эскалатор затянуть пассажира под ленту, и ударит ли вас током, если вы, не дай Бог, упадете на рельсы?

Ребята затихли.

Экскурсовод продолжает:

– Как только загорается красный сигнал светофора, на специальном оборудовании в начале пути срабатывает автостоп и движение поезда блокируется, так что если машинист вдруг отвлечется или задремлет, аварии никогда не произойдет. Под ленту эскалатора вас не затянет, а вот подол шубы или пальто оторвать может запросто. Ну и током, конечно, не ударит, если вы специально не уляжетесь, раздвинув ноги и руки на рельсах – электрическая цепь замкнется и беды не миновать.

А вот еще один вопрос на засыпку: как, по-вашему, добраться быстрее из вестибюля в зал – проехать на эскалаторе или спуститься по ступенькам? Не торопитесь уверять, что на эскалаторе быстрее, все зависит от того, с какой скоростью он едет. Если 0,75 м/с или 0,93 – тогда вы правы. Если 0,5, как, например, на ленте в магазине “Детский мир” или в Кремлевском Дворце съездов, то спуск по лестнице займет столько же времени. И еще одна хитрость – чем медленнее движется эскалатор, тем больше пассажиров он перевозит. Так что права поговорка: тише едешь – дальше будешь.

Экскурсовод уже рассказывает ребятам о “женском поезде”, который появился в годы войны, когда женщины заменили ушедших на фронт мужчин; о том, что в годы войны в метро родилось 217 детей, с тремя из которых музей поддерживает связь; о том , что в этом году на Кольцевой и Сокольнической линиях будут бегать 50 супер-вагонов “Яуза”, и показывает макет нового вагона XXI века школьникам.

НА “ЯУЗЕ” – С “ИГЛОЙ”

В этом году первые пассажиры прокатятся на новых метропоездах “Яуза”, которые будут оснащены современными системами безопасности, информации, вентиляции, а также “черными ящиками” и уникальной системой оповещения машиниста о пожаре “Игла”. Впрочем, на поездах, курсирующих по кольцу, уже установлена “Игла”.

Кто из нас не чувствовал хоть раз тревожный запах гари в вагонах метро? В большинстве случаев он объясняется тлением изоляции силовых кабелей. Так вот, скоро в метро перестанет пахнуть гарью, все кабели получат негорючую “одежду”. А ступеньки эскалаторов, наоборот, “потеплеют” – специальный подогрев движущихся лестниц сократит количество травм и несчастных случаев зимой, когда окоченевшие пассажиры, иной раз буквально не чувствуя под собой ног, запинаются о порог эскалатора или падают с лестницы.

Кроме того в недалеком будущем планируется строительство новых линий – Митинской, Строгинской, Люблинско-Дмитровской. Будут также построены станции метро в Новокосино, Бутово, Гольяново, Химках, Братеево, Мытищах, Жулебино, в Северном районе. У жителей Внуково, Солнцево, Лосиного Острова, Бирюлево, Новоподрезково, Ховрино и Люберец тоже есть шанс обзавестись собственными станциями метро, правда, в весьма далекой перспективе.

В прошлое, настоящее и будущее метро с вами путешествовала

Наталья ЛИХАЧЕВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Вы нам писали
Станет ли общественно значимым фактором президентское послание Совету Федерации?
День защитников Отечества в Калмыкии
Сконфузили инвесторов
В защиту Армии и России
РАСПАД ЛУННОЙ РЕСПУБЛИКИ
Новый социализм для будущей России
Обречены ли начальники быть диктаторами?
СНПР – Советской Армии
Зачем дырки во льду сверлят
Стране командуют: “Подъем!”, и… тихо вниз опять ползем
Да, наверно, люди правы: нету блюда без приправы
Сердечный мед
Ананасы на ближней даче
Мартин Шаккум: на лжи ничего построить нельзя
Проснитесь, вас обокрали!
Хоть горшком назови
Парник на мерзлой земле
Нам закон не писан
Чашка кофия бодрящего


««« »»»