МОЛОДЫЕ РАДИКАЛЫ ПРОТИВ ПОЖИЛЫХ РЕФОРМАТОРОВ: АПОКАЛИПСИС ЗАВТРА?

Эра Ельцина подходит к концу. Фактически президенту осталось решить лишь один вопрос – кого назначить своим преемником. Вопрос о том, кто им будет, – не последний для России. Это вопрос ее будущего.

Кандидаты, которые могут претендовать на статус преемников, уже начали острую борьбу за симпатии президента, и общества. С одной стороны, это умеренный реформатор, сторонник эволюционного пути развития премьер В.Черномырдин, опирающийся на движение “Наш дом – Россия”. А с другой – молодой радикал, первый вице-премьер Б.Немцов, за которым стоят влиятельные финансово-политические силы, контролирующие СМИ.

Их поддержка дает Немцову заметное преимущество. Пресса ни на минуту не покидает своим вниманием нового первого вице-премьера, а тот, в свою очередь, постоянно подкармливает журналистов и телекомментаторов все новыми сенсационными заявлениями – бесстрашно нападает на “заевшееся” чиновничество, на привилегии госслужащих и депутатов, грозит губернаторам, распекает военных, проявляет заботу о “маленьком человеке”, не забывая при этом “обаять” своей широкой улыбкой. Словом, Немцов демонстрирует весь “джентльменский набор” удачливого претендента на роль национального лидера.

Массированная рекламная кампания, развернувшаяся вокруг Немцова (и прежде всего, на телевидении, этом “важнейшем из всех искусств” политического имиджмейкерства), судя по всему, достигает своей цели: официозные социологические службы поспешили уведомить население в том, что баловень СМИ в рекордные сроки стал народным любимцем. Созданный СМИ “феномен Немцова” начал жить своей собственной жизнью. Россияне, в очередной раз оболваненные ловкими информационно-политическими манипуляторами, стали “счастливыми обладателями” нового национального лидера.

“СМЕНА КАРАУЛА”: КАНУН ОЧЕРЕДНОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЕ

“Смена караула” в президентской команде, произведенная престарелым Ельциным под предлогом переформатирования правительства, продвинула на ведущие посты представителей молодого поколения российской политической элиты и открыла новый виток борьбы за верховную власть, за наследие ельцинской эпохи. Акценты на этом новом витке политической истории посткоммунистической России расставляются существенно иначе, чем прежде. Раньше речь шла о борьбе за влияние на Ельцина, сегодня – о его “троне”, о “престолонаследии”. Раньше противоборствующие силы были структурированы прежде всего в соответствии с групповыми интересами секторов экономики, отраслей, регионов, лоббируемых элитными политиками. Сегодня принцип группировки политиков видоизменился – при всем том, что крупные финансово-промышленные тузы наращивают свое присутствие в политике (это видно по ожесточенной борьбе за информационное пространство между финансистами и “естественными монополиями” (ЕМ), главный фокус политического противостояния явно переместился в иную плоскость – в сферу отношений между политическими поколениями. Нынешний конфликт между чубайсовско-немцовской и черномырдинской группировками – это в первую очередь конфликт “отцов и детей” и лишь затем – финансового и промышленного капиталов, компрадоров и национальной буржуазии, частного бизнеса и “красных директоров”.

Насколько мало хозяйственные противоречия сами по себе значимы в нынешней политической схватке, подчеркивается тем, что она происходит в общих идеологических рамках, заданных не кем иным, как Б.Ельциным, перехватившим у оппозиции тезис о приоритете интересов национального товаропроизводителя (кампания “Покупайте русское”). За этот тезис ухватились и Чубайс, требующий от банков прекратить погоню за “легкими деньгами”, и Черномырдин, отстаивающий интересы ЕМ как “хребта” национальной экономики. Почти все идеологические различия между участниками разгоревшейся политической баталии, кроме возрастных, демографических, поколенческих стерты.

Еще пример. Внутри группировки Немцова и Чубайса, выступающей единым фронтом против “старой гвардии” Ельцина, немало противоречий, связанных с разными ведомственными и лоббистскими устремлениями этих политиков. Сначала казалось даже, что тандем между ними невозможен, однако в реальности общность поколенческой психологии проявлялась сильнее, чем любые другие составляющие их политики. Чем дальше, тем сплоченнее (пока!) действует эта пара. Лоббистские “разборки” оставлены на потом, ибо главной ставкой в нынешней российской политике является вопрос о том, кому достанется власть в стране после ухода Ельцина – удержится ли она в руках “старой” ельцинской гвардии или же будет перехвачена “младоельцинистами”.

Младшее поколение статусных российских политиков, первое начавшее активные действия против “пожилого” истеблишмента, до недавнего времени доминировавшее на основных “командных высотах”, не доверяет “старикам”, людям смутного “переходного времени”, большая часть жизни которых пришлась на советские времена. Дело, конечно, не только в том, что лидеры “молодых” не хотят оставаться на вторых и третьих ролях, “прислуживаться”. Больше всего юные властолюбцы опасаются, что старики, не имеющие, кроме Ельцина, в своих рядах ни одного яркого и убедительного лидера, просто сдадут власть оппозиции, ненавидящей лютой ненавистью ельцинских опричников, “новых русских политиков”.

“КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ” ОБРАЗЦА 1997 ГОДА

Как известно, первый этап “либеральной революции” во многом был революцией пенсионеров. Пенсионеры обеспечили Ельцину львиную долю его электората в 1989, 1990-91 годах и даже на референдуме 1993 года. Они шли за ельциными и поповыми как за выразителями чаяний “старого” советского среднего класса. Молодежная карта (кампания “Голосуй или проиграешь!”) стала разыгрываться лишь на выборах 1996 года, когда Ельцин уже не мог опереться на свою электоральную базу первого призыва.

Сегодня молодое политическое поколение, призванное Б.Ельциным крепить фундамент под его дряхлеющим режимом, “новые русские политики”, подобно своим предшественникам – революционерам-большевикам, в поисках массовой политической базы радикально меняют демографические характеристики внутриполитического курса, обращаются к молодежи. Причем, не только к “золотой”, “уличной”, “коммерческой”, но и к той, которая намерена делать карьеру на чиновничьей ниве. Слова “провинциала” Немцова о грядущей “кадровой революции”, брошенные им во время поездки в Красноярский край, – это отнюдь не хлестаковщина. Его лозунг рассчитан на расширение базы радикалов в госаппарате за счет “молодых” выдвиженцев, лично преданных немцовско-чубайсовской группировке, и является далеко не последним элементом тактики и стратегии политических сил, стоящих за Немцовым.

Второй этап либеральной революции начинается под принципиально иными лозунгами, чем первый – не бесплатный проезд пенсионерам, а самоокупаемый транспорт, не приватизация жилья, а жилищно-коммунальная “реформа“ с ростом цен на жилье в 2-3 раза. И это тоже не случайно. Чубайс и Немцов обращаются не к старикам (их они не возьмут в XXI век), а к “сердитому” поколению молодежи, уставшему от своей бесперспективности на пиршестве жизни.

Чубайс и Немцов поставили на то, что в активную жизнь входит новое поколение, свободное от исторической памяти и ощущающее острую социальную неудовлетворенность – горючий материал для очередного витка “либеральной революции”. Молодежь не понимает и не уважает старшего поколения, ей не нужно государство, которое все еще слишком много тратит на социальные нужды, но не создает рабочих мест, взимает большие налоги и тратит их “в пользу бедных”. О старости молодые не задумываются. Для этой молодежи и продается в очередной раз либеральная модель “маленького дешевого государства”, которое собирает немного налогов, но и не тянет зато на себе груз социальных расходов.

Недовольство в очередной раз направляется и на российское чиновничество – выступая перед красноярскими студентами, Немцов заявил о готовящемся постановлении правительства о декларировании доходов, расходов, недвижимости и банковских счетов чиновников и членов их семей, что действительно может стать одним из самых действенных рычагов новой “кадровой революции”. Конечно, привилегии, которые получит затем сам “немцовский призыв” в госаппарате, будут, по крайней мере, не меньше привилегий “ельцинских кадров”. Б.Ельцин, прежде чем стать президентом, делал то же, что делает Немцов: боролся с привилегиями. У него не было иного способа прийти к власти, кроме разжигания популистских страстей.

Нет другого способа сохранить власть после Ельцина кроме сброса с политического Олимпа своих “отцов и старших братьев”, ельцинской гвардии и у младшего поколения ельцинистов. Как все политические авантюристы, они хотят начать писать историю “с чистого листа”, а потому, прежде всего, всеми правдами и неправдами им надо отделаться от свидетелей старшего поколения. Как выразился Б.Немцов, “Россия должна войти в XXI век только с молодыми людьми, в том числе и в руководстве”.

“Дарвинистская” мораль, на которой воспитано это поколение, – умри ты сегодня, а я завтра, – это кредо “новых русских политиков” немцовско-чубайсовской чеканки.

Зловещая угроза очередной “культурной революции” вновь нависла над нами. За ней маячит и новый 37-й год – “ждите арестов”, как уже пообещал Чубайс. Выдержит ли Россия очередной эксперимент – большой вопрос.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ХРОНИКА ПОТЕРЬ
Обратная связь
МИР. ТРУД. МАЙ. НЕВЕСЕЛЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ К ПРАЗДНИКУ
Насколько сегодняшние общество и власть отвечают критерию патриотизма
ВСЕ НА АКЦИИ ПРОТЕСТА
Тяни потихоньку, а то леску оборвешь
ПОЛИТИКА УЛИЦ. ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕДЕЛЫ ВЛИЯНИЯ МАССОВЫХ АКЦИЙ ПРОТЕСТА
На восток!
КТО ПОМОЖЕТ ЭТИМ ЛЮДЯМ?
Пестик – это не тычинки: хорош для супа и начинки
ДАЖЕ В ПЛЕНУ ОН НЕ ПАДАЛ ДУХОМ
Владыкой мира станет труд
ПЛАНЫ НА МАЙ
Нам ясен долгий путь
ПОКЛОН ВАМ, ВЕТЕРАНЫ! СВОЕГО ПЕРВОГО “УРА!” Я НЕ УСЛЫШАЛ
ПОСЛЕСЛОВИЕ К ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЙ ДАТЕ
Кавказ – дело тонкое
АНАТОЛИЙ ЧУБАЙС И ОВЕЧКА ДОЛЛИ (ЗАПИСКИ ЛИБЕРАЛА)
ВЕСНОЙ В МОСКВЕ ПАХНЕТ ЧЕРЕМУХОЙ. КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА МИТИНГЕ
РЕВЕНЬ – ЭТО ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР
ХВОЩ ПОЛЕВОЙ
ЗА ВАШЕ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ!
КРЕСТЬЯНСКАЯ ДОЛЯ. КОМУ ВЫГОДНО РАЗРУШЕНИЕ РОССИЙСКОГО СЕЛА?


««« »»»