Нам ясен долгий путь

Завершилось первое пятилетие того процесса, который был назван его творцами “либеральными реформами”. Настало время подводить итоги.

Сегодня даже здравомыслящие представители действующей власти вынуждены признать, что российскую экономику поразил глубокий кризис. Это не только “чудовищный бюджетный кризис”, о котором говорят гг.Чубайс и Лившиц: кризис носит глобальный, комплексный, системный характер.

КАКОЕ НАСЛЕДСТВО МЫ ПОЛУЧИЛИ

Главной характеристикой этого кризиса является тот факт, что наша экономическая система производит сегодня реального продукта в несколько раз меньше, чем это требуется для решения жизненно важных для общества задач, таких как поддержание воспроизводства нации, обновление основных фондов, развитие инфраструктуры, сохранение единого информационного пространства, обеспечение базовых параметров национальной безопасности, проведение независимой внешней политики, соответствующей геостратегическим интересам России.

1997 г. стал весьма знаменательным. Мы вступили в новую фазу долговой экономики, когда все государственные доходы идут исключительно на погашение процентов по внутренней и внешней задолженности. Все остальные расходные статьи бюджета финансируются из новых заимстований. При этом возможности как внутренних, так и внешних заимствований не беспредельны. В частности, чистые международные резервы практически исчерпаны. В таком качественно новом состоянии экономика не может работать долго. Бесконечно можно только созидать, в то время как национальное богатство есть величина конечная, за исчерпанием которой неизбежно следует полное банкротство государства со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая социальный взрыв и “югославский вариант”.

В ближайшее время нас ожидает углубление кризиса неплатежей, потеря предприятиями остатков оборотных средств, цепь банкротств крупных и средних предприятий, радикальное сокращение налоговой базы. И как следствие – увеличение задолженностей по заработной плате и социальным платежам и откат за черту бедности основной массы россиян.

В результате правительство окажется перед плачевным выбором – между гиперинфляцией и отказом от внутренней конвертируемости рубля. И то и другое приведет к полному крушению социальной сферы.

ПРИВАТИЗАЦИЯ ВЛАСТИ РАЗРУШАЕТ ГОСУДАРСТВО

Главную проблему сегодняшней России я вижу в катастрофическом состоянии российской государственности. Главная беда в том, что произошла “приватизация” функций государственного управления узкой группой лиц, не связанных с реальным производством и объективно не заинтересованных в возрождении национальной экономики. Современная Россия до сих пор не имеет надлежащих политических институтов и системы ценностей, способных служить консолидации власти и политической мобилизации общества для решения самых элементарных задач любого государства, для обеспечения выживания страны как единого целого. Российские верхи так и не смогли преодолеть центробежных тенденций, получивших свое начало еще в период горбачевских реформ внутри Союза. Кульминацией последствий слабости российского государства явилось недавнее поражение России в Чечне и объявление последней своей независимости. Многие республики в составе Федерации с напряженным интересом следят за развитием отношений между Москвой и Грозным, лихорадочно высчитывая, какие еще уступки можно получить от Москвы в этой ситуации, унизительной для федеральной власти.

На наших глазах некогда унитарная держава превращается фактически в конфедерацию с очень слабым центром, имеющим более чем ограниченные возможности мобилизации финансовых и материальных ресурсов. Некоторые республики уже сейчас только формально находятся в рамках Российской Федерации, а на самом деле превратились в реальные субъекты международной экономической и даже политической деятельности. Помимо Чечни в этом ряду следует выделить Татарстан, Башкортостан, Туву, Якутию, Ингушетию.

Вслед за разрушением политических институтов за последние годы “реформ” чудовищную деградацию претерпели силовые структуры, особенно армия, спецслужбы и правоохранительные органы. Очень наглядно деградация политических и силовых структур государства была продемонстрирована во время чеченской войны.

Все это ставит под сомнение саму способность государства ответить на внешние вызовы. И этим уже начали пользоваться некоторые зарубежные державы. За рубежом развернута мощная пропагандистская кампания против союза России и Белоруссии. Соединенные Штаты как бы невзначай обнародовали информацию о вступлении на первую боевую вахту стратегических бомбардировщиков Б-2, созданных по технологии “стелс” (“самолет-невидимка”) и оснащенных как ядерным, так и обычным оружием повышенной точности. Сообщения о идущем полным ходом перевооружении американской армии явно рассчитаны на запугивание России, поскольку даже российский министр обороны признает, что российские вооруженные силы разваливаются и умирают. Сегодня мы столкнулись с ситуацией, когда речь уже идет о возможности существования российского государства вообще, даже в рамках нынешних, искусственно усеченных границ Федерации.

Фактически Запад сам сформулировал и начал воплощать в жизнь доктрину национальной безопасности для России. Согласно этой доктрине, Россия не может иметь никаких зон влияния вне собственной территории, а гарантом внутренней политической стабильности России является Севвероатлантический блок, границы которого расширяются форсированными темпами. Как ни печально, но в России давно сформировалась “пятая колонна”, которая всеми средствами навязывает народу страны мысль о том, что якобы “цивилизованный Запад” имеет полное право на вмешательство во внутренние дела России в целях сохранения нынешней власти.

Перед нами открывается совершенно реальная перспектива утраты тех “достижений”, которыми так гордились реформаторы. Это касается не только низкой инфляции или внутренней конвертируемости рубля – здесь откат назад практически неизбежен. Хуже другое: под угрозой могут оказаться и демократические свободы, и политический плюрализм, и относительная независимость средств массовой информации.

ИТОГИ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ПЯТИЛЕТКИ

То, что происходило в России в годы “либеральных реформ”, можно охарактеризовать как процесс непрерывного сужения и ограничения демократии, что парадоксальным образом сочеталось с торжеством вседозволенности.

Попробую проиллюстрировать этот тезис на нескольких примерах. В начале реформ мы имели так называемую общенародную собственность. Конечно, мы не могли ей как-то воспользоваться, даже в смысле права на управление этой собственностью. Но насколько лучше, демократичнее, “либеральнее” ситуация сегодня? Реальными собственниками стали примерно 15 финансовых групп, получивших в свое распоряжение основную долю национального богатства. Их деятельность ориентирована, главным образом, на выкачивание ресурсов из страны в одностороннем порядке, на перевод собственности, полученной в процессе приватизации, за рубеж. Эти процессы весьма активно идут и в металлургическом комплексе, и в области нефтедобычи.

Конечно, существует и национально ориентированная экономика, такие, например, компании, как РАО “Газпром” или РАО “ЕЭС России”. Но именно на их раздробление и направлены сегодня усилия МВФ под предлогом борьбы с “естественными монополиями”. Если МВФ добьется своего, то мы окажемся на последнем рубеже, за которым – полный развал национальной экономики и тотальная зависимость от западных “благодетелей”.

Чуть ли не половина владельцев крупнейших финансовых групп живет за рубежом, а в Россию приезжает “на работу”. Не довольствуясь чисто финансовой властью, цивилизованным лоббированием и нецивилизованным подкупом правительственных чиновников, они сегодня идут в правительство, с тем чтобы непосредственно принимать решения по дележу госресурсов. Одновременно они стремятся “прибрать к рукам” средства массовой информации, особенно электронные.

Еще одним итогом пятилетия реформ стала ситуация, в которой идеологический выбор свелся к “предпочтению” одной из двух дорог в никуда – по варианту “партии власти” или по варианту псевдооппозиции. И те и другие продемонстрировали абсолютную неспособность предложить сколь-нибудь эффективное решение важнейших проблем современной России. По сути, в стране образовался идеологический вакуум. Не случайно в Россию хлынули самые экзотические секты, многие из которых сразу же получили доступ не только к средствам массовой информации, но и в самые высшие эшелоны российской власти. Даже робкие попытки отдельных представителей российского руководства хоть как-то ограничить их деятельность немедленно натыкались на жесткую реакцию со стороны Запада. Свобода выбрать любой путь к “миру лучшему” в России удивительным образом сочетается с отсутствием реальных механизмов изменения к лучшему земной жизни.

В случае продолжения нынешнего курса мы неизбежно подойдем к критической черте, за которой в экономике начнется цепная реакция развала, а поведение масс начнет подчиняться законам толпы. И тогда либо найдется лидер, способный направить массовый протест в цивилизованное русло, либо… окажется неизбежным ввод в Россию сил НАТО в целях обеспечения безопасности атомных электростанций, пусковых установок баллистических ракет, складов ядерных боеголовок и других объектов того же рода. Подобный сценарий чреват утратой государственной независимости России. И все это может произойти много раньше, чем предсказывают политологи и правительственные эксперты: достаточно вспомнить, как развивались события в Иране, Югославии или Албании.

ПОРА ВЗЯТЬСЯ ЗА УМ!

Оценивая экономическую и политическую ситуацию в России, необходимо осознавать: даже если события будут развиваться по оптимистическому сценарию, заложенному в “Правительственной программе экономического развития России до 2005 года”, то к концу этого периода ВВП России составит только 75% от ВВП 1990 г. А это означает, что отставание России от развитых стран станет необратимым процессом.

Было бы наивно полагать, что разработка программы выхода из кризиса, благодаря которой Россия займет достойное место в мировом сообществе, по силе одной организации, одному коллективу, даже очень сильному. Ни Фонд “Реформа”, ни Социалистическая народная партия не претендуют на такой монополизм. Тем не менее уже сегодня мы сформулировали те задачи и проблемы, с которыми неизбежно столкнется власть в “постельцинский” период.

Следует отдавать себе отчет в том, что объективная необходимость проведения жесткой экономической политики со стороны новой власти неизбежно войдет в противоречие с прозрачностью границ для граждан, финансовых потоков и грузовых перевозок. Новая власть столкнется с проблемами банковской системы, в первую очередь крупных банков, вызванными необходимостью реструктуризации колоссальной внутренней задолженности.

Важнейшей проблемой будет искоренение условий для воспроизводства коррупции и оргпреступности. Основным инструментом в этой борьбе может стать только жесткая государственная регламентация деятельности чиновников и правоохранительных органов.

Остро встанет на повестке дня вопрос справедливого распределения доходов от госсобственности и добычи природных ресурсов между пользователем, федеральными и местными бюджетами.

Все это – ближайшие и непосредственные задачи.

Существует, однако, общий закон: нельзя достигнуть ближних целей не ставя перед собой целей более высоких. У нас есть такая высокая цель, достижение которой позволит преодолеть нынешнее предкатастрофическое состояние.

Речь идет об интеллектуальном прорыве за счет активизации человеческого фактора, создании новой общественной иерархии, построенной на реальных заслугах перед обществом, а не на антисоциальной предприимчивости и лакейском угождении начальству.

В наше время именно высокие технологии, высокоинтеллектуальная деятельность, то, что принято называть элементами “информационного общества”, создают потенциал государственной силы и уважения в мире.

Для того чтобы занять лидирующее положение в сфере наукоемкого производства, необходима коренная реформа нашего образования, концентрация интеллектуального капитала на приоритетных направлениях развития науки. Сегодня Социалистическая народная партия разворачивает движение, направленое на сохранение интеллектуального потенциала нации. Это прежде всего движение в поддержку отечественного образования, отечественной школы, которая находится на краю гибели.

Борьба за демократию неотделима от другой цели – вывода на качественно новый уровень экономики России, страны, которая вновь должна стать одним из ведущих центров влияния на мировой арене. Величие социалистической России будет определяться не только ее военным потенциалом и геополитическим влиянием, а прежде всего экономическими и технологическими показателями, уровнем развития образования, науки и культуры и, конечно же, качеством жизни народа.

МАРТИН ШАККУМ,

Председатель Социалистической народной партии России,

президент Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

МОЛОДЫЕ РАДИКАЛЫ ПРОТИВ ПОЖИЛЫХ РЕФОРМАТОРОВ: АПОКАЛИПСИС ЗАВТРА?
ХРОНИКА ПОТЕРЬ
МИР. ТРУД. МАЙ. НЕВЕСЕЛЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ К ПРАЗДНИКУ
Обратная связь
ВСЕ НА АКЦИИ ПРОТЕСТА
Насколько сегодняшние общество и власть отвечают критерию патриотизма
ПОЛИТИКА УЛИЦ. ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕДЕЛЫ ВЛИЯНИЯ МАССОВЫХ АКЦИЙ ПРОТЕСТА
Тяни потихоньку, а то леску оборвешь
КТО ПОМОЖЕТ ЭТИМ ЛЮДЯМ?
На восток!
ДАЖЕ В ПЛЕНУ ОН НЕ ПАДАЛ ДУХОМ
Пестик – это не тычинки: хорош для супа и начинки
ПЛАНЫ НА МАЙ
Владыкой мира станет труд
ПОКЛОН ВАМ, ВЕТЕРАНЫ! СВОЕГО ПЕРВОГО “УРА!” Я НЕ УСЛЫШАЛ
ПОСЛЕСЛОВИЕ К ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЙ ДАТЕ
Кавказ – дело тонкое
АНАТОЛИЙ ЧУБАЙС И ОВЕЧКА ДОЛЛИ (ЗАПИСКИ ЛИБЕРАЛА)
ВЕСНОЙ В МОСКВЕ ПАХНЕТ ЧЕРЕМУХОЙ. КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА МИТИНГЕ
РЕВЕНЬ – ЭТО ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР
ХВОЩ ПОЛЕВОЙ
ЗА ВАШЕ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ!
КРЕСТЬЯНСКАЯ ДОЛЯ. КОМУ ВЫГОДНО РАЗРУШЕНИЕ РОССИЙСКОГО СЕЛА?


««« »»»