ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ:
1. Сумел ли президент Ельцин в ходе своего визита в ФРГ добиться существенных результатов в решении проблемы расширения НАТО?
2. Какое влияние прошедшие съезды КПРФ и НДР окажут на развитие политической ситуации в России?
СЕРГЕЙ ЮШЕНКОВ,
депутат Государственной Думы
1. Думаю – да. Если речь идет о том, что 27 мая в Париже будет подписан договор между Россией и НАТО, то проблема решена. Тем более, что Салана в своем интервью заявил, что договор – вещь трудная, но возможная.
2. Съезд КПРФ может принести отрицательное влияние. С этим съездом рухнули последние надежды, что КПРФ будет реформирована в сторону социал-демократии. К сожалению, она становится национал-коммунистической. Ведь на съезде было заявлено, что с партией парламентского типа покончено. Это печально, потому что перенос идеологических споров на улицу принесет неисчислимые беды не только противникам КПРФ, но и рядовым членам этой партии. Очень жаль, что не сделано выводов после 91-го года. Жаль, что в России не сформировалось сильной социалистической или социал-демократической партии, а был лишь провозглашен возврат к сталинской политике.
НДР. Здесь влияния в отрицательном смысле нет, но и в положительном тоже. Рядовой съезд. Он не стал, может быть к счастью, вехой. Лишь сохранил определенную тенденцию.
ВЛАДИМИР СЕМАГО,
депутат Государственной Думы
1. Она уже решена. НАТО расширяется. Поэтому никаких проблем у президента нет. Упущена внешняя политика по этому направлению. Как только вы проигрываете, так эта проблема решается чужими руками.
2. К сожалению, сама политическая жизнь России и массы, которые двигают политическую жизнь, сегодня представляют разные силы. Сегодня обе противоборствующие силы – КПРФ и НДР заранее противопоставлены самому населению. Население двигается самостоятельно, не воспринимая ни партию власти, ни оппозицию.
АЛЕКСАНДР ЦИПКО,
политолог
1. Складывается впечатление, что договоренность о подписании в Париже 27 мая специального договора между Россией и НАТО является неподготовленным экспромтом.
2. По крайней мере, после предыдущего съезда КПРФ ситуация резко осложнилась. Несвоевременная и плохо подготовленная реформация правительства, переход громадной власти к нелегитимной фигуре – Чубайсу практически лишает нас последнего шанса на национальное примирение. Зюганов, как лидер партии и политик, вынужден вслед за радикальным крылом своей партии становиться более и более непримиримым. Это происходит вопреки его воле и характеру, но к этому его толкают последние кадровые назначения в правительстве.
Абстрактно новая ситуация, то есть обострение конфликта между реформаторами-космополитами и красной КПРФ дает шанс для НДР. В новой ситуации НДР в состоянии превратиться в партию национальной буржуазии, но это только абстрактно. До тех пор, пока политическая инициатива будет находиться в руках Чубайса, мы будем связаны обострением политической ситуации в стране и переходом от “холодной гражданской войны” к “горячей гражданской войне”.
СЕРГЕЙ БАБУРИН,
вице-спикер Государственной Думы
1. Не сумел и не сумеет. Президент Ельцин ничего кроме личной власти для себя, и то весьма ограниченной, добиться уже не может. Он не имеет никаких козырных карт. На все требования, которые выдвигали Примаков в Париже и Ельцин в Хельсинки и на встрече с Колем в Баден Бадене, ответ Запада будет отрицательный. Робкая просьба России о нерасширении военной структуры НАТО не будет удовлетворена.
2. Что касается съезда КПРФ, я думаю, что сколько-нибудь принципиального влияния этот съезд не окажет. Он был достаточно традиционным. Была дозированная радикальная риторика, и в то же время в целом та стратегия и тактика, которой придерживалось руководство КПРФ в последнее время, не была подвергнута принципиальной критике. Другое дело, что съезд проявил наличие в партии большого числа людей, которые не очень довольны стратегией и тактикой, которой придерживается руководство КПРФ, и высказывали достаточно трезвые мысли. Это дает надежду на то, что курс КПРФ в будущем все-таки станет более жестким.
Что касается съезда НДР, это был съезд начальников, которые по долгу службы, многие по приказу или по согласованию с вышестоящими начальниками, участвовали в этом мероприятии. Это люди в основном не свободные. И каких-то новаций от них ждать просто не приходится. Не случайно, что они даже не решаются преобразовать себя в партию. Это люди, которые не хотят себя связывать никакой партийной дисциплиной. Пока Виктор Степанович премьер – НДР будет собираться. Когда будет другой премьер, это будет какая-нибудь другая организация.
НИКОЛАЙ РЫЖКОВ,
депутат Государственной Думы
1. Нецелесообразно высказывать оценки события до того, как станет известно содержание документа. Главное – выяснить, будут ли учтены интересы России. Если документ во многом останется на основе Хельсинских соглашений, радости нет. В этом случае мы сдали позиции по восточноевропейским странам и не получили гарантий по Прибалтике.
2. Говорить о влиянии еще рано – жизнь покажет, а вот то, что борьба за вывод страны из крайне негативной ситуации еще более обострится и в нее будут вовлечены еще более широкие слои населения нашей страны – сомневаться не приходится.
СЕРГЕЙ КУРГИНЯН,
президент корпорации “Экспериментальный творческий центр”
1. Попытка разыграть против американцев так называемую “европейскую карту” довлеет над умами нашей элиты все последнее десятилетие. Это проявляется и в том, как обмусоливается тема пресловутого многополярного мира, и в том, как воспевается возможность оси Париж – Бонн – Москва (или идея нового Хельсинки “Европа без США” и т.п.). Совсем не чужд (и никогда не был чужд!) этой тематике министр иностранных дел России. Что же касается президента Ельцина, то он зондировал в Баден-Бадене гораздо более конкретные и важные для него реалии, напрямую относящиеся к вопросу о власти. Играть в “карту Европы” в том виде, в каком это реализуется нашими “многополюсниками”, и добиваться за счет этого результатов по противодействию расширению НАТО? Если такая карта вообще начнет разыгрываться, то только против России. А ведь других карт для стратегической игры у президента Ельцина нет! На том уровне сложности, на котором сейчас делается вся политика, в том числе и внешняя, таких карт и не может быть. Ибо даже устаревшая и гибельная для России “еврокарта” считается “высшей математикой политического процесса”. Ну а раз так, то каких результатов можно было добиться в ФРГ? Изменения долей процента в “филькиности” будущей “грамоты”, которую все равно подпишут и про которую тут же забудут?
2. Вялость одних и ничем не подкрепленная несолидная залихватскость других еще больше подтолкнули нас к повторению сразу августа-91 и октября-93.
МАРТИН ШАККУМ,
президент фонда “Реформа”
1. Результат переговоров Ельцина с Колем примерно такой же, как и результат переговоров в Хельсинки. Ельцин объявил, что будет подписано соглашение, по которому на данном этапе в НАТО примут три страны и ядерного оружия на их территории не будет. Госдепартамент США тут же опроверг заявление Бориса Ельцина и дал понять, что никаких конкретных соглашений по ограничению продвижения НАТО на Восток они подписывать не будут. Обещания идут только на словах, документы никто подписывать не собирается.
2. НДР привлекает в свои ряды новых членов. На съезде присутствовали Вяхирев, Казаков, Ресин. Черномырдин хочет перехватить инициативу и сделать НДР народной партией. Не случайно НДР дистанцировался от вопросов секвестирования бюджета и реформы жилищно-коммунального хозяйства. Это происходит на фоне активной атаки Чубайса на премьера, поэтому до ближайших выборов многое может перемениться.
У коммунистов отмечается резкий рост радикальных настроений в региональных организациях. С одной стороны, Зюганов в своем докладе пошел на обострение позиций. С другой стороны, итоговые документы достаточно противоречивы. Зюганову сложно одновременно поддерживать Черномырдина и бороться с Чубайсом – сейчас тот и другой – это составные части правительства.