ЧЕРНОЕ НАДЕЖНОЕ ЗОЛОТО

РОССИЯ – АЗЕРБАЙДЖАН: ОТНОШЕНИЯ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ

Традиционно взаимосвязанность экономик России и других республик бывшего Союза основывалась прежде всего на совместном использовании российских топливно-энергетических ресурсов. С распадом СССР и обретением всеми союзными республиками независимости вопросы поставок нефти и газа перешли в сферу межгосударственных отношений. Однако взаимная зависимость сохранилась, хотя отношения России и ее ближайших соседей в нефтегазовой сфере отмечаются теперь рядом новых моментов и особенностей.

Азербайджан располагает значительными мощностями в нефтепереработке, простаивающими из-за распада внутрисоюзных хозяйственных связей. Но республика стоит на пороге значительного роста собственной нефтедобычи, связанного с освоением Каспийского шельфа. Азербайджан заинтересован в прямом выходе на внешние рынки нефти, минуя Россию, являющуюся к тому же его естественным конкурентом. Интерес же России состоит, во-первых, в максимальном участии своих компаний в азербайджанских проектах, во-вторых, в сохранении за собой транзитной роли при будущей транспортировке каспийской нефти. Вокруг этого и разворачивается основная интрига отношений. Руководство Азербайджана, в первую очередь президент Г.Алиев, периодически сигнализирует России о своих возможностях выбора альтернативных транспортных маршрутов (через Грузию, Турцию, Украину). Как заявил азербайджанский президент в начале марта, “если маршрут Баку – Джейхан (Турция), проходящий через Грузию, окажется самым привлекательным с коммерческой стороны, то, разумеется, предочтение будет отдано этому варианту”. Эти же цели – показать России возможности самостоятельного выхода на внешний рынок – преследовал и довольно дорогостоящий вариант транспортировки нефти по железной дороге, а затем через грузинские порты, предпринятый Азербайджаном недавно.

На уровне Государственной нефтяной компании (ГНКАР) одновременно демонстрируется готовность к сотрудничеству с Россией, в частности с “Транснефтью”, при использовании северного маршрута – на Новороссийск. “Транснефть”, в свою очередь заявившая в начале февраля об отказе в прокачке азербайджанской нефти по данному маршруту (формально эта нефть должна была добываться на новых шельфовых месторождениях, а не на старых), затем резко изменила свою позицию. Сейчас единственным обязательством азербайджанской стороны, на котором настаивает “Транснефть” (а значит – Россия), является доведение объемов экспорта по северному маршруту до 5 млн тонн нефти к 2002 году. Азербайджанская сторона прекрасно понимает, что нефтепровод Баку – Супса (Грузия) обойдется более чем в 300 млн долларов и в лучшем случае будет сооружен к концу 1998 года, плюс проблемы с пропускной способностью порта. Поэтому от варианта российского транзита в ближайшей перспективе она не намерена отказываться.

С точки зрения участия российских нефтяных компаний в нефтедобыче, ситуация меняется соответственно активности западных инвесторов в Азербайджане. Похоже, республика сумела убедить их в реальности и относительной безопасности своих проектов. 25 февраля парламент Азербайджана ратифицировал очередное соглашение на разработку месторождений Дан-Улдузу и Ашрафи, определяющая роль в которой будет принадлежать американским компаниям “Amoco” и “Unocal”, японской “Itochu”. Соответственно, российские инвесторы (а это прежде всего “ЛУКОЙЛ”, возглавляемый азербайджанцем В.Алекперовым) вынуждены будут, видимо, довольствоваться ранее завоеванными кусками каспийского “нефтяного пирога”. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что интерес “ЛУКОЙЛа” к перспективной нефтяной структуре “Инам”, продемонстрированный в ходе визита В.Алекперова в Баку в начале года, остался без внимания со стороны ГНКАР, вежливо ответившей, что она слишком занята реализацией других проектов. В то же время “ЛУКОЙЛу” не мешают строить свои автозаправочные станции в Азербайджане, которыми компания намерена обустроить всю трассу Баку – Москва. То есть проекты в нефтедобыче все больше ориентированы на западных инвесторов. Сопутствующие же (транспортировка, сбыт) предполагается осуществлять на вариантной основе – с участием России и ее нефтяных компаний.

Подводя итоги рассмотрению проблем взаимодействия России с ее соседями из СНГ в нефтегазовой сфере, отметим, что пока их отношения строятся не столько на экономическом расчете и целесообразности, сколько на сложном переплетении экономики с политикой, включающем внешнеполитические и военно-политические сюжеты. Поэтому перспективы развития этих отношений будут во многом определяться всей гаммой упомянутых факторов.

Сергей КОЛЧИН


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

КАК МАТЕМАТИК ПОПАЛ В КРЕМАТОРИЙ
ЗА ГЛАВНОЙ ДОБЫЧЕЙ ИДУТ С “ГЕРКУЛЕСОМ”
МАРИНОВАЛ, ДА НЕ ДОМАРИНОВАЛ, СТАЛ ДОМАРИНОВЫВАТЬ – ЗАМАРИНОВАЛСЯ
МЕДУНИЦА ЛЕКАРСТВЕННАЯ
ОНИ ИДУТ В РАБСТВО ЗА СТАКАН ВОДЫ
ВЛАДИМИР ПАТРУШЕВ – О МУЗЫКЕ И О СЕБЕ
САЛАНА ТРЕБУЕТ ОТ РОССИИ ОЧЕРЕДНЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСТУПОК
ОБЕСЦЕНЕНИЕ ТРУДА. В РОССИИ ЗАРАБОТАТЬ МОЖНО ТОЛЬКО НА ХЛЕБ. НО БЕЗ МАСЛА!
ОТЦЫ И ДЕТИ: НАЧАЛСЯ ПРОЦЕСС СМЕНЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОКОЛЕНИЙ?
НА КУВЕЙТ НАДЕЙСЯ, А САМ НЕ ПЛОШАЙ
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АРМИИ
ПРАВОСЛАВНЫЙ МУСУЛЬМАНИН МИРОНОВ
ПОМИЛОВАТЬ ПРОТИВНИКОВ И ПОРОТЬ ДРУЗЕЙ
НУЖЕН ЛИ ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ?
ФЕСТИВАЛЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА… ЧТО МОГУТ ПРОФСОЮЗЫ?
СЛОН И МУРАВЕЙ – ЖИВОТНЫЕ
ИНФОРМАЦИЯ
Во все века Россия была страной экстремальных ситуаций
НТВ РАЗРУШАЕТ РОССИЮ
ЛЕЖИТ В ЗЕМЛЕ ГРУША – МОЖНО СКУШАТЬ
Сумел ли президент Ельцин добиться существенных результатов
ВОСПОМИНАНИЯ О “ЧЕЛЮСТЯХ”
ЗАЯВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА РАДИОСТАНЦИИ “МОЯ ВОЛНА”
ПИСЬМА. НУЖНА ГАЗЕТА ДЛЯ ПРОСТЫХ СМЕРТНЫХ
ВРУТ ВСЕ: И НАШИ, И ВАШИ


««« »»»