СЛОН И МУРАВЕЙ – ЖИВОТНЫЕ

Министерство образования пытается объяснить это детям в законодательном порядке

Для партийной полосы в газете нет неактуальных тем, если они связаны с действиями (или бездействием) слуг государства. На этот раз оказалось, что один из сотен федеральных законопроектов, основной продукт кухни высших госслужащих, дал интересные сюжеты для размышления.

Проект закона “Государственный образовательный стандарт основного общего образования” оказался опубликован для обсуждения. Документ этот совсем не “проходной”, не рядовой и не отраслевой. Потому что он о том, чему должно быть обучено и к чему подготовлено целое поколение россиян, находящееся пока за школьными партами.

Первый сюжет для размышления родился из того, что российских детей, российское юношество, российское государство в тексте проекта отыскать не удалось. Все гораздо крупнее, глобальнее, масштабнее. Что ни слово, то, как минимум, категория. Цитирую: целью образования “является обеспечение условий для самоопределения личности, формирования адекватной мировому уровню общей культуры общества, социальных установок гражданина и соответствующей современному уровню знаний картины мира, которые позволяют реализовать право личности на получение среднего (полного) общего образования, создают основы для усвоения профессиональных образовательных программ и сознательного выбора профессиональных видов деятельности”. Мощно, не так ли? Теперь всякой отдельной школе как опорной единице системы остается (так, чепуха) организовать образовательный процесс в соответствии с общей целью.

Каким образом – это уже “технические” детали, незаконопроектные подробности и пр. Правда, если иметь в виду, что за каждым (!) из приведенных словосочетаний стоят тысячи страниц текстов кандидатских и докторских диссертаций, то интересно было бы узнать именно о подробностях. Как в сегодняшней школе осуществить процесс, который должен завершиться выпуском в жизнь личностей, способных к самоопределению… на базе сформированной… адекватной мировому уровню… картины мира…? Или мы не для России подготавливаем ее россиян?

А сами мы уже овладели пусть не адекватной мировому уровню знаний, но какой-либо картиной мира и войны в своем Отечестве? Решили вопросы, в том числе и “простые”: о происхождении мира, о том, что было вначале? И как их трактовать: в зависимости от вероисповедания, принятого в “титульных” и нетитульных субъектах Федерации, или нет?

Крестик на груди по жизни и дарвинское происхождение видов по учебнику – это непротиворечивая основа и условие самоопределения (по замыслу авторов) юношеской личности?

Из всех подробностей о реализации заявленной цели законопрект сообщает: детей надо учить. Кто спорит? Верно и просто. А чему? Надо учить русскому и другим языкам, литературе, искусству, общественным и естественным дисциплинам, математике, физкультуре, технологии. Тоже нормально. Заменили слово “предмет” на “образовательную область”, укрупнили абстракцию, получили большое удовлетворение от нового содержания. Уроки труда перевели на класс выше, определили как “технология” и пр. Особо не ново, а к непривычному – привыкнут, как к названиям станций метро и именам улиц, без поиска содержания. Ну и ладно. Следующий вопрос, опять-таки связанный с формулой цели: как учить? И вот здесь начинается самое интересное. Надо так учить, к примеру, математике, чтобы она, математика, “обеспечивала овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, изучения смежных учебных дисциплин, продолжения образования; формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для полноценного функционирования в обществе… (Если не очень устали, то продолжу. – И.Н.) формировала представление об идеях и методах математики как части общечеловеческой культуры, как форме описания и методе познания действительности, понимание значимости математики для общественного прогресса”. Конец цитаты. Интересно, правда? Короче и яснее тоже сказать невозможно.

Попробуем выполнить одно действие, “в уме”. Спросим себя, а где тут все-таки содержание математического стандарта, хоть под углом его усвоения, хоть – преподавания? Не видно. Наверное, по замыслу авторов, и не должно быть. Госстандарт – не программа. Содержание – в программах обучения, а они реализуются в учебниках, которых по каждому предмету теперь должно быть 3 – 4 варианта. Чтобы учитель мог выбрать – какой учитель что выберет, таково и содержание. У него с картиной мира, видимо, все в порядке.

Круг замкнулся. Но при чем здесь государственный стандарт образования?

Обычная массовая школа живет в настоящем времени и пространстве, а министерство, судя по усилиям и затраченному времени на проект госстандартов, – только в будущем. Наши дети в современных школах изучают курс забастовочного движения. На живом примере учителей и своих родителей. Осваивают азы криминального образа жизни, “теневой” экономики. На массовом примере. Министерство же готовит стандарты их новой, космополитической образованности. Учителя – бастуют, нет зарплаты. Министерство – оплаченно работает. По принципу самозагрузки. Педвузы профилируют, интегрируют учительские специальности, делают их привлекательными для абитуриентов. А многие студенты обучаются вовсе не для того, чтобы пополнить редеющие ряды учителей и на деле обеспечить единое образовательное пространство, уровень и качество образования и воспитания детей.

Министерство и министр – близки друг другу. На заседании президиума правительства Российской Федерации обсуждался вопрос о развитии дошкольного, среднего общего и начального профессионального образования. Центральным явилось многоукладное выступление министра В.Г.Кинелева. Треть времени оно было просветительским (статистика о количестве учреждений, детей, учителей, реверанс в отношении отечественной истории, упоминание, что лично сам министр познакомился со всеми учебниками по истории, сентенции о пользе образования и пр.) Частично – констатирующим глобальные проблемы образования типа: “…утверждающиеся сейчас социально-экономические отношения и государственно-политическое устройство страны коренным образом …”. Частью – излагающим понимание всеобщих нужд. “Выход из сложившегося положения не может быть быстрым и простым. Нужно последовательное, эволюционное реформирование… радикальные преобразования…” Одновременно – и проблемным, так как “поднимало” действительно серьезные вопросы, и жалобным, поскольку не было даже предположений о том, как их “опустить”. Действительно, почему бы не пожаловаться друзьям – министрам на такую же, как у них, отраслевую долю? Страна – не объедешь. Как управлять? А школы переполнены. Со здоровьем детей нелады, нет эффективных методик для малочисленных и малокомплектных сельских школ. Возникает опасность распада целостной образовательной системы…

Была и конструктивная часть (в связи со школой). Хотя и трудно ее назвать такой. Во-первых, какие плохие у нас регионы и какую работу проводит министерство. Например, министерство как-то решило, что будет лучше, если по каждому учебному предмету будет издано по 3 – 4 альтернативных учебника, чтобы учитель мог выбирать. Затем названия 200 вариантов учебной и методической литературы объединили в список “Федеральный комплект учебников”. Составили другой список – издательств, готовых напечатать и поставить учебники в регионы. Направили об этом письма на места. Дескать, теперь вы договаривайтесь с издательствами, заказывайте учебники и платите деньги. А регионы не платят. Говорят, не могут. Поэтому, “конструктивно” считает министр, надо взять и повысить ответственность администраций регионов. Видимо, чтобы заплатили. Еще регионы (?) увеличивают долги бюджетов, потому что 1 сентября 1995 года правительство (!) ввело новую тарифную ставку (оклад) для работников бюджетной сферы. Но в бюджете того же и следующего года средств заложено не было. Регионы же платят прежнюю зарплату. Напряженность. Вот такие дела.

О собственных трудах. Цитирую. “Поскольку за прошедшие пять лет на реформу всего гуманитарного образования как в средней, так и в высшей школе не было выделено ни одного рубля, все, что сделано в этом направлении, сделано за счет урезания (?!) собственных и без того скудных средств на содержание образовательных учреждений и на пожертвования зарубежных фондов.” Если добавить сюда слова, сказанные о работе над законопроектом о госстандарте, то получится почти полное изложение выступления министра перед правительством.

И в конце – сожаление, что мало времени для выступления. Такой вот доклад, которым можно гордиться, чтобы остаться с министерством, правительством, госстандартом.

…А президент Фонда “Реформа” М.Шаккум, без шума и прессы, пришел в соседнюю школу, собрал выпускников разных лет, родителей и просто сказал: “Нам не на кого больше надеяться, кроме как на самих себя. Давайте подумаем, что сообща сможем сделать для детей. Чтобы спасти самих себя”. И ведь – услышали. И начали дело делать. Не для доклада в правительстве.

* * *

Чтобы объяснить детям абстрактные понятия типа “общее-единичное”, идут от наглядного, конкретного. Говорят: видишь, это дерево – осина, это дерево – дуб. Вместе – это деревья.

Если же начать сразу с “деревьев”, могут не понять. И не увидеть закономерности в том, что Слон и Муравей – в целом те же животные.

Читаешь иной законопроект, иной доклад, представляешь – вроде деревья. Подходишь ближе. Ан нет, бузина. Для дядьки из Киева.

Игорь НИКОЛАЕВ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ВЛАДИМИР ПАТРУШЕВ – О МУЗЫКЕ И О СЕБЕ
САЛАНА ТРЕБУЕТ ОТ РОССИИ ОЧЕРЕДНЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСТУПОК
ОБЕСЦЕНЕНИЕ ТРУДА. В РОССИИ ЗАРАБОТАТЬ МОЖНО ТОЛЬКО НА ХЛЕБ. НО БЕЗ МАСЛА!
ОТЦЫ И ДЕТИ: НАЧАЛСЯ ПРОЦЕСС СМЕНЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОКОЛЕНИЙ?
НА КУВЕЙТ НАДЕЙСЯ, А САМ НЕ ПЛОШАЙ
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АРМИИ
ПРАВОСЛАВНЫЙ МУСУЛЬМАНИН МИРОНОВ
ПОМИЛОВАТЬ ПРОТИВНИКОВ И ПОРОТЬ ДРУЗЕЙ
НУЖЕН ЛИ ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ?
ФЕСТИВАЛЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА… ЧТО МОГУТ ПРОФСОЮЗЫ?
НТВ РАЗРУШАЕТ РОССИЮ
ИНФОРМАЦИЯ
Во все века Россия была страной экстремальных ситуаций
ВОСПОМИНАНИЯ О “ЧЕЛЮСТЯХ”
ЛЕЖИТ В ЗЕМЛЕ ГРУША – МОЖНО СКУШАТЬ
Сумел ли президент Ельцин добиться существенных результатов
ВРУТ ВСЕ: И НАШИ, И ВАШИ
ЗАЯВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА РАДИОСТАНЦИИ “МОЯ ВОЛНА”
ПИСЬМА. НУЖНА ГАЗЕТА ДЛЯ ПРОСТЫХ СМЕРТНЫХ
ЧЕРНОЕ НАДЕЖНОЕ ЗОЛОТО
КАК МАТЕМАТИК ПОПАЛ В КРЕМАТОРИЙ
ЗА ГЛАВНОЙ ДОБЫЧЕЙ ИДУТ С “ГЕРКУЛЕСОМ”
МАРИНОВАЛ, ДА НЕ ДОМАРИНОВАЛ, СТАЛ ДОМАРИНОВЫВАТЬ – ЗАМАРИНОВАЛСЯ
МЕДУНИЦА ЛЕКАРСТВЕННАЯ
ОНИ ИДУТ В РАБСТВО ЗА СТАКАН ВОДЫ


««« »»»