Предложенное вниманию общественности Послание президента в значительной степени отличается от двух предыдущих. На него, так же как и на все остальные события нашей жизни, наложило отпечаток приближение президентских выборов. Нынешнее Послание имеет ряд особенностей.
Во-первых, оно короче предыдущих почти в два раза.
Во-вторых, некоторые проблемы экономики и национальной безопасности затронуты лишь в самой общей форме. Предполагается, что в ближайшие месяцы по этим вопросам будут подготовлены специальные послания президента. По крайней мере, уже готовится специальное послание по национальной безопасности России.
В-третьих, нынешнее Послание имеет структуру скорее политического манифеста, чем обычного послания.
После выступления в Екатеринбурге, где президент обосновал причины своего повторного выдвижения, Послание представляет собой следующий важный этап для избирательной кампании Ельцина. Именно этой цели подчинены и логика и структура Послания.
В отличие от предыдущих посланий, где говорилось о том, чего удалось добиться за истекший год и что было провалено, и формулировались национальные цели в экономике, государствостроении и внешней политике на следующий год, в нынешнем Послании, учитывая предвыборный характер текущего момента, осуществлена попытка в первых двух главах дать очень емкий, краткий, но обобщающий анализ развития России в течение всего XX века с пунктирным обозначением основных вех исторического пути, причин краха царского режима, победы большевиков и особенностей сложившейся тоталитарной модели развития. Значительным достижением Послания можно считать тот факт, что авторы этого документа, видимо с одобрения президента, отошли от грубого идеологического подхода к периоду коммунистической истории в нашей стране, ограничившись лишь бесстрастным и беспристрастным анализом достижений и тупиков коммунистического режима и модели развития. Именно в этом контексте рассматриваются и причины, вызвавшие к жизни необходимость в политике перестройки Горбачева, и достижения, и трагические ошибки, и упущения в этот драматический период нашей истории.
Второй раздел полностью посвящен условиям, в которых развернулась экономическая и политическая реформа, ее достижениям и промахам. Впервые в этом разделе совершенно четко отмечается, что политика “шоковой терапии” не являлась стратегической целью нынешней власти, не имела серьезного теоретического обоснования и не была рассчитана на долгие годы. Эта политика была вынужденной в условиях товарного голода, разрыва старых хозяйственных связей и обвала старого государства с его политическими, хозяйственными и силовыми структурами.
Это осознавали вначале и члены команды Гайдара, предполагая, что по мере усиления государства с его институтами курс реформ должен быть серьезно скорректирован. Однако трагедия команды Гайдара была в том, что в дальнейшем вынужденную политику реформ в экономике они стали рассматривать как единственно возможную, а любые попытки коррекции курса воспринимать как покушение на демократические реформы. Таким образом, впервые в Послании нынешние власти совершенно откровенно отмечают, что только сейчас, по мере укрепления государства, мы сможем вернуться к восстановлению управляемости экономики и придать предсказуемый характер нашему развитию. Таким образом, избавление от Гайдара – Чубайса и отход от старой экономической политики – это не покушение на демократию и экономические реформы, а попытка организованного отхода от модели дикого капитализма эпохи laissz-faire, грозившего нам неисчислимыми бедами и социальными потрясениями.
Наиболее уязвимым с точки зрения завершенности можно считать третью главу Послания, где впервые за все годы с начала перестройки Горбачева осуществляется попытка сформулировать некий образ будущего, к которому нам необходимо перейти от коммунистического прошлого. И сила и слабость этого раздела в том, что, во-первых, дан хоть какой-то образ будущего, что определяет направление движения, однако этот образ дан в самых общих чертах, в форме желаемых институтов и ценностей и носит в этом отношении весьма абстрактный характер. Конечно, образ будущего должен дать долгосрочный ориентир для развития общества и вдохновлять народ на подвиги. Однако все еще остается не ясно, насколько удастся еще раз вдохновить россиян и поднять их на подвиги с помощью образа привлекательного, но весьма далекого от сегодняшних будней российской действительности. На этот вопрос дадут ответ те идеологи и пропагандисты президентского избирательного штаба, которые призваны “продавать” этот образ будущего России как политической элите страны, так и широкой общественности. А окончательный ответ на этот вопрос мы получим в форме народного волеизъявления 16 июня 1996 года.
Андраник МИГРАНЯН