СОВЕТ ЕВРОПЫ И РОССИЯ: ПОМОЛВКА СОСТОЯЛАСЬ

Когда выйдет этот номер, в Страсбурге уже состоится официальная церемония приема Российской Федерации в Совет Европы. Каковы условия приема в столь почетное сообщество? Об этом размышляет член российской делегации в ПАСЕ, депутат Государственной Думы Сергей Глотов.

ЗАЧЕМ РОССИЯ СОВЕТУ ЕВРОПЫ?

Этот вопрос возникает как в рамках официального рассмотрения поданной Россией заявки на вступление, так и исходя из интересов европейских стран – участниц СЕ, представленных депутатами национальных парламентов и министрами иностранных дел.

С процедурной точки зрения, дела с российской заявкой обстояли вполне благополучно. С момента подачи заявки прошло более трех лет. Российская Федерация выполнила большинство требований Совета Европы, откладывать дальше ее рассмотрение по формальным соображениям было сложно, и мы попытаемся привести ряд аргументов в пользу положительного решения Парламентской ассамблеи по “российскому досье”.

Во-первых, прием России в СЕ, несомненно, придает “второе дыхание” этой организации, открывает дополнительное поле деятельности для ее многочисленных структур, в том числе парламентских (партийных групп) и комиссий ПАСЕ, конгресса местных и региональных властей, Европейского суда и Комиссии по правам человека и т.д. Речь идет и об оказании консультативной правовой помощи в разработке российских законодательных актов, соответствующих “стандартам Совета Европы”, постоянном мониторинге (контроле) за соотношением прав человека в 150-миллионной стране “переходного периода”, проникновении на ее территорию различных европейских гуманитарных фондов и структур, их влиянии на духовный мир россиян и, конечно же, воздействии на власть в нужном для “европейской демократии” направлении. Как показали январские дискуссии в Страсбурге, европейские депутаты все меньше верят в Б.Ельцина как “гаранта демократии в России” и хотели бы иметь выход на весь спектр политических сил, особенно представленных в Думе. Отсюда неподдельный интерес к итогам декабрьских выборов, к партии-победительнице, к личности Геннадия Зюганова. На этой сессии он, а не Жириновский был в центре внимания прессы, с ним стремились встретиться и обменяться мнениями многие депутаты, партийные группы, и надо сказать со всей определенностью: Г.Зюганов с этой задачей справился. Его “презентация” в СЕ прошла весьма успешно. Европейских депутатов все больше интересует, куда и под чьим руководством Россия пойдет. Для них важно уже сейчас установить контакты на длительную перспективу с нынешними и завтрашними первыми лицами страны, “политическими элитами”, и СЕ такие возможности дает.

Во-вторых, такой шаг во многом служит делу укрепления европейской безопасности, хотя Россия, как известно, ни на кого не собирается нападать. Скорее, речь идет о ломке стереотипов европейского мышления, когда Советский Союз изображался как “империя зла”. По мнению многих европейских парламентариев, Россия исповедует имперскую доктрину СНГ, держит бывшие республики СССР, а теперь страны “ближнего зарубежья” на “коротком поводке”. Эта ложная концепция нашла свое отражение и в принятой ПАСЕ Резолюции по российской заявке, где одним из пунктов записано: “Осудить как неверную концепцию двух различных категорий иностранных государств, рассматривающую некоторые из них как зону особых интересов, именующуюся “ближним зарубежьем”! Но ведь сам Запад активно идет по пути интеграции, осуществляя Маастрихские соглашения о таможенном, валютном и прочих союзах. Так почему же по этому пути не должна идти Россия в отношениях с Белоруссией, Украиной, Казахстаном, другими республиками бывшего СССР? Все это еще раз предстоит разъяснить в ПАСЕ и Кабинету министров СЕ.

В-третьих, прием России в СЕ значительно укрепляет позиции объединенной Европы в соперничестве с США и Японией. Сторонники единой Европы в этом споре теперь часто будут приводить аргумент: “Нас теперь 750 миллионов человек на огромном географическом пространстве от Атлантики до Тихого океана”. Вне сомнения, прием РФ побудит США куда более внимательно следить за работой СЕ. США уже сейчас запросили статус наблюдателя в этой организации и, по некоторым данным, готовы активно финансировать деятельность Секретариата (чиновников) СЕ. А американцы, как известно, денег на ветер не бросают.

Во время встречи членов российской делегации с американскими представителями в СЕ последние недвусмысленно дали понять, что отношение США к СЕ главным образом зависит от того, будет ли Россия его членом.

В-четвертых, пришло время оценки усилий “российских реформаторов по демократизации постсоветского общества”. Высказав в принятой резолюции ряд положительных оценок, ПАСЕ тем самым в целом поддержала “реформаторов”, проводимый ими курс. Он, как известно, совпадает с интересами крупных западных финансовых компаний и политических групп.

Некоторый диссонанс, правда, по мнению европейских депутатов, вносит происходящее в Чеченской Республике.

Однако в момент решающего выбора эти обстоятельства не стали главными. Сработал своего рода элемент “демократической солидарности”. Ведь на самом деле Российская Федерация сегодня не намного ближе (если не дальше) к признанию принципа верховенства права, реализации изложенных в Европейской Конвенции о защите человека основных свободах, чем, скажем, после подачи заявки на вступление в мае 1993 года. Но тогда существовали Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ, деятельность которых “не вписывалась в европейские стандарты”. Имело место противостояние между “прогрессивной” исполнительной и “консервативной” законодательной властями. ПАСЕ “дождалась” его разрешения, не осудив при этом расстрел Белого дома, насильственный роспуск Съезда народных депутатов РФ.

В-пятых, непринятие России в СЕ могло означать поддержку терроризма, его расползание за пределы РФ. “Ассамблея с глубокой озабоченностью следила за событиями в декабре 1995 года в Гудермесе и недавними событиями в Первомайском, – говорится в принятой Резолюции. – Она решительно осуждает захват заложников как акт терроризма и вопиющее нарушение прав человека, которые нельзя оправдать никакими целями”.

Запад, как известно, решительно борется с терроризмом. Признавая права национальных меньшинств, европейские парламентарии тем не менее нигде не предусматривают права хотя бы его незначительной части трансформироваться в экстремистов и террористов.

ЗАЧЕМ РОССИИ СОВЕТ ЕВРОПЫ?

Можно привести ряд аргументов и фактов в пользу настойчивости России в деле интеграции в Совет Европы.

Во-первых, тем самым наша страна получает солидную международную трибуну для заявления своей позиции, формирования общественного мнения; организацию, через которую и внутри которой (38 стран) можно проводить в жизнь национально-государственные интересы России, участвовать в принятии тех или иных международных решений.

Хотя по правилам процедуры ПАСЕ депутат волен говорить и заявлять свою собственную точку зрения (с учетом, конечно, его партийной принадлежности), в жизни это выглядит зачастую несколько иначе. Как правило, по крупным международным проблемам депутаты определяют свою позицию, исходя прежде всего из государственных интересов страны, где они работают, стараясь выработать в делегации консолидированную точку зрения.

Так было, например, и в ходе голосования по российской заявке, что позволило получить положительный результат. Аналогичную практику использует и делегация Федерального Собрания РФ в ПАСЕ, состоящая из представителей различных фракций и депутатских групп.

Если же страна попадает в “черный список” СЕ, как это было, например, с Союзной Республикой Югославией (СРЮ), то “отмыться” от справедливых, а зачастую далеко несправедливых обвинений практически невозможно. Формируется определенное общественное мнение, позже оно трансформируется в резолюции ПАСЕ и Кабинета министров, осуждающие поведение этой страны, побуждающие другие страны принимать по отношению к ней практические меры.

В истории со СРЮ Совет Европы поддержал введенные против этой страны санкции, помог формированию негативного общественного мнения в отношении сербов. Попытки Болгарии, Румынии и других соседей СРЮ потребовать от Запада компенсации за участие в санкциях были благополучно “утоплены” в ПАСЕ. Только в этом году СРЮ, возможно, получит статус “специально приглашенного” и сможет публично разъяснить свою позицию в разрешении кризиса.

Проблемы, по которым формируется сегодня мнение о России в СЕ, известны. Среди них: положение в Чеченской Республике, вывод российских войск из Приднестровья, положение в следственных изоляторах и тюрьмах и т.д. По ним надо давать аргументированные ответы, занимать не только оборонительные, но и наступательные позиции.

В целом можно сделать вывод, что “попадать под каток” мнения СЕ нецелесообразно. Наоборот, следует активно работать в Ассамблее и Кабинете министров СЕ по отстаиванию национально-государственных интересов России. Это во многом зависит от будущего состава в ней Государственной Думы и Совета Федерации. Предполагается, что она будет состоять из 18 основных депутатов (13 “думцев” и 5 сенаторов), отражающих расстановку политических, партийных сил в нижней и верхней палатах парламента.

Одна из ближайших задач, которую они будут решать, – использование трибуны и институтов СЕ для защиты русскоязычного населения в зарубежных странах (в первую очередь в странах Балтии), разъяснения нашего негативного отношения к расширению НАТО на Восток и т.д.

Во-вторых, присоединение к Совету Европы поможет осуществлению правовой реформы в стране, включает нас в европейское политико-правовое пространство. Конечно, это потребует разработки общенациональной программы совершенствования российского законодательства с учетом опыта и стандартов СЕ, а также правоприменительной практики.

К этому следует добавить и такой существенный момент, как право граждан на обращение в Европейский суд по правам человека. Участие РФ в Совете Европы предполагает и улучшение работы прокуратуры и судов.

Согласно планам СЕ, Российской Федерации должна быть оказана помощь в развитии местного самоуправления и федерализма. Будет проводиться экспертная оценка разрабатываемых Государственной Думой законодательных актов, осуществляться консультативная помощь и обмен информацией в области законотворчества.

Не помешает в своей связи и своего рода мониторинг со стороны Совета Европы положения дел в правовых разработках и правоприменительной практике в России. Например, выборы глав местного самоуправления населением должны проходить как само собой разумеющееся явление общественно-политической жизни, а не быть результатом постоянной борьбы политических партий, патриотических сил с властями.

Со вступлением России в Совет Европы расширяются ее возможности по организации международного гуманитарного сотрудничества, установления связей в сфере науки, образования, культуры, здравоохранения и экологии. Подключившись к осуществлению действующих в рамках СЕ соответствующих программ, можно за счет этой организации вести обучение студентов, культурный обмен и т.д.

Далеко не лишним будет и взаимодействие РФ с СЕ в такой сфере, как борьба с преступностью, терроризмом, “отмыванием” незаконных доходов, наркобизнесом, взаимодействие в уголовно-правовой сфере.

До настоящего времени Россия присоединилась только к ряду конвенций СЕ, в том числе к Европейской культурной конвенции.

Наконец, как ни парадоксально, но Совет Европы становится местом сбора республик бывшего СССР (члены СЕ – Россия, Украина и Молдавия; имеются заявки на вступление от Белоруссии, Армении, Грузии и Азербайджана), объективно способствует их интеграции в политическую, правовую, экономическую и гуманитарную общность.

Этот процесс, как уже сейчас показывает практика, будет идти, несмотря на обвинения части депутатов ПАСЕ Российской Федерации в “имперских амбициях”. Депутаты СНГ активно общаются между собой.

Западноевропейская система демократии, отшлифованная многими десятилетиями политической борьбы различных партий и социальных групп за власть, имеет в своей основе гарантии и механизмы функционирования оппозиции и сменяемости власти, что в условиях российского переходного периода, вероятнее всего, устраивает и левое и правое крыло российского политического спектра.

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ ОТ РОССИИ?

Среди условий-рекомендаций присоединения РФ к СЕ, названных в Заключении ПАСЕ № 193 (1996) по заявке России на вступление, значатся:

– принятие новых Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исправительного кодексов, соответствующих стандартам Совета Европы; новых законов о роли, деятельности прокуратуры и бюро уполномоченного по правам человека, о свободе собраний, свободе вероисповедания и т.д.;

– учреждение профессиональной коллегии адвокатов;

– привлечение к судебной ответственности лиц, признанных виновными в нарушении прав человека в Чечне;

– реальное обеспечение конституционного права граждан России (ст.27) на свободу передвижения и выбор места жительства;

– улучшение условий содержания заключенных, особенно в следственных изоляторах;

– передача из МВД в компетенцию Министерства юстиции России права управления пенитенциарными учреждениями (тюрьмами и т.д.) и надзора за исполнением наказаний (как только это станет возможным);

– пересмотр в течение года после вступления в силу закона о федеральных службах безопасности, отмена права ФСБ “иметь в своем ведении и управлять центрами предварительного заключения”;

– оказание содействия лицам, “ранее депортированным из оккупированных балтийских государств, или их потомкам в возвращении в свои страны”;

– поддержка и укрепление в России правозащитных неправительственных организаций, создание гражданского общества;

– ратификация в течение года Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также протоколов к ней, включая протокол № 6, касающийся отмены смертной казни в мирное время;

– подписание в течение года с момента вступления Европейской конвенции о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения;

– подписание в течение года после вступления Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, Европейской хартии местного самоуправления и Хартии региональных языков и языков меньшинств; следование на практике рекомендациям, изложенным в данных документах;

– подписание и ратификация других конвенций СЕ, в частности касающихся выдачи преступников, взаимной помощи в уголовно-правовой сфере, “отмывания” денег, конфискации доходов от преступной деятельности (с момента вступления);

– разрешение международных и внутренних споров мирными средствами; урегулирование пограничных споров в соответствии с принципами и нормами международного права, действующими международными договорами;

– ратификация в течение шести месяцев после вступления в силу соглашения между правительствами РФ и Молдавии от 21 октября 1994 года и продолжение вывода 14-й армии и ее военного снаряжения;

– выполнение обязательств по Договору о сокращении вооруженных сил и вооружений в Европе;

– ведение переговоров с европейскими странами по вопросам возврата культурных ценностей, включая архивы;

– возвращение собственности религиозных организаций;

– неприменение в подходе к иностранным государствам концепции, именуемой “ближним зарубежьем”, “зоной особых интересов России”;

– прекращение практики ограничений на зарубежные поездки лиц, владеющих государственными секретами, и облегчение доступа к архивам иностранных граждан;

– принятие закона об альтернативной службе, как это предусмотрено ст.59 Конституции;

– “сокращение и в конечном счете исключение случаев жестокого обращения, а также гибели людей в вооруженных силах, не задействованных в вооруженных конфликтах;

– продолжение проведения правовой реформы с тем, чтобы привести все национальное законодательство в соответствие с принципами и стандартами СЕ;

– строгое соблюдение положения международного права, в том числе в случаях вооруженных конфликтов на всей территории;

– сотрудничество в духе доброй воли с международными гуманитарными организациями и разрешение их деятельности на российской территории в соответствии с их мандатом;

– сотрудничество в вопросе реализации взятых на себя обязательств и обязанностей, включая осуществление контроля за этим со стороны СЕ.

Вот те обязательства-рекомендации, которым должна следовать Россия, вступая в Совет Европы. Их немало и они равновелики по своему объему и характеру. Сделав выбор в пользу вступления, мы должны их выполнять.

С некоторыми из них, например с необходимостью создания гражданского общества, поддержки неправительственных организаций, укрепления местного самоуправления, взаимной помощью в уголовно-правовой сфере, в борьбе с “отмыванием денег”, урегулированием споров мирным путем и т.д., можно практически безоговорочно согласиться.

К другим, очевидно, мы должны относиться как к существенным рекомендациям-наказам (например, мораторий на смертную казнь, передача ИТУ из ведома МВД в ведение Минюста и т.д.), которые Россия ни сегодня, ни завтра выполнить при всем желании не сможет, и это надо объяснять европейским депутатам.

Так поступила, например, Украина и находит в настоящее время понимание в ПАСЕ и Кабинете министров. Это должно быть также разъяснено как гражданам РФ, так и прессе, которая в последнее время активно эксплуатирует миф об отмене в России в связи со вступлением в СЕ смертной казни и необходимости кормить заключенных на 10 долларов в день (о последнем в заключении СЕ по российской заявке вообще не говорится).

К третьим можно отнести откровенно политические требования, которые во многом лежат за рамками Устава СЕ и, возможно, подлежат рассмотрению на двусторонних межгосударственных переговорах, не являясь предметом политического торга.

Указанные выше вопросы необходимо будет решать постепенно, без поспешности, в ходе консультаций с СЕ, исходя из конкретной обстановки, складывающейся в России, а главное – ее национально-государственных интересов.

8 февраля 1996 года, опираясь на положительную резолюцию ПАСЕ, Кабинет министров СЕ также принял положительное решение по российской заявке. На 27-28 февраля в Страсбурге намечена официальная церемония приема Российской Федерации в Совет Европы, в ходе которой министр иностранных дел России Е.Примаков должен подписать соответствующие документы.

Дело сейчас за Государственной Думой и Советом Федерации, которые должны принять Федеральный Закон “О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы”.

Остается надеяться, что этот важный политико-правовой шаг в интересах России будет сделан ими в самое ближайшее время.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ БОЛЬШИХ ВЫБОРОВ
ТРЕТЬЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА
ВСТУПЛЕНИЕ
АКЦИОНЕР ВНЕ ОПАСНОСТИ?
ХОТЯТ ЛИ РУССКИЕ ВОЙНЫ?
УПРАВА НА “СНИКЕРС”
Обещания президента по погашению всех задолженностей
КТО ИЗ ПРЕТЕНДЕНТОВ НАЙДЕТ ПРИЮТ В ТЕНИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КРОНЫ?
“КУЛИКОВО ПОЛЕ”. СТРАСТИ НЕ УТИХАЮТ
ИТАЛЬЯНЦЫ СНОВА В РОССИИ
МЫ ПИШЕМ РУЧКАМИ ОТ “ОФИС ПРЕМЬЕР”
СТАНЬТЕ ЖИТЕЛЯМИ НАШЕГО ГОРОДА
ОЖИВШИЙ МУЗЕЙ МАДАМ ТЮССО
ЗВЕЗДЫ И ХОББИ
РОССИЙСКАЯ МАФИЯ “БЕРЕТ” ШВЕЙЦАРСКИЕ БАНКИ
СКОЛЬКО ЛЕТ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ?
ХИТ-ПАРАД “СЕМЕРКИ”
УРАЛЬСКИЙ ПЛАЦДАРМ БОРИСА ЕЛЬЦИНА
СТРИПТИЗ ПО-РОССИЙСКИ
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЛАСТЬ – ОРУДИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА?
Наша страна всегда любила праздновать юбилеи…
“В ДУМЕ ОБО МНЕ ЕЩЕ ВСПОМНЯТ…”


««« »»»