АКЦИОНЕР ВНЕ ОПАСНОСТИ?

Комментарий к принятому закону

Сегодня уже можно сказать, что первый, начавшийся несколько лет назад этап воссоздания деятельности акционерных обществ в России в условиях неотработанности правовых схем, неоднократно корректированных указами президента, постановлениями правительства и другими нормативными документами, по всей видимости, завершился. Принятие Закона “Об акционерных обществах”, вступившего в силу 1 января 1996 года, свидетельствует о начале качественно нового этапа формирования стабильной правовой базы деятельности акционерных обществ.

Если исходить из того, что по состоянию на конец 1995 года около 30 тысяч российских предприятий имели статус акционерных обществ, на которых было занято более 6 миллионов человек, то есть почти 9 процентов общего числа занятых в экономике, вполне можно предположить, что многие читатели газеты имеют какое-либо отношение к этому явлению нашей жизни. Во всяком случае, можно с уверенностью утверждать, что печальный опыт участия во всевозможных акционерных компаниях имеется у многих российских граждан. Интересно, что подобные проблемы существовали у наших соотечественников еще до революции, когда деятельность акционерных компаний не была столь хаотичной и бесконтрольной, как в наши дни. И тем не менее в одном из томов Народной энциклопедии, выпущенной в Москве в 1911 году, читаем:

“… Акционерная форма имеет еще и то отрицательное свойство, что в нее легко воплощаются неосновательные, сомнительные предприятия. Порядок учреждения акционерных обществ даже там, где существует концессионный способ (т.е. система разрешения каждого общества правительственной властью), дает легкую возможность для биржевых игроков учредить сомнительное общество, раздуть его репутацию, поднять цену акций, сбыть по этой высокой цене свои акции и затем бросить дело на руки легковерных людей, которые купили эти акции, соблазнившись растущими на них ценами и будущими барышами. Обычно спекулянты-учредители основывают акционерные общества, ставя ему заманчивые и выгодные цели, например разработку золотых приисков в каких-нибудь далеких краях, устройство горных предприятий в местности с вновь открытыми залежами руды, ведение торговли с заокеанскими странами и т.п. … Основание сомнительных акционерных компаний называется грюндерством. История русской промышленности знает удивительные случаи такого грюндерства”.

Далее приводятся многочисленные конкретные примеры российского грюндерства, список которых легко можно пополнить названиями современных акционерных компаний, подпадающих под это определение. Но такой список оказался бы, наверное, слишком длинным. Хочется верить, что количество дутых акционерных обществ с выходом в свет федерального закона значительно поуменьшится. Во всяком случае, достаточно большой группе компаний придется самоликвидироваться как не прошедшим перерегистрацию, если они не приведут свои учредительные документы в соответствие с законом, главным образом в отношении требований к размеру минимального уставного капитала: для открытых АО – не менее 1000-кратной, а для закрытых – не менее 100-кратной величины минимального месячного размера оплаты труда на момент государственной регистрации. Причем теперь размер уставного капитала будет тесно увязываться со стоимостью чистых активов общества, что автоматически будет регулировать “отсев” ненадежных в финансовом отношении акционерных обществ. Таким образом, наступает достаточно серьезный момент в жизни как самих российских акционерных обществ, так и их акционеров. “Российская газета”, довольно оперативно опубликовавшая текст закона – буквально на третий день после его подписания президентом, – назвала этот документ самым перспективным законом уходящего года. В целом перспективы закона действительно впечатляют, если, конечно, суметь их себе представить. Чтобы сделать это хотя бы в первом приближении, необходимо рассмотреть эти перспективы по меньшей мере в трех ракурсах.

РАКУРС ПЕРВЫЙ: “ВШИРЬ”

Вновь принятый федеральный закон распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, за исключением акционерных обществ, созданных в банковской, инвестиционной и страховой деятельности, а также акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей. Особенности создания и правового положения акционерных обществ в этих сферах определяются отдельными федеральными законами.

Таким образом, Закон “Об акционерных обществах” писан практически для всех акционерных обществ, появившихся на свет путем преобразования государственных промышленных предприятий в процессе их приватизации, а также тех, которые будут вновь образовываться уже после принятия этого закона.

РАКУРС ВТОРОЙ: “ВГЛУБЬ”

Анализ содержания статей принятого закона показывает, что помимо чисто юридических и правовых норм так или иначе в закон заложены основы регулирования интересов различных субъектов права: наемных работников и собственников; персонала и администрации предприятий; рядовых акционеров и руководящих органов акционерных обществ, что является положительным моментом, так как действительно нацеливает принятый закон на будущее, поскольку до сего времени этот аспект деятельности акционерных обществ оставался наименее законодательно обеспеченным.

Вместе с тем при ближайшем рассмотрении в законе имеется целый ряд неясных моментов, связанных, например, с конкретизацией некоторых его положений. Вполне возможно, что этот недостаток будет преодолен в тех правовых актах, которые должны быть приняты правительством Российской Федерации до 1 марта 1996 года для реализации федерального Закона “Об акционерных обществах”, хотя ни количество, ни основное содержание этих правовых актов пока также не ясно.

Кроме того, при ознакомлении с текстом закона возникает ряд вопросов иного свойства. Неясности, которые в нем содержатся, могут отразиться на его практическом применении. Например, требует уточнения толкование таких встречающихся в тексте закона понятий, как “кумулятивное голосование”, “кумулятивные акции”, “аффилированные лица”, “чистые активы” и т.п. Следует однозначно определить также, какой смысл вкладывается в понятие “почтовый адрес” и как это понятие соотносится с применяемым в настоящее время понятием “юридический адрес” и фактическим местонахождением акционерного общества, в качестве которого по закону признается место его регистрации.

РАКУРС ТРЕТИЙ: “ВДАЛЬ”

Пытаясь сделать хотя бы приблизительный прогноз того, каким образом будут реализовываться на практике принятые законом нововведения, мы приходим к выводу, что на первом этапе необходимо будет решить вопросы процедурного характера и связанные с конкретными подходами к реализации соответствующих норм закона. В частности:

– определить порядок перерегистрации уставов акционерных обществ;

– отработать механизм приведения размера уставного капитала акционерных обществ в соответствие с принятыми законом нормами;

– четко обозначить рамки определения состава учредителей акционерного общества, в том числе уточнить вопрос о вхождении в состав учредителей акционерного общества государственных органов и органов местного самоуправления;

– разработать механизм формирования специального фонда акционирования работников акционерного общества (нормативы отчисления от прибыли);

– отрегулировать последовательную схему действий руководящих органов акционерных обществ в случае неполной оплаты приобретаемых акционерами акций в установленный срок (пени, штраф, лишение акционера права на акции);

– выработать основные подходы к определению порядка и условий слияния нескольких акционерных обществ, а также порядка конвертации акций каждого общества в акции или иные ценные бумаги нового общества.

При оценке самых ближайших перспектив практического применения закона также возникают вопросы, требующие осмысления:

1. Каким образом будет происходить избрание руководящих органов акционерных обществ (членов совета директоров и ревизионной комиссии), срок полномочий которых истекает в этом году? Предельный срок для внесения предложений по кандидатам в органы управления и контроля (30 дней после окончания финансового года) истек 31 января 1996 года. Возникает вопрос: возможно ли избрание руководящих органов на внеочередном собрании акционеров?

2. Каким образом будет увязана ответственность за наличие умысла в действиях или бездействии акционеров и должностных лиц акционерного общества с количеством находящихся в их собственности акций (пропорционально количеству акций или как-то иначе)?

3. Кто и каким образом будет признавать и отслеживать недействительность документов существующих акционерных обществ, которые не пройдут перерегистрацию устава в соответствии с новыми требованиями до 1 июля 1996 года?

4. Каковы будут меры ответственности за несоблюдение закона, и в частности за нарушение сроков проведения работ по приведению своих уставов в соответствие с требованиями статьи 94.

Таким образом, можно сделать вывод, что, имея ясность по всем или хотя бы по большинству перечисленных вопросов, можно спокойно становиться акционером или продолжать им быть, не боясь непредвиденных обстоятельств.

Ольга МЕНЬШИКОВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

“В ДУМЕ ОБО МНЕ ЕЩЕ ВСПОМНЯТ…”
МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ БОЛЬШИХ ВЫБОРОВ
ВСТУПЛЕНИЕ
ТРЕТЬЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА
ХОТЯТ ЛИ РУССКИЕ ВОЙНЫ?
УПРАВА НА “СНИКЕРС”
Обещания президента по погашению всех задолженностей
КТО ИЗ ПРЕТЕНДЕНТОВ НАЙДЕТ ПРИЮТ В ТЕНИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КРОНЫ?
“КУЛИКОВО ПОЛЕ”. СТРАСТИ НЕ УТИХАЮТ
ИТАЛЬЯНЦЫ СНОВА В РОССИИ
МЫ ПИШЕМ РУЧКАМИ ОТ “ОФИС ПРЕМЬЕР”
СТАНЬТЕ ЖИТЕЛЯМИ НАШЕГО ГОРОДА
ОЖИВШИЙ МУЗЕЙ МАДАМ ТЮССО
ЗВЕЗДЫ И ХОББИ
РОССИЙСКАЯ МАФИЯ “БЕРЕТ” ШВЕЙЦАРСКИЕ БАНКИ
СКОЛЬКО ЛЕТ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ?
СОВЕТ ЕВРОПЫ И РОССИЯ: ПОМОЛВКА СОСТОЯЛАСЬ
ХИТ-ПАРАД “СЕМЕРКИ”
УРАЛЬСКИЙ ПЛАЦДАРМ БОРИСА ЕЛЬЦИНА
СТРИПТИЗ ПО-РОССИЙСКИ
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЛАСТЬ – ОРУДИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА?
Наша страна всегда любила праздновать юбилеи…


««« »»»