Кино в зоне опасности

Мы уже не однажды рассказывали о кинофестивале “Белые столбы” (в этом году он прошел тринадцатый раз). Но не только чисто кинематографические проблемы волнуют сегодня сотрудников Госфильмофонда России. С некоторых пор этот район Подмосковья, где расположен один из крупнейших в мире киноархивов, стал зоной опасности для нашей киноистории. Об этой проблеме шел у нас разговор с художественным руководителем кинофорума, лауреатом Государственной премии РФ, первым заместителем генерального директора Госфильмофонда России, главным хранителем его коллекции Владимиром ДМИТРИЕВЫМ.

Владимир Юрьевич, еще в прошлом году мы говорили об экологической угрозе Госфильмофонду со стороны близлежащего кирпичного завода. К этой напасти добавилась еще одна – строительство вблизи вас логистического центра. Это серьезная проблема?

– Кирпичный завод функционирует, но в настоящем виде мы его не боимся. Гораздо хуже для нас строительство логистического парка или, попросту говоря, оптовой базы, вплотную примыкающей к территории Госфильмофонда. Сюда будут завозить множество грузов для распределения их по точкам. Таким образом, мы оказываемся в центре промышленной зоны. Но кто даст гарантию, что не взорвется, скажем, цистерна с нефтью? Или не привезут какие-то взрывчатые материалы? Пиротехнику? Или не случится самовозгорание химикатов? А вибрация? Мы написали не одно письмо в защиту Госфильмофонда. В этих письмах подчеркивали, что никто не станет строить, к примеру, химического завода рядом с Эрмитажем или Третьяковской галереей. Ухудшение экологической обстановки скорее всего будет постепенным. Но этот процесс безболезненно не пройдет для нас. И я с ужасом думаю, что будет происходить с пленкой, как она станет разрушаться. Это, к величайшему сожалению, не все понимают, и в данном случае интересы материальной выгоды превалируют над интересами культуры.

– А не пытался Госфильмофонд защищаться законодательно?

– Все время пытаемся это делать. Госфильмофонд России – “особо ценный объект культуры народов Российской Федерации”. У нас статус – выше некуда. А несмотря на это, борьба за создание охранной зоны будет сложной и долгой. Госфильмофонд был построен среди лесов и березовых рощ. Даже самолеты должны облетать нашу территорию. И хотя рядом с нами аэропорт “Домодедово”, авиаторы не нарушают “наши границы”. Но, как видим, появилась более мощная угроза. Мы хотим еще раз напомнить законодателям и государственным деятелям, что основная часть советской киноклассики снята на горючей пленке. Включая такие шедевры, как: “Броненосец “Потемкин” Сергея Эйзенштейна, “Война и мир” Сергея Бондарчука, “Летят журавли” Михаила Калатозова, “Тихий Дон” Сергея Герасимова, “Андрей Рублев” Андрея Тарковского, “Калина красная” Василия Шукшина. Достаточно одной случайной искры, чтобы все это бесценное сокровище погибло.

– Интересно, как хранятся киноархивы за рубежом?

– К примеру, Норвегия хранит свои киноархивы в скале, где некогда находились ракеты НАТО. Это удивительно замечательное место для хранения кинопленки. Там ведь никогда не меняется температурно-влажностный режим, нет пыли. В пещерах хранят свои киноархивы Корея и Финляндия. Словом, вся мировая практика говорит:выводить фонды в экологически чистые места – это самый надежный способ сохранить их. И Госфильмофонд СССР изначально был расположен в экологически чистой зоне, поскольку основным условием хранения кинопленки является чистота воздушного бассейна.

Почему же тогда в нашей стране со стороны власти такое беспечное отношение к национальному достоянию ?

– В Кремле, уверен, понимают, что к чему. Это на местах руководители – временщики. Прийти к власти, хапнуть побольше – вот их главная задача в жизни. А потом существует сформировавшееся общественное сознание, что кино, во-первых, искусство техническое, а, во-вторых, тиражируемое. Стало быть, нечего бояться. Что бы мы ни говорили, а полотна Рафаэля или Рембрандта, рукописи Пушкина или Толстого ставятся выше кинопленки. В Лондоне в одном из залов Британского музея я увидел рукописи Диккенса и Джойса. И я подумал: а если бы рядом с одной из них лежал негатив пленки фильма Альфреда Хичкока, который по вкладу в мировую культуру не менее крупная фигура, чем Джойс? Это была бы просто железная коробка с пленкой… Вот поэтому мы и оказались в такой пиковой ситуации. Наша борьба в значительной степени началась с доказательства значимости киноархивов на фоне других собраний. Мы хотим показать еще и еще раз, что киноархивы – не меньшая ценность, чем бумажные архивы.

– Но это же очевидно, как божий день.

– Нам бы хотелось, чтобы так думали и чиновники, отвечающие за национальную культуру.

Владимир ВАХРАМОВ.


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

DVD-обзор
Янковский как явление культуры
Новости 07-2009
Прослушивание – как работа
Cидишки 07-2009
Cинема 07-2009
Малышей «кошмарят» по-большому


««« »»»