Обещания президента по погашению всех задолженностей

1. Насколько выполнимы обещания президента по погашению всех задолженностей?

2. Насколько вероятен пересмотр Государственной Думой расходов бюджета в части социальных выплат?

НИКОЛАЙ ГОНЧАР,

депутат Государственной Думы

8

4

СЕРГЕЙ КАЛАШНИКОВ,

председатель комитета Государственной Думы по труду и социальной политике

10

5

МИХАИЛ ЗАДОРНОВ,

председатель комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам

2

9

МИХАИЛ ШМАКОВ,

председатель Федерации независимых профсоюзов России

6

5

НИКОЛАЙ ШМЕЛЕВ,

экономист

5

2

ФИНАНСЫ И РОМАНСЫ

Жесткие обещания президента расплатиться с бюджетниками в марте и погасить все долги по зарплате стали предметом обсуждения на всех уровнях государственной пирамиды. Публичные наказания чиновников, нерадиво отнесшихся к казенным деньгам, убедили всех в серьезности намерений главы государства. Но нехватка бюджетных денег, недобор в январе налогов обещанные выплаты ставят под вопрос. Есть ли возможность выполнить все обещания? Хотя многие наблюдатели отмечают, что в своих посулах президент был достаточно осторожен. Конкуренты Ельцина в борьбе за президентское кресло постоянно критикуют социальную политику нынешней власти. Выльется ли эта критика в постановку вопроса о пересмотре социальных расходов бюджета?

НИКОЛАЙ ГОНЧАР:

1. Это возможно в двух случаях. Первое – денежная эмиссия, т.е. отказ в той или иной степени от политики финансовой стабилизации. Может быть, привлекательность такого пути заставит президента дать такое указание Центробанку. Согласие ЦБ даст определенные очки в предвыборной кампании, но и несогласие тоже может быть истолковано в пользу президента – “бояре не слушают царя”.

Второе – экспроприация резервов Центробанка, прежде всего валютного запаса. Это тоже может удовлетворить бюджетную сферу, но по финансовому положению страны все равно ударит.

2. Госдуме невыгодно провоцировать этот вопрос. Любая фракция, выдвинувшая такую инициативу, должна будет предложить план перекройки бюджета – “за счет кого платить”. За счет армии? Промышленности? Села? Космоса? Сумасшедших нет. Такое предложение слишком критикуемо, и его инициаторы легко уязвимы.

СЕРГЕЙ КАЛАШНИКОВ:

1. Финансовые ресурсы для выполнения этого обещания у правительства имеются в полном объеме. В настоящее время долг правительства составляет 13,7 триллиона рублей, т.е. около 4 миллиардов долларов. Эта сумма вполне может быть покрыта из трех источников:

– несоответствие заложенной в бюджет ежемесячной инфляции в 1,9 процента реальной цифре, которая, например, за январь составила 4,1 процента и не имеет тенденций к снижению. Это позволяет прогнозировать дополнительные доходы правительства за этот год в размере не менее 120 триллионов рублей;

– использование денег внешних займов;

– административное принуждение крупных корпораций, например, РАО “Газпром”, вернуть их долг бюджету, составляющий, по разным оценкам, от 10 до 30 триллионов рублей.

Таким образом, выполнение обещания президента полностью зависит от его доброй воли и, конечно, эффективности его команды.

2. Ситуация совершенно непредсказуема. В Государственной Думе существуют две тенденции. Одна связана с предвыборными обещаниями депутатов и президентскими выборами и определяет желание обеспечить своевременность выплат и необходимую индексацию пенсий, полное финансирование законов о ветеранах, инвалидах, финансирование культуры и здравоохранения.

Вторая тенденция связана с тем, что поскольку правительство будет настаивать в случае новых затрат на социальную сферу на пропорциональном сокращении финансирования всех других статей расходов, что затронет каждую отрасль, регион, армию, то это, с точки зрения многих депутатов, недопустимо.

Изменить бюджет в сторону увеличения его социальной направленности можно только изменив принципы экономической и бюджетной политики в стране. А к этому ни правительство, ни Государственная Дума не готовы.

МИХАИЛ ЗАДОРНОВ:

1. Обещания полностью погасить задолженность по заработной плате в марте неосуществимы, так как из более чем 20 триллионов рублей долгов только 3,5 – 4 триллиона (на конец января) приходится на бюджеты всех уровней. Остальное – это проблема неплатежей и убыточности конкретных предприятий. Ее за 1-2 месяца решить невозможно. Погашение других задолженностей – еще более трудное дело, так как в силу большого недобора налогов в бюджет впервые два месяца 1996 года правительство, по-существу, финансирует только выплату заработной платы.

2. Если темпы инфляции будут превышать заложенные в бюджете 1.9 процента среднемесячно (в этом у меня мало сомнений) Государственной Думе придется индексировать минимальные заработную плату и пенсии с соответствующими изменениями в федеральном бюджете на 1996 год.

МИХАИЛ ШМАКОВ:

1. Обещания считаю выполнимыми на 60-70 процентов. С нашей точки зрения, правительство располагает ресурсом, позволяющим, даже не включая “станок”, покрыть задолженность по зарплате (это и некоторые резервные фонды, и возможность использовать кредит МВФ, и валютный запас, и привлечение средств отдельных коммерческих структур в “добровольно-принудительном” режиме). Поэтому вопрос только в том, насколько эффективно сработает хозяйственный аппарат и не потеряется ли часть денег по дороге. Но здесь профсоюзы уже заявили о готовности выполнить функции общественного контролера.

Другое дело, что без серьезной корректировки курса реформ нынешняя кампания по погашению задолженности может остаться всего лишь кампанией, а через полгода вырастут новые долги.

2. Вероятность этого – “половина на половину”.

НИКОЛАЙ ШМЕЛЕВ:

1. Я думаю, обещания невыполнимы без печатного станка. Учитывая жесткие временные рамки, которые президент сам себе поставил, вряд ли можно найти другой путь для добычи необходимых денег.

2. До президентских выборов, я думаю, такой вопрос поднят не будет. В этом нет выгоды никому в Думе.

* * *

Интересно, что словам президента больше веры, чем критическому запалу лидеров крупнейших думских фракций. Практически все отвечающие предложили свой вариант, механизм выполнения президентом обещаний. Отношение к этим вариантам разное – многие видят в них отход от политики финансовой стабилизации. Однако никто не отрицает возможности найти неинфляционные методы выполнения популистских обещаний.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ БОЛЬШИХ ВЫБОРОВ
ТРЕТЬЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА
ВСТУПЛЕНИЕ
АКЦИОНЕР ВНЕ ОПАСНОСТИ?
ХОТЯТ ЛИ РУССКИЕ ВОЙНЫ?
УПРАВА НА “СНИКЕРС”
“КУЛИКОВО ПОЛЕ”. СТРАСТИ НЕ УТИХАЮТ
КТО ИЗ ПРЕТЕНДЕНТОВ НАЙДЕТ ПРИЮТ В ТЕНИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КРОНЫ?
МЫ ПИШЕМ РУЧКАМИ ОТ “ОФИС ПРЕМЬЕР”
ИТАЛЬЯНЦЫ СНОВА В РОССИИ
ОЖИВШИЙ МУЗЕЙ МАДАМ ТЮССО
СТАНЬТЕ ЖИТЕЛЯМИ НАШЕГО ГОРОДА
РОССИЙСКАЯ МАФИЯ “БЕРЕТ” ШВЕЙЦАРСКИЕ БАНКИ
ЗВЕЗДЫ И ХОББИ
СКОЛЬКО ЛЕТ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ?
СОВЕТ ЕВРОПЫ И РОССИЯ: ПОМОЛВКА СОСТОЯЛАСЬ
ХИТ-ПАРАД “СЕМЕРКИ”
УРАЛЬСКИЙ ПЛАЦДАРМ БОРИСА ЕЛЬЦИНА
СТРИПТИЗ ПО-РОССИЙСКИ
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЛАСТЬ – ОРУДИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА?
Наша страна всегда любила праздновать юбилеи…
“В ДУМЕ ОБО МНЕ ЕЩЕ ВСПОМНЯТ…”


««« »»»