В 1995 год мы вступили с уже начавшейся войной в Чечне, которая расколола российское общество. Бездарно организованная военная кампания сменилась столь же бездарным переговорным процессом. В итоге мы завершаем год новым всплеском широкомасштабных военных действий на территории нашей страны, что лихорадит все еще не окрепшую политическую систему России.
Чеченская война выявила слабость политических, информационных, мобилизационных и силовых структур государства. Одновременно она показала необычайно возросшую мощь средств массовой информации. Мощный натиск отечественных СМИ против войны, правительства и Президента едва не свалил нынешний режим и не вверг Россию в еще больший хаос и безвластие. Хотя власть и уцелела, но несколько ключевых фигур ельцинской администрации были вынуждены подать в отставку. Необычайная мощь российских СМИ была продемонстрирована и в случае с Буденновском. Российским средствам массовой информации удалось продать обществу позорную публичную сделку с террористом со стороны Черномырдина за величайшую государственную мудрость и заботу о людях. Хотя страна в результате получила, помимо унижения и дискредитации власти, в десятки раз больше убитых и раненых. Стараниями тех же СМИ это обстоятельство осталось вне поля зрения широкой общественности. Отечественные средства массовой информации проверили свою растущую силу в период думской избирательной кампании, распространяя нужную информацию или дезинформацию, поддерживая одних кандидатов и партии и топя других, публикуя многочисленные материалы сомнительного качества и содержания.
Пожалуй, главным политическим итогом года стали первые демократические выборы в Государственную Думу, проведенные согласно закону и в срок. Эти выборы вылились в очень репрезентативный опрос общественного мнения, что подтвердил серьезный сдвиг общественных настроений влево. Это серьезный сигнал, поданный избирателями накануне президентских выборов 1996 года.
Важным событием года стали злоключения правительства России. Впервые за четыре года реформ в России парламент вынес вотум недоверия правительству. Хотя был соблазн у некоторых чиновников из правительства и администрации Президента руками Б.Н.Ельцина расправиться с Думой, однако Президент проявил мудрость и Дума уцелела. Это произошло не в последнюю очередь благодаря усилиям спикера Рыбкина, превратившего Думу в фактор конструктивного взаимодействия с исполнительной властью и лично завоевавшего уважение и доверие Президента. Правительство уцелело после вотума недоверия со стороны Думы, однако, оказавшись втравленным в политику, Черномырдин во главе правительственного блока получил вотум недоверия со стороны народа на выборах. Уцелеют ли премьер и нынешнее правительство после этого, скорее всего мы узнаем в новом, 1996 году. От этого во многом будет зависеть политическая судьба не столько Черномырдина и правительства, сколько самого Президента.
Если подвести общий политический итог уходящего года, то следует подчеркнуть, что, к сожалению, необходимой консолидации власти не произошло. Политический и экономический кризисы консолидировали конкурирующие группы интересов и углубили разрыв между ними. Уже началась активная подготовка к борьбе за главный приз российской политики – пост президента. Ожидаемый “великий перелом” не произошел в уходящем году. Однако подготовлены все необходимые условия для него в наступающем.
В заключение хочу поздравить всех читателей нашей газеты с наступающим Новым годом и пожелать всем россиянам пройти испытание июньскими президентскими выборами 1996 года без серьезных потерь и потрясений.
Следующий номер нашей газеты выйдет 17 января 1996 года.
Андраник МИГРАНЯН