Сами мы нездешние

Похитители душ

72-летняя старуха, едва передвигая ногами, приблизилась к алтарю, склонилась над жертвой и длинным        острым клинком поразила ее в самое сердце. Под сочащуюся из свежей раны кровь колдунья подставила полую сатанистскую звезду и с громким криком вознесла руки наверх. Это повторили за ней десятки находящихся рядом людей…

“Эпизод из западного фильма ужасов”, – скажет, не боясь ошибиться, читатель. Но придется-таки его разочаровать. Произошло это в обычном провинциальном российском городке Северо-Задонск, что в Тульской области, где была пресечена деятельность религиозной секты, служившей сатане и приносящей ему в жертву человеческие жизни. Возглавляла секту старушка, о которой нами уже упоминалось. Причем, у местных правоохранительных органов существует версия, что северо-задонская секта – лишь небольшой отросток разветвленной сатанистской организации, центр которой находится в Москве.

СЛОВО И ДЕЛО

Активизация деятельности в России в последние годы нетрадиционных религиозных движений и культов, в том числе и зарубежных проповедников и миссионеров, сегодня уже не вызывает сомнений. Причем, скандал вокруг “АУМ синрике”, процесс над руководителями “Белого братства” в Киеве (а в России последователей этого культа не меньше, чем на Украине) показали, что проблема эта выходит за рамки вопроса о свободе совести и вероисповедания и затрагивает сферу суверенитета личности, ее безопасности, а по большому счету и сферу национальной безопасности.

Активизация “нетрадиционалов”, с одной стороны, объясняется разрушением основ прежнего государственного обустройства и низвержением прежних ценностей (а своеобразный первый пик распространения приходится на 1991 – 1993 гг.), что повлекло за собой создание определенного вакуума, с другой стороны – комплексом социальных причин, породившим ощущение бесперспективности жизни. И представители нетрадиционных религий, культов умело воспользовались этим, играя на чувствах людей, обещая каждому личное спасение, безграничные возможности нравственного самосовершенствования и самовыражения. Такие призывы привлекают людей (особенно измученных равнодушием и черствостью окружающих). Тем более, что реклама, на которую тратятся огромные деньги, сочетается с тщательно отработанной системой вербовки на улицах, вокзалах, в метро, учебных заведениях, на стадионах, в клубах, домах культуры. Ради обеспечения безраздельного своего влияния лидеры общин делают все, чтобы физически и духовно изолировать членов общины от внешнего мира, отгородить от прежних ориентиров, ценностей и привязанностей. Под контроль ставится все – переживания, раздумья, интересы, интимные отношения, чувства и симпатии, право выбирать друзей и любимых. Цель – подавить личностное “я” в человеке, сделав его послушным исполнителем “воли старшего”.

Безусловно, это относится далеко не ко всем нетрадиционным культам. Однако, как показывает практика, по такому “сценарию” действуют наиболее активные (радикальные) из них, имеющие чаще всего довольно большую социальную базу.

ТУПИКИ

Действующие сейчас в России объединения нетрадиционных культов можно условно разделить на три большие группы: восточного, евангельского и смешанного типов. К восточному типу относятся Международное общество сознания Кришны, Миссия Чайтшаньи, Тантра-сангха, “АУМ синрике”, Джива – Храм Инглии и др. Их характерной особенностью является то, что, возникнув на Востоке, они через Запад, приобретя там опыт работы среди последователей христианства, появились в России. Пожалуй, самой нашумевшей является японская религиозная корпорация “АУМ синрике”, появившаяся и зарегистрированная в России в июне 1992 г.

К нетрадиционным культам евангельского типа относятся: Белое братство, Богородичный центр, Церковь Христа, Церковь “Роса”, Семья (Дети Бога), Община Единой Веры (Виссарион), Церковь “Единство”, Церковь Сатаны, а также ряд религиозных организаций, созданных выходцами из Кореи (Миссия Агафе, Дом христианства, Церковь свободной евангелизации и др.). Одна из самых активных – Церковь Христа, зарегистрированная в 1992 г. и получающая финансовую поддержку от международной миссии “Голгофа” (США).

Одним же из наиболее радикальных течений евангельского типа является Церковь Сатаны (созданная в 1966 г. в США Антоном Ла Веем, автором “Сатанинской библии”, и разделенная на два ордена: “Черный Дракон” и “Черный Ангел”). В России последователи Сатаны появились в 1991 г., объединившись в 20 организаций, насчитывая сегодня до 20 000 человек и даже издавая свой журнал “Василиск”.

К смешанному типу относятся: Церковь Объединения, Церковь сайентологии, вера Бахаи и др. В них переплетаются элементы христианства, восточных религий, древних учений. Крупнейшая – Церковь Объединения (Ассоциация Святого духа за объединение мирового христианства), основанная корейцем Сан Мен Муном, который, по собственному свидетельству, в возрасте 16 лет ощутил призвание создать на земле Царство Божие. В 1954 г. он учреждает Церковь, которая действует сегодня в 130 странах мира, располагает широкой сетью международных организаций. Являясь крупнейшим собственником (владеет корпорациями в пищевой промышленности, судостроении, производстве компьютеров, медицинской техники, рыболовстве), Церковь активно распространяет влияние и в России, правда, с определенной спецификой, внедряясь, главным образом, в систему народного образования, в среднюю и высшую школу, организует семинары учителей, издает учебные пособия.

В 1992 г. в России появилась Церковь сайентологии. В ее основе лежат исследования, труды и записанные лекции Л.Рона Хаббарда, составляющие все вместе священные тексты этой религии. Особо стоит отметить, что на протяжении всех лет существования Церковь сайентологии постоянно обвинялась в разных странах в нарушениях прав человека и различных свобод, ибо разработанная в свое время Л.Роном Хаббардом так называемая “программа очищения” представляет собой определенную методику манипулирования сознанием своих последователей, ведущую к полному и безропотному подчинению их руководству Церкви.

Иностранные религиозные организации, действующие в России, можно подразделить и по трем иным принципам.

Первый – это организации, хорошо знающие и политические, и духовные проблемы России. В своей евангелизационной деятельности они, как правило, тесно сотрудничают с российскими религиозными организациями, а порой и оказывают им помощь в работе.

Второй – это организации невостребованных на Западе служителей культа (а иногда и вообще случайных людей), преследующих в России под видом религиозной деятельности чисто материальные и коммерческие цели.

И наконец, третий, требующий наибольшего внимания, изучения и прогнозирования. Это организации, преследующие чисто миссионерские цели, они продуцируют крайне фундаменталистские, сепаратистские и националистические силы и движения, проводят негласные кампании, фактически направленные против традиционных конфессий, и в итоге создают реальную почву для межконфессиональной нестабильности в России.

Данные статистики и социологии наглядно свидетельствуют о фронтальном наступлении на российское общество “нетрадиционалов”.

ЧТО ОБРЯЩУТ ИЩУЩИЕ?

Так, если в 1990 г. Министерством юстиции РФ было зарегистрировано 5,5 тыс. религиозных организаций двадцати конфессий, то уже на 1 января 1995 г. их число возросло до 11,5 тыс., представляющих более 50 конфессий. Процесс роста продолжается и поныне, причем проявление большинства религиозных новообразований инспирируется иностранными миссионерами и проповедниками.

По данным опроса населения, проведенного Российским независимым институтом социальных и политических проблем, 10% опрошенных, прежде всего из числа молодежи, студентов, школьников, научно-технической и творческой интеллигенции, назвали себя приверженцами нетрадиционных верований. Социальную базу нетрадиционных религий и культов от 50 до 90% составляет молодежь до 30 лет. Уровень образованности среди последователей нетрадиционных религий и культов достаточно высок: лица с ученой степенью или высшим образованием в среднем составляют до 40%.

По темпам роста количества организаций нетрадиционные культы являются самой быстрорастущей группой. Причем увеличение происходит и за счет оттока верующих от традиционных религий. Так, более 30% последователей “АУМ синрике” – это те, кто считали себя православными.

К середине 1997 г. количество людей, относящих себя к нетрадиционным религиям, достигло в России уже 13% от общего числа верующих. Примечательно, что, к примеру, в православии более пожилая часть населения составляет 55%, а более молодая – 45. В нетрадиционных же религиях процент молодежи в два раза (!) превышает процент пожилых людей, что заставляет по особому взглянуть на будущую перспективу…

Примечательно, что основная масса миссионеров различной конфессиональной направленности приезжают в Россию изначально по туристическим визам или с коммерческими целями. Созданные ими фирмы, предприятия, учебные центры используются в качестве ширмы для деятельности по организации религиозных структур. Так, во многих регионах созданы Хаббард-колледжи, за которыми кроется Церковь сайентологии. За Ассоциациями преподавателей вузов, студентов, директоров школ, Международным религиозным фондом стоит Церковь Объединения. Более того, некоторые руководители городских администраций (в свое время такое было зафиксировано в Перми) не только сами оказывают им содействие, но и обязывают городских чиновников посещать занятия в Хаббард-колледже.

Массовыми тиражами издается сегодня проповедническая литература “новой” направленности, высвечивая и другой бич – беспринципность книгоиздателей, ради подчас экономической выгоды, безразличных к тому, что издают.

Беспринципность проявляется и в области науки. Церковь Объединения, к примеру, при поддержке ряда ученых Российской академии образования издала серию учебников и методических пособий для общеобразовательных школ. “АУМ синрике”, получив положительные рецензии некоторых ученых МГУ, издала серию лекций своего руководителя Секо Асахары.

Подобная бесхребетность “аукается”, естественно, прежде всего на молодежи и детях. Анализ показал, что у молодых людей спустя 2 – 4 месяца после вступления в религиозные организации нетрадиционных культов наступали выраженные изменения в психическом состоянии и поведении: отчуждение от родителей, уход из дома (до 250 тыс. российских юношей и девушек), отказ от учебы (до 300 тыс. человек), замкнутость, потеря друзей, безразличие к жизни с полным погружением в фатальность религиозной организации, в итоге – физическое и психическое истощение.

Одним словом, чрезмерно активная деятельность некоторых “тоталитарных сект” создает угрозу безопасности общества. Это проявляется в угрозе социокультурной и информационной безопасности. В угрозе политической, управленческой сфере общества, стремлении прямыми и косвенными методами влиять на кадры политиков, управленцев и их посредством “регулировать” ситуацию, в том числе и в отношениях с традиционными религиями. И, наконец, в прямой угрозе безопасности государства.

Наступило время разработать и принять на законодательном уровне документы, четко регулирующие деятельность в России зарубежных миссионеров, представителей нетрадиционных культов. Нужно создать правовую базу для защиты граждан от непрошенного вмешательства в их личную жизнь и манипулирования их сознанием, а общества – от необоснованного влияния всего того, что могло бы поколебать национальные традиции и устои.

Словом, вопрос взаимоотношений с нетрадиционными культами должен стать для традиционной России вопросом повышенной государственной важности. На карту поставлена, без громких слов, будущее родной страны, ее граждан, сохранность исторически формировавшихся духовных ценностей, безопасность нации и государства. Будем помнить об этом.

Олег САВЧЕНКО,

ведущий специалист, куратор

сектора нетрадиционных религий

и культов Министерства по делам

национальностей и федеративных

отношений РФ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Рецепты Афродиты
И сегодня никто не сможет вышибить нас из седла
В защиту законности
От империи к интегрии
За белым зверем
Счастья вам, женщины России!
Вехи судьбы
Побрякушки для аборигенов, или культура, свободная от себя самой
Новый социализм для будущей России
Срочно требуются журналисты для малярно-лакировочных работ!
Рабочие коллективы – за свой профсоюзный журнал
ТОЛЬКО РАЗ В ХОЛОДНЫЙ ХМУРЫЙ ВЕЧЕР МНЕ ТАК ХОЧЕТСЯ ВАРИТЬ
Начните с себя, господин президент!
На гладком льду
Человек и Гражданин
Кто виноват, что мы убоги?
Кукла Барби как образец постсоветского человека
Сама рассадила, сама будешь поливать
Памяти Станислава Шаталина
Оценка реакции президента на отчет правительства
Геноцид


««« »»»