Кто виноват, что мы убоги?

Политическая ситуация в стране на минувшей неделе продолжала развиваться под влиянием противоречивого комплекса внешних и внутренних факторов, общий баланс которых предопределил депрессивный, вялотекущий характер политического процесса России.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

С одной стороны, позитивное влияние на экономическую политику правительства начало оказывать снижение напряженности на мировых финансовых рынках, развязывающее руки для практики внешних заимствований (Минфин заявил о намерениии разместить новый транш еврооблигаций в объеме 1 – 1,5 млрд долл., в регионах также оживился интерес к выпуску еврооблигаций). Недавний визит в Москву директора-распорядителя МВФ М.Камдессю привел к достижению договоренностей по программе кредитования России в 1998 г. и продлению программы расширенного кредитования до 2000 г.

С другой стороны, готовность авторитетных международных рейтинговых агентств, приславших экспертов для сбора информации о состоянии российской экономики, снизить кредитный рейтинг России продолжает держать в напряжении как правительство, так и весь фондовый рынок страны.

Благополучное развитие событий вокруг Ирака также оказало противоречивое влияние на российскую экономику – первоначально оно положительно сказалось на рынке российских ценных бумаг (наблюдался некоторый рост котировок как облигаций, так и наиболее ликвидных акций). Затем, однако, выяснилось, что смягчение ситуации в Персидском заливе является одним из факторов резкого падения цен на нефть. Между тем, обвал мировых цен на нефть ломает многие расчеты правительства и требует их корректировки (так, российский бюджет-98, к рассмотрению проекта которого Дума намерена вернуться на предстоящей неделе, рассчитывался исходя из докризисных цен).

МИРОТВОРЦЫ ПОДСТУПАЮТ К ГРАНИЦАМ РОССИИ

По-видимому, у западных партнеров нашей страны нет больших сомнений в том, что процессы в России будут развиваться в сторону дальнейшего расбалансирования. Следствием может стать дестабилизация всего “прироссийского” пространства, прежде всего, разумеется, в его постсоветской и “эсэнгэшной” частях. Лишь подобными расчетами, а также имперскими амбициями США можно объяснить появление ставшего достоянием гласности “Плана объединенных командований”, утвержденного министерством обороны США. Согласно этому документу, США взяли на себя прямую ответственность за поддержание в регионе СНГ стабильности и порядка (включая борьбу с возможными повстанческими движениями и т.д.), гарантируя то, чего уже не может предоставить региону СНГ Россия.

Страны СНГ, где, как показало начало года, продолжают развиваться сложные процессы, чреватые конфликтами и потрясениями, включены в зоны ответственности американских военных группировок. Эти группировки ныне обязаны рассматривать СНГ как потенциальный театр военных действий, вести в нем разведывательную деятельность, тактическое планирование, подготовку инфраструктуры, проводить совместные учения с вооруженными силами соответствующих государств и пр. Особое внимание предполагается при этом уделить стабилизации ситуации вокруг Каспия, что отвечает интересам влиятельных корпораций США и других стран Запада.

Думается, что наблюдавшиеся на неделе попытки России организовать геополитическую контригру с Украиной и Ираном малоубедительны. Украина уже не раз показывала, что известные противоречия, раздирающие эту страну и ее отношения с Россией, не позволяют рассматривать украинское руководство в качестве надежного партнера. Действия на иранском направлении были бы более плодотворны, если бы Москва и Тегеран не расходились друг с другом по вопросу о статусе Каспия. Более значимым для российского руководства стало успешное участие в разрешении конфликта вокруг Ирака, особо отмеченное генеральным секретарем ООН К.Аннаном как заслуга Б.Ельцина.

ПРЕЗИДЕНТ ЕЛЬЦИН В ПОИСКАХ ОПОРЫ

Успех иракской политики президента Б.Ельцина и министра иностранных дел Е.Примакова заметно выделялся на достаточно тусклом внутриполитическом фоне, не отмеченном сколько-нибудь яркими и запоминающимися “царскими делами”.

В действиях президента явно преобладала рутинная работа по налаживанию контактов с некоторыми важными для предвыборной стратегии Ельцина элитными группировками. Российский президент, недавно, по-видимому, принявший окончательное решение баллотироваться на “третий срок”, предпринимает ныне шаги в сфере публичной и кулуарной политики с целью вернуть себе роль центра притяжения в глазах элиты. При этом пока он старается в первую очередь заручиться поддержкой консервативно-государственнического крыла.

Установление отношений с этой социальной стратой, превалирующей в силовых, особенно в правоохранительных, структурах, исключительно важно для президента именно сейчас, когда Б.Ельцин вынужден бороться за роль единственного и единого кандидата от “партии власти” на выборах 2000 г.

23 февраля президент присвоил звания генералов армии и вручил “маршальские звезды” директорам ФСБ и ФАПСИ Н.Ковалеву и А.Старовойтову, встретился с министром обороны И.Сергеевым, которому были сделаны комплименты по поводу “хороших результатов”, достигнутых якобы в области военной реформы.

Особенно показательными были попытки Б.Ельцина освоить национал-патриотическую нишу. В праздничном послании 23 февраля президент, например, отметил, что в Афганистане армия «выполнила свой долг», а при возложении венков к Вечному огню у могилы Неизвестного солдата пожал руку Жириновскому, только что вернувшемуся из Ирака. Ельцин впервые посетил резиденцию патриарха (в связи с днем рождения Алексия II).

Активизировал Б.Ельцин и усилия своей команды по подготовке в кратчайшие сроки (к началу апреля) нового варианта Земельного кодекса. Во главе сформированной президентом “рабочей группы по развитию земельной реформы” Б.Ельцин поставил С.Шахрая, по-видимому, как фигуру, занимающую компромиссное положение между либералами и консерваторами, а также, что немаловажно, лояльную президенту. Эксперты предполагают, что С.Шахрай призван обеспечить подготовку так называемого “модельного” варианта земельного законодательства, рассчитанного на гибкую адаптацию к особенностям регионов, что преследует цель установления максимально благожелательных, неконфликтных отношений между президентом и региональными элитами независимо от конкретных идеологических тенденций последних.

Возможно, что более компромиссной стала линия президентской стороны и по вопросу о введении мажоритарной системы выборов в Думу. На готовность администрации пойти на торг с Думой, возражающей против идеи отмены партийных списков, указал представитель президента в Государственной Думе А.Котенков.

В то же время, судя по некоторым признакам, сближаясь с консервативно настроенными группами, Б.Ельцин вынужден менять свое отношение к ряду традиционно близких к нему фигур. Так, в своей практической политике он начал оказывать гораздо меньшее внимание интересам сторонников так называемой либеральной линии.

Следует, однако, констатировать, что ни один из отмеченных выше шагов президента не принес ему больших политических дивидендов.

Явно не удалась Б.Ельцину и попытка восстановить свою харизму во время так называемого “отчета” правительства перед президентом 26 февраля.

Этот отчет, без сомнения, ни в коей мере не стал “судьбоносным”, с точки зрения президентских планов. Напротив, в ходе расширенного заседания Кабинета министров свою способность к перехвату инициативы у президента продемонстрировал премьер В.Черномырдин, реализовавший широкий внутриэлитный маневр, который трудно расценить иначе как крупный успех консенсусной политики В.Черномырдина, его недюжинной способности к консолидации вокруг себя основных политических сил страны.

ПРАВОЕ ДЕЛО МОНЕТАРИЗМА В НАДЕЖНЫХ РУКАХ

В первую очередь, это относится к взаимоотношениям между российским премьером и младореформаторами.

Союз Чубайса и Черномырдина начал материализоваться все более откровеннно, о чем свидетельствует и начало “телераскрутки” премьера на ВГТРК, руководство которой во главе с Н.Сванидзе известно своими особыми отношениями с первым вице-премьером. Сотрудничество чубайсовских и черномырдинских структур принимает еще более тесные деловые формы – на прошлой неделе руководство “Тюменской нефтяной компании”, являющейся собственностью прочубайсовски ориентированного “Альфа-банка”, объявило о том, что ныне подходит к завершению процесс создания совместного предприятия между ТНК и прочерномырдинскими “ЛУКОЙЛом” и “Газпромом” по освоению крупного нефтегазового месторождения “Русское” в Западной Сибири. Трудно отделаться от впечатления, что, возгласив в своем докладе 26 февраля здравицу за “правое дело монетаризма”, В.Черномырдин публично объявил, что Чубайс находится не только под покровительством Ельцина, но еще больше – под опекой премьера.

Накануне 26 февраля экономические и политические структуры, поддерживающие премьера, осуществили несколько крупных мобилизационных акций, позволивших В.Черномырдину предстать перед элитой в роли неоспоримого хозяина крупнейших информационных, финансовых и организационных ресурсов.

В начале недели в Подмосковье (Вороново) при участии В.Черномырдина прошло двухдневное совещание правления Центробанка по итогам 1997 г. и задачам на 1998 г., продемонстрировавшее полное взаимопонимание между ЦБР и руководителем правительства.

“Газпром”, приобретя 25% уставного капитала КБ “Олимпийский”, предстал в качестве владельца мощной банковской сети (в финансовую империю “Газпрома” входят помимо “Олимпийского” Газпромбанк, Внешторгбанк, Национальный резервный банк, “Империал”, “Совфинтрейд” и “Промстройбанк”). Кроме того “Газпром” добился от правительства Башкирии в качестве оплаты долгов за газ передачи в доверительное управление корпорации пакетов акций ряда предприятий, находящихся в республиканской собственности.

Внимание экспертов привлекли и появившиеся перед “отчетом” сообщения о состоявшихся недавно совещаниях пресс-секретарей РАО и главных редакторов его газет.

Самым главным политическим действием российского премьера на минувшей неделе стала его “отчетная” речь на расширенном заседании правительства, выдержанная в духе примирения, резко контрастировавшим с “боевым” настроем президента, который, открывая заседание, неожиданно и в лоб потребовал “крови” трех неназванных министров. Эта речь была воспринята российской элитой – сенаторским корпусом, депутатами нижней палаты парламента, министрами – со значительно большим энтузиазмом, чем жесткое вступительное слово главы государства. Не исключено, что правы те, кто считает, что незапланированный уход Ельцина с этого мероприятия, главным инициатором которого он сам и являлся, был вызван нежеланием президента стать свидетелем триумфа Черномырдина, сумевшего в своем выступлении сделать акцент не на том, что разъединяет, а на том, что объединяет элиту (например, “синтезировать” похвалы по адресу силовых министров А.Куликова и И.Сергеева с осанной по отношению к “нашему правому монетаристскому делу”, т.е. к линии молодых реформаторов А.Чубайса и Б.Немцова).

Апеллируя к элите, которая начинает проявлять все более заметное стремление к охранительным мотивам, к плавному эволюционному “естественному отбору”, Черномырдин в своей речи сделал упор на том, что любое “внешнее” вмешательство в этот процесс, хотя и может иметь место, должно быть крайне деликатным. При этом премьер явно получил позитивную обратную связь с подавляющей частью элитного форума.

Ход этого форума, после того как Б.Ельцин покинул его, оставив “поле боя” В.Черномырдину, с полной определенностью показал, что между премьером и элитой установились доверительные и прочные отношения. Большинство наблюдателей сделали вывод, что В.Черномырдин, возможно, предстал в глазах российской элиты в качестве наиболее приемлемой фигуры на роль ее единого кандидата в президенты, оставив пока далеко позади всех остальных претендентов на благосклонность со стороны истеблишмента.

Последовавшие в конце недели “оргвыводы” (отставка вице-премьера, курирующего отношения с СНГ, министра транспорта и министра образования) оказались абсолютно бессмысленной жертвой “стрелочников”, не имевших никакого отношения к тем проблемам, благодаря которым возникла идея проведения “отчета” правительства (рост неплатежей, долги по зарплате и т.п.). К тому же уволенные чиновники, как немедленно отметили аналитики, отнюдь не принадлежат к числу выдвиженцев В.Черномырдина. Эти отставки принесли гораздо больше выгоды премьеру, чем президенту.

РАДИКАЛИЗМ ПОНЕВОЛЕ

Внушительная по числу участников акция 22 февраля в Москве, проходившая под лозунгами левоцентристской оппозиции, показала, что эта сила все еще сохраняет известное влияние на общество. Для нее это очень важно, ибо недавние шаги Ельцина и правительства, поставивших под вопрос реализуемость наработанной осенью-зимой прошлого года линии на достижение согласия между властью и оппозицией, вынуждают последнюю радикализоваться. Не исключено, в частности, что недавнее заявление председателя думского комитета по безопасности В.Илюхина о намерении потребовать от Генпрокуратуры возбуждения уголовных дел в отношении премьера Черномырдина и первого вице- А.Чубайса в связи с ущербом, нанесенным бюджету прошлого года секвестром, было отнюдь не тактической уловкой, а сигналом общей перемены линии оппозиции в сторону большей непримиримости. Это изменение выглядит необходимым уже ввиду того, что режим начал активно готовиться к выборам, которые, скорее всего, вновь будут проходить при доминировании антикоммунистической риторики, и сам отбрасывает идеи “примирения и согласия”. Логикой близящейся избирательной кампании объясняется и борьба за поправку к бюджету о сокращении его расходной части на 27,9 млрд деноминированных рублей, которые, по мнению коммунистов, есть ничто иное, как “найденные согласительной комиссией резервы правительства для проведения избирательной кампании”. Этим и объясняется якобы твердая решимость фракции КПРФ во чтобы то ни стало принять бюджет в четвертом чтении без соответствующей поправки. Иначе лидеры оппозиции попадают в двойне неловкое положение в глазах своей массовой базы, которая не только не ощущает позитивных изменений в своем положении после начала диалога между властью и оппозиционными лидерами, но и видит, как власть гонит их прочь, перед этим “использовав”.

Прошедшее 27 февраля очередное заседание Координационного совета сил левой оппозиции отразило новые настроения и тактику ее лидеров. В частности, Г.Зюганов, сделав в своем выступлении акцент на том, что несмотря на тяжелейший кризис нынешняя исполнительная власть никогда добровольно не откажется уйти и что ее следует устранить мирными конституционными средствами, фактически присоединился к идеям лидера ДПА Л.Рохлина. Не случайно и то, что лидер КПРФ возложил 23 февраля венок на могилу Сталина.

Мало кто ожидает, что процесс радикализации левоцентристской оппозиции выйдет за границы, диктуемые политической необходимостью соответствовать интересам максимального числа последователей, избирателей и т.д. Радикализм, как показывает пример “Трудового фронта” и других леворадикальных организаций, не имеет шансов завоевать значительную поддержку общества. Поэтому, даже пытаясь мобилизовать энергию весеннего протеста, коммунисты и их союзники не забывают параллельно этой тактике отстраивать и собственную “политику малых дел”. Иными словами, очередной поворот КПРФ к непримиримости не отменяет стратегии “встраивания” оппозиции если не во власть, то в постреформенный социум (партия намерена искать особые формы работы с каждым отдельным социальным слоем, включая бизнес-элиту).

Точно также, хотя позиция АПР и стала, как показал прошедший на минувшей неделе внеочередной съезд, более радикальной, однако и эта партия намерена обращаться ко всем слоям крестьянства независимо от их бедности или богатства.

Существенными сдвигами к лучшему отмечено на минувшей неделе положение “правоцентриста” А.Лебедя, борющегося за пост красноярского губернатора. Первыми собрав 20 тыс. подписей за выдвижение кандидата, Лебедь и его сторонники стали лидерами красноярской губернаторской гонки. По ряду косвенных данных можно судить о том, что Лебедь лидирует и в плане мобилизации финансовых ресурсов, хотя банки, дающие ему средства, пытаются не рекламировать этой деятельности.

Департамент политического мониторинга

Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Вехи судьбы
Геноцид
Новый социализм для будущей России
Рецепты Афродиты
Рабочие коллективы – за свой профсоюзный журнал
И сегодня никто не сможет вышибить нас из седла
Начните с себя, господин президент!
От империи к интегрии
На гладком льду
Счастья вам, женщины России!
Сами мы нездешние
Побрякушки для аборигенов, или культура, свободная от себя самой
Человек и Гражданин
Срочно требуются журналисты для малярно-лакировочных работ!
Кукла Барби как образец постсоветского человека
ТОЛЬКО РАЗ В ХОЛОДНЫЙ ХМУРЫЙ ВЕЧЕР МНЕ ТАК ХОЧЕТСЯ ВАРИТЬ
Сама рассадила, сама будешь поливать
В защиту законности
Памяти Станислава Шаталина
За белым зверем
Оценка реакции президента на отчет правительства


««« »»»