Побрякушки для аборигенов, или культура, свободная от себя самой

Одной из примет сегодняшнего времени в России стал бурный рост преступности, в том числе организованной. Рост этот приобрел такие масштабы, что смело можно говорить о криминализации общества. Не обошел этот процесс и культуру. Криминализация культуры проявляется по-разному, прежде всего в том, что преступный мир становится одним из “заказчиков” культурного товара. Причем, спрос этот является вполне платежеспособным, следовательно, вкусы и пристрастия криминальных кругов навязываются остальному населению. Еще более способствуют криминализации культуры некоторые особенности российского менталитета и российской истории, согласно которым в преступниках принято видеть неких “Робин Гудов” со своим кодексом чести. Наибольший урон криминализация культуры наносит процессу воспитания детей и подростков. Я полностью согласна с И.Медведевой и Т.Шишовой, утверждающих, что наряду с теневой экономикой в России существует и теневая культура.

Советское общество было закрытым, отделенным “железным занавесом” от мира, во всяком случае от несоциалистического. Когда занавес рухнул, наступило время открытий, сравнений, взаимодействий. Сравнения во многом оказывались не в пользу отечественного – товаров, уровня жизни, уровня развития связи и информационных технологий.

К сожалению, процесс восприятия того, что в советские времена именовалось загадочным словом “заграница”, не был критическим. И на российскую землю вместе, а иногда вместо действительно полезных и необходимых достижений цивилизации стали проникать и ее побочные продукты. Эта ситуация очень похожа на процесс освоения европейцами новых земель, когда вместе с новыми вкусными продуктами и полезными инструментами туземцы получали спиртные напитки и инфекционные заболевания.

Конечно, соотношение полезного и вредного, привнесенного в отечественную жизнь со стороны, зависит прежде всего от состояния самого общества, в нашем случае – российского. Поэтому те негативные процессы, которые называют “американизацией” (на мой взгляд, более верно называть их процессами денационализации), не являются результатом какой-либо идеологической, культурной или иной диверсии со стороны Запада (как это пытаются доказать некоторые представители националистических и коммунистических кругов в России). Ввозятся из-за границы только те продукты, которые будут съедены и только те фильмы, музыка или книги, которые найдут зрителя, слушателя или читателя в России.

Когда я говорю о денационализации или “американизации” российского общества и культуры, я вовсе не хочу проявить какое-либо негативное отношение к американской культуре или американскому образу жизни. Под “американизацией” я, как и многие мои соотечественники (давние почитатели творчества О.Генри, Джека Лондона, Марка Твена, Хемингуэя, Сэлинджера, Гершвина и т.д.), понимаю процесс проникновения в Россию худших образцов массовой культуры, пропагандирующих жестокость, насилие, пошлость, глупость, секс. Причем, этот “товар” может быть не только производства США: в равной степени можно говорить о “бразилизации” или “мексиканизации” российского телевидения, оккупированного “мыльными операми” из латиноамериканских стран.

Процессы “американизации” зашли настолько далеко, что многие аналитики говорят уже о потере русскими национального самосознания. Признаком хорошего тона и принадлежности к высокопоставленным слоям общества стало в России обучение детей чуть ли не с пеленок английскому языку. Конечно, знание иностранного языка – это прекрасно и необходимо каждому культурному человеку. Но чтобы иметь право называться культурным человеком, не мешало бы и свой родной язык знать в совершенстве. С этим дело обстоит сложнее: внимания русскому языку уделяется очень мало. Никого уже не удивляет безграмотная, нелитературная, просто неправильная русская речь, звучащая по радио, телевидению, с правительственных трибун. Все больше появляется школ, особенно в крупных городах, где англоязычные преподаватели ведут все предметы на английском языке. Но будет ли вообще русским ребенок, выросший на американских мультфильмах и фильмах, читающий в детстве в основном английские книги и окончивший такую школу? И стоит ли удивляться обилию вывесок на английском языке или тому, что книжные магазины Москвы предлагают множество красочных плакатов с английским алфавитом, а вот покупка аналогичного плаката с русским алфавитом становится неразрешимой проблемой.

Конечно, в результате мы не получим поколения “русских американцев”. Мы получим – и уже получаем – поколение неграмотных русских, не знающих толком ни свою, ни какую-то иную культуру.

Кроме того в результате “американизации” культуры в Россию поступают отбросы западной цивилизации. Негативным моментом, на мой взгляд, являются щедро спонсируемые попытки привития на российской почве полностью противоречащих национальным традициям элементов западной культуры. Приведу в качестве примера скандальную историю с сексуальным образованием школьников. Многочисленные протесты медиков, педагогов и родителей против чуть ли не насильно вводимых в школах, начиная с первого класса, программ сексуального образования вызваны отнюдь не ханжеством. Даже если оставить в стороне вопрос о том, кому все это выгодно, вызывает удивление попытка вводить столь “раскрепощенные” программы в стране с православными и мусульманскими традициями.

Разгосударствление культуры приводит как к положительным (свобода), так и отрицательным (финансовый дефицит, потеря нравственных ориентиров, воспроизводство низкокачественного культурного товара) результатам. При этом отрицательные результаты разгосударствления культуры служат следствием непродуманности экономических и социальных реформ, а также снижения уровня культурных потребностей населения. Основной причиной бедственного положения культуры в России стал не финансовый дефицит, а снижение уровня культурных потребностей общества. За последние годы постоянно сокращается количество издаваемых книг, посещаемость музеев, театров, библиотек. Заметим, кстати, что количество самих музеев не уменьшается, а увеличивается. И это еще раз доказывает, что основная проблема не в отсутствии финансирования и не в том, что Россия может остаться без библиотек, музеев или театров, а в том, что библиотеки могут остаться без читателей, театры – без зрителей, а музеи – без посетителей. Экономические последствия снижения уровня культурных потребностей проявляются сейчас и еще больше проявятся в будущем в виде снижения уровня образования населения, профессиональной пригодности рабочей силы.

Приоритетной задачей выведения культуры из кризиса должно стать воспитание культурных потребностей, повышение уровня воспитания и образования, в том числе гуманитарного. Причем, реформе необходимо подвергнуть все этапы образования, начиная с развития новых форм дошкольного воспитания и кончая реформой высшего образования.

Отдельным, весьма важным блоком реформы образования должно стать создание сети образовательных учреждений (средних и высших), готовящих менеджеров и продюсеров для учреждений культуры, литературных агентов и т.д. Нельзя требовать от людей, воспитанных в условиях административно-командной системы, умения разбираться в рыночной конъюнктуре, способностей прибыльно продавать ”культурные товары”. Я уверена – если руководители так называемого шоу-бизнеса способны “раскрутить” откровенных бездарностей, то достойно представить на мировом и отечественном рынке наши музеи, театры, книги получившие специальное образование специалисты смогут. Возможно, кому-то покажется кощунственным предложение о “раскрутке” книг Пушкина или картин Репина, но более кощунственным представляется невостребованность прекрасных произведений искусства, пылящихся в запасниках, способность голодать, восседая на мешках с золотом.

Возрождение культуры должно стать всеобщим приоритетом, т.е. приоритетом всего общества. Решающую роль в том, чтобы это пожелание стало действительностью, должны сыграть общественные институты, деятели культуры и государство.

Татьяна ПОПОВА

Фонд “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

В защиту законности
И сегодня никто не сможет вышибить нас из седла
За белым зверем
От империи к интегрии
Вехи судьбы
Счастья вам, женщины России!
Новый социализм для будущей России
Срочно требуются журналисты для малярно-лакировочных работ!
Рабочие коллективы – за свой профсоюзный журнал
ТОЛЬКО РАЗ В ХОЛОДНЫЙ ХМУРЫЙ ВЕЧЕР МНЕ ТАК ХОЧЕТСЯ ВАРИТЬ
Начните с себя, господин президент!
На гладком льду
Сами мы нездешние
Человек и Гражданин
Кто виноват, что мы убоги?
Кукла Барби как образец постсоветского человека
Сама рассадила, сама будешь поливать
Памяти Станислава Шаталина
Оценка реакции президента на отчет правительства
Геноцид
Рецепты Афродиты


««« »»»