Побрякушки для аборигенов, или культура, свободная от себя самой

Одной из примет сегодняшнего времени в России стал бурный рост преступности, в том числе организованной. Рост этот приобрел такие масштабы, что смело можно говорить о криминализации общества. Не обошел этот процесс и культуру. Криминализация культуры проявляется по-разному, прежде всего в том, что преступный мир становится одним из “заказчиков” культурного товара. Причем, спрос этот является вполне платежеспособным, следовательно, вкусы и пристрастия криминальных кругов навязываются остальному населению. Еще более способствуют криминализации культуры некоторые особенности российского менталитета и российской истории, согласно которым в преступниках принято видеть неких “Робин Гудов” со своим кодексом чести. Наибольший урон криминализация культуры наносит процессу воспитания детей и подростков. Я полностью согласна с И.Медведевой и Т.Шишовой, утверждающих, что наряду с теневой экономикой в России существует и теневая культура.

Советское общество было закрытым, отделенным “железным занавесом” от мира, во всяком случае от несоциалистического. Когда занавес рухнул, наступило время открытий, сравнений, взаимодействий. Сравнения во многом оказывались не в пользу отечественного – товаров, уровня жизни, уровня развития связи и информационных технологий.

К сожалению, процесс восприятия того, что в советские времена именовалось загадочным словом “заграница”, не был критическим. И на российскую землю вместе, а иногда вместо действительно полезных и необходимых достижений цивилизации стали проникать и ее побочные продукты. Эта ситуация очень похожа на процесс освоения европейцами новых земель, когда вместе с новыми вкусными продуктами и полезными инструментами туземцы получали спиртные напитки и инфекционные заболевания.

Конечно, соотношение полезного и вредного, привнесенного в отечественную жизнь со стороны, зависит прежде всего от состояния самого общества, в нашем случае – российского. Поэтому те негативные процессы, которые называют “американизацией” (на мой взгляд, более верно называть их процессами денационализации), не являются результатом какой-либо идеологической, культурной или иной диверсии со стороны Запада (как это пытаются доказать некоторые представители националистических и коммунистических кругов в России). Ввозятся из-за границы только те продукты, которые будут съедены и только те фильмы, музыка или книги, которые найдут зрителя, слушателя или читателя в России.

Когда я говорю о денационализации или “американизации” российского общества и культуры, я вовсе не хочу проявить какое-либо негативное отношение к американской культуре или американскому образу жизни. Под “американизацией” я, как и многие мои соотечественники (давние почитатели творчества О.Генри, Джека Лондона, Марка Твена, Хемингуэя, Сэлинджера, Гершвина и т.д.), понимаю процесс проникновения в Россию худших образцов массовой культуры, пропагандирующих жестокость, насилие, пошлость, глупость, секс. Причем, этот “товар” может быть не только производства США: в равной степени можно говорить о “бразилизации” или “мексиканизации” российского телевидения, оккупированного “мыльными операми” из латиноамериканских стран.

Процессы “американизации” зашли настолько далеко, что многие аналитики говорят уже о потере русскими национального самосознания. Признаком хорошего тона и принадлежности к высокопоставленным слоям общества стало в России обучение детей чуть ли не с пеленок английскому языку. Конечно, знание иностранного языка – это прекрасно и необходимо каждому культурному человеку. Но чтобы иметь право называться культурным человеком, не мешало бы и свой родной язык знать в совершенстве. С этим дело обстоит сложнее: внимания русскому языку уделяется очень мало. Никого уже не удивляет безграмотная, нелитературная, просто неправильная русская речь, звучащая по радио, телевидению, с правительственных трибун. Все больше появляется школ, особенно в крупных городах, где англоязычные преподаватели ведут все предметы на английском языке. Но будет ли вообще русским ребенок, выросший на американских мультфильмах и фильмах, читающий в детстве в основном английские книги и окончивший такую школу? И стоит ли удивляться обилию вывесок на английском языке или тому, что книжные магазины Москвы предлагают множество красочных плакатов с английским алфавитом, а вот покупка аналогичного плаката с русским алфавитом становится неразрешимой проблемой.

Конечно, в результате мы не получим поколения “русских американцев”. Мы получим – и уже получаем – поколение неграмотных русских, не знающих толком ни свою, ни какую-то иную культуру.

Кроме того в результате “американизации” культуры в Россию поступают отбросы западной цивилизации. Негативным моментом, на мой взгляд, являются щедро спонсируемые попытки привития на российской почве полностью противоречащих национальным традициям элементов западной культуры. Приведу в качестве примера скандальную историю с сексуальным образованием школьников. Многочисленные протесты медиков, педагогов и родителей против чуть ли не насильно вводимых в школах, начиная с первого класса, программ сексуального образования вызваны отнюдь не ханжеством. Даже если оставить в стороне вопрос о том, кому все это выгодно, вызывает удивление попытка вводить столь “раскрепощенные” программы в стране с православными и мусульманскими традициями.

Разгосударствление культуры приводит как к положительным (свобода), так и отрицательным (финансовый дефицит, потеря нравственных ориентиров, воспроизводство низкокачественного культурного товара) результатам. При этом отрицательные результаты разгосударствления культуры служат следствием непродуманности экономических и социальных реформ, а также снижения уровня культурных потребностей населения. Основной причиной бедственного положения культуры в России стал не финансовый дефицит, а снижение уровня культурных потребностей общества. За последние годы постоянно сокращается количество издаваемых книг, посещаемость музеев, театров, библиотек. Заметим, кстати, что количество самих музеев не уменьшается, а увеличивается. И это еще раз доказывает, что основная проблема не в отсутствии финансирования и не в том, что Россия может остаться без библиотек, музеев или театров, а в том, что библиотеки могут остаться без читателей, театры – без зрителей, а музеи – без посетителей. Экономические последствия снижения уровня культурных потребностей проявляются сейчас и еще больше проявятся в будущем в виде снижения уровня образования населения, профессиональной пригодности рабочей силы.

Приоритетной задачей выведения культуры из кризиса должно стать воспитание культурных потребностей, повышение уровня воспитания и образования, в том числе гуманитарного. Причем, реформе необходимо подвергнуть все этапы образования, начиная с развития новых форм дошкольного воспитания и кончая реформой высшего образования.

Отдельным, весьма важным блоком реформы образования должно стать создание сети образовательных учреждений (средних и высших), готовящих менеджеров и продюсеров для учреждений культуры, литературных агентов и т.д. Нельзя требовать от людей, воспитанных в условиях административно-командной системы, умения разбираться в рыночной конъюнктуре, способностей прибыльно продавать ”культурные товары”. Я уверена – если руководители так называемого шоу-бизнеса способны “раскрутить” откровенных бездарностей, то достойно представить на мировом и отечественном рынке наши музеи, театры, книги получившие специальное образование специалисты смогут. Возможно, кому-то покажется кощунственным предложение о “раскрутке” книг Пушкина или картин Репина, но более кощунственным представляется невостребованность прекрасных произведений искусства, пылящихся в запасниках, способность голодать, восседая на мешках с золотом.

Возрождение культуры должно стать всеобщим приоритетом, т.е. приоритетом всего общества. Решающую роль в том, чтобы это пожелание стало действительностью, должны сыграть общественные институты, деятели культуры и государство.

Татьяна ПОПОВА

Фонд “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Геноцид
Рецепты Афродиты
В защиту законности
И сегодня никто не сможет вышибить нас из седла
За белым зверем
От империи к интегрии
Вехи судьбы
Счастья вам, женщины России!
Новый социализм для будущей России
Срочно требуются журналисты для малярно-лакировочных работ!
Рабочие коллективы – за свой профсоюзный журнал
ТОЛЬКО РАЗ В ХОЛОДНЫЙ ХМУРЫЙ ВЕЧЕР МНЕ ТАК ХОЧЕТСЯ ВАРИТЬ
Начните с себя, господин президент!
На гладком льду
Сами мы нездешние
Человек и Гражданин
Кто виноват, что мы убоги?
Кукла Барби как образец постсоветского человека
Сама рассадила, сама будешь поливать
Памяти Станислава Шаталина
Оценка реакции президента на отчет правительства


««« »»»