Начните с себя, господин президент!

ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ

The Economist , 24, February, 1998

Февраль в России редко бывает веселым месяцем. В этом году, возможно, ситуация несколько изменится. После шести лет непрекращающихся реформ экономика страны, похоже, выруливает на прямую дорогу. Здоровье г-на Ельцина вновь позволяет ему совершать длительные зарубежные поездки, может быть, когда-нибудь он будет в состоянии подтолкнуть вперед увязшую в российской трясине машину рыночной экономики.

Однако легкое, но достаточно ощутимое прикосновение азиатского финансового кризиса напомнило всем, что российская экономика еще слишком уязвима для той жизни, которой живут все развитые капиталистические страны. Здоровье президента России далеко не всех убедило в его способности завершить начатый курс экономических реформ. Другими словами, второй срок президентской власти стал полным провалом г-на Ельцина как руководителя страны. И вина за этот провал почти полностью лежит на нем самом.

В такой стране, как Россия, где институционная власть слишком слаба и практически все зависит от воли одного человека, личность этого человека приобретает первостепенную важность. Если он способен пустить на самотек дела государственной важности и при этом пресекает попытки других исправить создавшееся положение, правительство постепенно начинает идти ко дну. Как раз это и происходит в России в последнее время. Сегодня г-н Ельцин может предъявлять свои добрые намерения, чтобы приободрить сторонников рыночной экономики и МВФ, но реальность показывает другое.

Все более или менее значимые фигуры в российской политической жизни заняты в настоящий момент чем угодно, только не насущными интересами своей страны. Для многих из них животрепещущим вопросом современности является не выход России на верный и стабильный путь развития рыночных отношений, а предстоящие в 2000 г., – а может и раньше, – президентские выборы, где участие в роли кандидата или приспешника правильно вычисленного кандидата может принести неоспоримую индивидуальную пользу тому или иному политику. В результате следующих выборов Кремль может попасть под контроль не просто неуравновешенного старого популиста с заплетающимся языком, капризами и завихрениями, но настоящего самодержца, который будет стараться всеми силами удержать развитие демократии в России на примитивном уровне и начнет проводить самоуверенную и слишком напористую внешнюю политику.

Скорее всего, потомки не будут с благодарностью вспоминать годы правления г-на Ельцина. Даже сейчас понятно, как персонифицировал российский президент тот отрезок истории, в который ему пришлось принимать решения на высоком уровне: недостаточно сильный президент, возглавляющий недостаточно слабую институционную власть. У него осталось мало времени, но все же он мог бы попытаться что-то изменить в сегодняшней России. Г-н Ельцин должен показать, что его вера в демократию распространяется на больший отрезок времени, чем период президентской предвыборной кампании.

Financial Times, 18, February, 1998

Российский президент не устает доказывать, что текущий год уж точно принесет России значительный подъем экономики. Он сам и его ближайшее окружение ждут этого подъема на протяжении долгих лет, с тех пор, как сами же разрушили державу, называющуюся СССР. Вероятнее всего, что наступивший год опять принесет с собой одни разочарования. По мнению многих, часть этой вины можно возложить на последствия азиатского финансового кризиса. Но кто-то должен взять на себя смелость и объяснить г-ну Ельцину, что во многом должное развитие экономики и процветание государства зависят от самого президента и ему некого винить в постоянных провалах, кроме себя.

Конечно, нельзя не признать, что в последний год Россия достигла некоторых успехов в своей экономике, но следует также учитывать, что этот рост не слишком высок по сравнению с тем головокружительным падением, которое совершила российская экономика после распада СССР. Тем более что предполагаемый экономический рост в 1998 г. составит лишь 1% по отношению к 1997 г.

Финансовый кризис, разразившийся недавно в Азии, несомненно, не самым лучшим образом повлиял на экономическую ситуацию в России. Однако нельзя не учитывать, что внешние раздражители оказывают такое сильное влияние на экономику страны только потому, что Россия все еще остается слишком слабой системой и не может привести в порядок многие аспекты своей деятельности, влияющие на экономический рост: сбор налогов остается слишком низким, государственная власть – слабой, чиновничество – коррумпированным. Еще одной причиной является то, что данная экономическая система пока не смогла завоевать доверие внешнего мира.

В любой стране поведение президента требует очень большой ответственности. Нельзя требовать каких-то результатов от своих министров, выказывая при этом полную собственную несостоятельность в вопросах управления страной. Никто не предполагал, что реформы в России пройдут легко и быстро, но когда президент оказывается не в состоянии поддержать своих реформаторов дольше нескольких месяцев, это становится непонятным для всего внешнего мир

Обзор подготовила

Марина МЕДВЕДЕВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Рецепты Афродиты
И сегодня никто не сможет вышибить нас из седла
В защиту законности
От империи к интегрии
За белым зверем
Счастья вам, женщины России!
Вехи судьбы
Побрякушки для аборигенов, или культура, свободная от себя самой
Новый социализм для будущей России
Срочно требуются журналисты для малярно-лакировочных работ!
Рабочие коллективы – за свой профсоюзный журнал
ТОЛЬКО РАЗ В ХОЛОДНЫЙ ХМУРЫЙ ВЕЧЕР МНЕ ТАК ХОЧЕТСЯ ВАРИТЬ
На гладком льду
Сами мы нездешние
Человек и Гражданин
Кто виноват, что мы убоги?
Кукла Барби как образец постсоветского человека
Сама рассадила, сама будешь поливать
Памяти Станислава Шаталина
Оценка реакции президента на отчет правительства
Геноцид


««« »»»