От империи к интегрии

Одной из главных проблем сегодняшней России является отсутствие у политической элиты, в частности, и общества, в целом, четкого понимания, куда идет Россия и чем она может ответить на вызовы XXI в.

1.

Согласно сложившимся стереотипам, противостояние между Россией и Западом в последние 70 лет было противостоянием двух идеологий – коммунистической и капиталистической.

Но все больше российских политологов приходят к пониманию того факта, что противостояние между нами всегда носило отнюдь не идеологический, а цивилизационный характер. И корни этого противостояния, как в годы Александра Невского и немецких “псов-рыцарей”, во времена Дмитрия Пожарского и польских шляхтичей, Кутузова и Наполеона, так и Сталина и Трумэна были одни и те же.

Россия – это родина двух цивилизаций: ортодоксально русской (до Петра I) и социалистической. Уникальность России в том, что эти две цивилизации в результате сложнейшего процесса взаимопроникновения и взаимодополнения приобрели совершенно новое качество. Ко второй половине XX в. сложилась славяно-православно-коммунистическая цивилизация, коренным образом отличающаяся от цивилизации западноевропейской. Коммунистическая идеология, родившаяся в Западной Европе, нашла плодотворную почву именно в России, где она органично переплелась с идеями и традициями русского православия. В результате этого синтеза родилось то, что Н.Бердяев назвал “русским коммунизмом”.

Наша страна, находящаяся на стыке Европы и Азии, между протестантско-католической Западной Европой и мусульманским Востоком всегда была лакомым куском для многочисленных претендентов на мировое господство, и история распорядилась так, что именно в России терпели крах их претензии на мировое лидерство.

Поэтому сегодня надеяться на то, что Запад заинтересован в существовании процветающей сильной России, совершенно бессмысленно. Даже, если предположить, что у власти в России окажется полностью прозападное руководство, например, президент А.Чубайс, премьер-министр Е.Гайдар, министр иностранных дел А.Козырев, то в этом случае расширение НАТО на Восток пойдет еще более активно. Мы были, есть и останемся в исторически обозримом будущем если не врагами, то, по крайней мере, историческими конкурентами. Вряд ли есть необходимость приводить в подтверждение общеизвестные факты, свидетельствующие о двойной морали, двойных стандартах Запада по отношению к России.

Мы должны, наконец, принять это как объективную реальность и соответствующим образом строить свои взаимоотношения с Западом.

2.

Конечно, можно пытаться и дальше смотреть на Запад сквозь “розовые очки”. Можно и дальше тешить себя иллюзиями, что не придет тот день, когда эти самые цивилизованные государства Запада предъявят нам ультиматум, как это вчера они делали в Боснии, а сегодня в Ираке. Можно и дальше не верить в то, что эти радетели за права человека при необходимости будут держать нас под прицелом своего высокоточного оружия и без колебаний применят его по нашим мирным городам, пока не добьются нашей полной и безоговорочной капитуляции, отказа от независимости и суверенитета.

А можно пойти другим путем. Российская политическая элита должна осознать, что смертельная угроза, нависшая над Россией, реальна, и в повестке дня стоит вопрос о самом существовании нашей страны, нашей цивилизации. Всякие надежды на то, что “реформы”, наконец, дадут результат, напрасны, тем более что никаких реформ и не было. Шел хорошо управляемый процесс уничтожения основ российской государственности. Под громкие речи о “реформах” планомерно уничтожались промышленность, сельское хозяйство, армия, наука, образование. Причем, с горечью надо признать, что совершалось все это с молчаливого согласия нашего народа, который под воздействием наркотической иглы средств массовой информации из года в год опускал в избирательные урны бюллетени в поддержку “реформаторов”…

Как тут не вспомнить одного из наиболее противоречивых политических деятелей России XIX в., обер-прокурора Святейшего Синода К.П.Победоносцева, который предрекал, что поворот на путь западноевропейского парламентаризма означает “finis Russiae”.

3.

Глобальные процессы, свидетелями которых мы стали, являются началом во многом противоречивого процесса, ведущего к появлению огромных по территории, численности населения и экономическому потенциалу новых политических систем – интегрий.

Именно реалии нашей жизни неизбежно приведут к их возникновению.

Эти реалии таковы:

1. Интернационализация хозяйственной жизни, связанная с глобализацией экономики и систем массовой коммуникации;

2. Общемировой кризис национальных государств;

3. Сырьевой кризис и усиливающаяся конкуренция за контроль над источниками сырья;

4. Проблемы международной безопасности;

5. Ухудшение среды обитания.

Во второй половине XX в. развитие мировой политической системы стало характеризоваться ослаблением национального государства – основного субъекта мировой политики в течение последних полутора веков. Наиболее заметно это в Западной Европе – на “родине” nation-state, однако и в других частях света можно наблюдать процессы кризиса государства-нации, проявляющиеся как в усилении зависимости от мирового сообщества, так и внутренних проблемах. Приняв за факт упадок национального государства, необходимо признать, что в будущем появятся и уже появляются новые формы политических образований.

Основными тенденциями в политической организации мира стали противоречивые процессы, заключающиеся, с одной стороны, в наднационализации и с другой стороны – регионализации современных государств.

Проявление этих тенденций абсолютно очевидно. С одной стороны, возникновение и усиление роли союзов государств, усиление роли международных субъектов, таких как Мировой банк, Международный валютный фонд, ООН, различные ТНК, чье влияние и возможности нередко превосходят влияние и возможности отдельных стран. С другой стороны, проблемы национализма, сепаратизма являются наиболее явным результатом процессов регионализации, перемещения политической власти на более низкий уровень в старых национальных государствах.

Западная Европа дала пример возможной эволюции в сторону интегрии. В теоретическую и философскую основу Европейского Союза легли две указанные выше тенденции: ослабление политической власти государства с перераспределением ее между двумя уровнями: более высоким – наднациональным (интегральным) и более низким – региональным (провинциальным).

При этом политика, как таковая, играет вторичную роль в развитии мира и международных отношений. Теперь чисто экономический интерес, который и всегда был объективным двигателем политики, открыто вышел на первый план, особенно – на глобальном уровне, причем это наиболее заметно в усилении международных экономических организаций и их роли в международных делах.

4.

Если предположить, что протекающие современные процессы ведут к укрупнению государственно-политических образований, то вопрос заключается в том, до каких пределов они будут увеличиваться. Видимо, имеет смысл в данной связи вспомнить цивилизационные теории, получившие в последние годы большую популярность. С.Хантингтон отмечает, что современный этап мирового развития характеризуется усилением межцивилизационных противоречий. Так что имеет смысл предположить, что в основе интегрий будущего будут лежать мировые цивилизации.

XXI в., особенно его вторая половина, очевидно, будет веком истощения природных источников сырья, в первую очередь – углеводородных, что неизбежно приведет к глобальному экономическому кризису и резко усилит борьбу за контроль над источниками этого сырья. И тот, кто будет сильнее в традиционном понимании этого слова, тот и победит в этой борьбе.

Весь мир видит, какую внешнеполитическую актив-ность на протяжении десятилетий развивают США для контроля над ближневосточным регионом, а вернее – за ближневосточной нефтью. Последние события вокруг Ирака наглядно это подтверждают. Ведь вполне понятно, что жесткие силовые методы против Ирака объясняются отнюдь не желанием обеспечить выполнение резолюций ООН в полном объеме.

5.

Так что же такое интегрия?

ИНТЕГРИЯ (лат. integer – целый) – политико-экономическое образование, основанное на интернационализации экономики и вызванной ею политической, социальной, культурной и другой интеграции всех сторон общественной жизни в условиях научно-технической революции и возрастания взаимозависимости народов и государств.

Интегрия является следующим этапом развития политической системы после империи, но в отличие от последней предполагает относительно мягкие отношения по вертикали “центр – провинции”, определяемые разумным разграничением полномочий между субъектами интегрии и центром. Субъекты интегрии (суверенные государства, республики, территории и т.п.) добровольно отказываются от своего абсолютного суверенитета, передают часть своих властных полномочий наднациональным центральным структурам и добровольно соглашаются с концепцией ограниченных суверенных прав в обмен на реальные преимущества участия в едином экономическом и политическом процессе для повышения жизненного уровня своего населения, обеспечения совместной безопасности и преодоления экологического кризиса.

Можно предположить, что XXI в. будет веком интегрий и наиболее вероятными участниками этого “клуба” станут:

Российская (постсоветская) интегрия;

Североамериканская интегрия;

Западноевропейская интегрия;

Азиатско-тихоокеанская интегрия;

Китайская интегрия;

Исламская интегрия;

Индийская интегрия;

Латиноамериканская интегрия.

Необходимыми предпосылками создания интегрий являются:

1) наличие центра интеграции (“твердого ядра”). Это “твердое ядро” не обязательно состоит из одного государства, оно может состоять и из нескольких. В нашем случае это может быть Российская Федерация в союзе с Украиной и Белоруссией, в Западной Европе – франко-западногерманский союз;

2) наличие общих источников внешней угрозы или сильных экономических конкурентов;

3) наличие языка, являющегося средством межнационального общения и объединяющего многочисленные нации на социально-культурном уровне;

4) общность исторической судьбы и культуры, а значит осевшая в сознании некая общность понятий цивилизационного характера. Это резко облегчает общение между людьми, а значит и ведение дел;

5) технологическая общность, отработанность экономических связей, широкая кооперация и разделение труда;

6) дополняемость климатических зон в области сельского хозяйства.

Все эти предпосылки полностью имеются на бывшей территории СССР, в значительной мере – бывших стран СЭВ и ассоциированных с ним государств.

6.

Выступив инициатором развала Советского Союза, Российская Федерация в значительной степени утратила свой экономический и военный потенциал. Сегодня, несмотря на то что формально Российская Федерация участвует в заседаниях “большой восьмерки” наиболее развитых стран мира, реально она относится к развивающимся странам. Однако нам досталось богатое наследство, и важнейшей его частью является ракетно-ядерный потенциал. Именно благодаря ему страны Запада вынуждены в какой-то степени прислушиваться к мнению России. Этот же потенциал на ближайшие годы обеспечивает независимость и суверенитет Российской Федерации и дает нам исторический шанс. Нам отпущено всего 10 – 15 лет, чтобы выполнить работу по воссозданию российской интегрии, поскольку только под прикрытием ракетно-ядерного щита мы гарантированы от прямого вмешательства Запада, который сделает все возможное, чтобы только не допустить нашего возрождения.

События последних лет наглядно показали, что процессы приведшие к развалу Советского Союза, противоречат коренным интересам его народов и общему направлению развития человечества. Тяга народов бывшего Советского Союза к объединению набирает силу. И не только в России и Белоруссии. Ситуация в Армении, где за шесть лет полного развала произошло отрезвление народных масс и где в кратчайший срок было собрано около миллиона подписей за воссоздание единого государства, показала, что время пещерного национализма и сепаратизма проходит. И подобных примеров можно привести много.

Возрожденная Российская интегрия в силу своей обеспеченности источниками энергии, запасами полезных ископаемых, пресной воды, располагая громадной территорией, высококвалифицированным населением, будет практически самодостаточным политико-экономическим образованием.

Есть все основания полагать, что возрождение нашей интегрии неизбежно. Путь, который нам предстоит пройти, – тяжел и опасен. Но это путь жизни, путь в будущее. Дорогу осилит – идущий!

Виктор АЛКСНИС


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Геноцид
Рецепты Афродиты
В защиту законности
И сегодня никто не сможет вышибить нас из седла
За белым зверем
Счастья вам, женщины России!
Вехи судьбы
Побрякушки для аборигенов, или культура, свободная от себя самой
Новый социализм для будущей России
Срочно требуются журналисты для малярно-лакировочных работ!
Рабочие коллективы – за свой профсоюзный журнал
ТОЛЬКО РАЗ В ХОЛОДНЫЙ ХМУРЫЙ ВЕЧЕР МНЕ ТАК ХОЧЕТСЯ ВАРИТЬ
Начните с себя, господин президент!
На гладком льду
Сами мы нездешние
Человек и Гражданин
Кто виноват, что мы убоги?
Кукла Барби как образец постсоветского человека
Сама рассадила, сама будешь поливать
Памяти Станислава Шаталина
Оценка реакции президента на отчет правительства


««« »»»