В прошлом номере нашей газеты были опубликованы составленные академиком В.Н.Страховым основные положения альтернативной “Концепции реформирования российской науки”. Сегодня, в продолжение темы мы приводим мнение Российского координационного комитета коллективов отраслевой, вузовской, академической науки и государственных научных центров (РКК) о концепции академика Страхова.
РЕФОРМИРОВАТЬ БЕЗ СПЕШКИ
Реформирование науки, также как и системы образования, должно начинаться с ревизии существующего положения во всей этой отрасли, составляющей научно-технический потенциал страны. На основе такого анализа следует определить стратегически важные направления деятельности науки как фундаментальной, так и отраслевой.
По мнению РКК, государственный подход к реформированию научно-технической сферы должен отражать, в первую очередь, специфику геополитического положения нашей страны и, в частности, тот факт, что Россия – северная цивилизация, и себестоимость продукции, произведенной в ней, как правило, выше, чем в других странах. Конкурировать с высокоразвитыми странами Россия может лишь путем интенсивного развития науки и наукоемких технологий. Решение этой стратегической задачи неразрывно связано с проблемой дополнительного финансирования научно-технического комплекса страны.
Однако анализ правительственных постановлений и других документов, относящихся к рассматриваемой проблеме, показывает, что уже на начальном этапе реформ правительство предусматривает резкое сокращение финансирования научных исследований, пренебрегая при этом действующим федеральным законом “О науке и государственной научно-технической политике”.
Предлагаемая академиком Страховым концепция отличается от ранее опубликованной в печати концепции Министерства науки конкретностью, обращением к количественным показателям при постановке задач и оценке их результативности. РКК считает сам факт появления альтернативной концепции своевременным и имеющим положительное значение.
Вместе с тем РКК выражает свое несогласие с концепцией В.Н.Страхова, впрочем, так же как и с правительственной, по целому ряду принципиальных положений, по которым профсоюзы и Чрезвычайное собрание представителей коллективов научных организаций уже приняли решения.
Во-первых, РКК считает, что невозможно в достаточной степени обоснованно выделить приоритетные направления в области фундаментальной науки и, как следствие, использовать систему конкурсов для определения объема бюджетного финансирования фундаментальных исследований.
Во-вторых, совершенно неприемлемо положение о сокращении рабочих мест. К настоящему времени число рабочих мест в российской науке уже опустилось до критической величины, ниже которой существование науки на государственном уровне становится проблематичным. Дальнейшее снижение количества рабочих мест, как и абсолютно противозаконное намерение правительства проводить реформирование науки за счет средств, выделенных на фундаментальные исследования, приведет к разрушению научно-производственного потенциала страны и окончательному превращению ее в сырьевой придаток развитых государств уже в 1998 году.
Имеются и другие претензии к содержательной части концепции. Так, совершенно неприемлемым является тезис о масштабной ликвидации государственных научных центров.
Координационный комитет готов рассмотреть конкретные замечания и предложения по реформированию научно-технической сферы страны.
РКК еще раз напоминает о недопустимости спешки в принятии каких-либо серьезных решений о преобразовании научно-промышленного комплекса страны без основательной научной и законодательной проработки проекта.