Цены российского рынка нефтепродуктов сохраняли в 1997 г. относительную стабильность. Однако это установившееся равновесие может быть нарушено в ближайшее время. Нефтяников всерьез обеспокоил одобренный 20 ноября Госдумой, в первом чтении, проект закона “О внесении изменений и дополнений в федеральный закон “Об акцизах”. Содержащиеся там новации грозят, по их мнению, в корне изменить ситуацию на рынке нефти и нефтепродуктов. Так что, возможно, мы на пороге заметных перемен на этом рынке.
Государство (и в этом едины и исполнительная, и законодательная власти) недовольно низким уровнем госдоходов. Нефтяная отрасль, правда, поправила дела с выплатой налогов, перечислив в казну 6,6 трлн рублей. Однако на другом направлении ее пополнения – продаже госпакетов акций крупных нефтяных компаний – надежды государства на масштабные доходы оправдываются пока плохо. Поскольку других “доноров” у него практически нет, велик соблазн пойти привычным путем увеличения тех налогов, которые наиболее “собираемы”.
Исходя из этой цели поправки к закону “Об акцизах” содержат три основных нововведения, способных заметно осложнить жизнь нефтяным компаниям. По словам председателя экспертно-консультативного совета Минтопэнерго Эдуарда Грушевенко, они предвещают значительный рост стоимости нефтепродуктов и общее ускорение инфляционных процессов в 1998 г.
Во-первых, проектом закона предполагается поднять саму ставку акциза на автомобильный бензин до 330 тыс. рублей за тонну (примерно на 40 тыс. рублей больше нынешней). В первую очередь это отразится на низкооктановых сортах, потребляемых, в основном, малоплатежеспособными потребителями (цена 76-го бензина, по оценкам, подрастет примерно на 10%), – сельское хозяйство, силовые структуры, бюджетные организации.
Таким образом, рассчитывая получить в бюджет дополнительно 2,5 трлн рублей доходов по новому акцизу, государству надо иметь в виду и оборотную его сторону: рост бюджетных расходов, неплатежей, инфляции.
Во-вторых, устанавливается ставка акциза на прокачку нефти в размере 3,8 рублей за 1 тонну на 1 километр. Она, по идее законодателей, должна принести в бюджет еще около 3 трлн рублей дополнительно. Но и эта мера сулит те же последствия.
И, наконец, третья поправка – начисление акцизов по факту отгрузки товаров заводом, а не после их реализации, то есть с не полученных еще доходов. В результате, при нынешней ситуации с платежами, это приведет к новому росту волны неплатежей и задолженностей.
По мнению уже упомянутого Э.Грушевенко, все это в комплексе может привести к свертыванию рынков сбыта нефтепродуктов и к их захвату внешними конкурентами. По его оценкам, уже сейчас в Москве 35 – 40% потребляемого автобензина поступает по импорту. В Санкт-Петербурге эта доля достигает 60%.
Правда, для борьбы с последним фактором у Госдумы подготовлен адекватный ответ. Ею, также в первом чтении, принят законопроект “О внесении изменений и дополнений в закон “О дорожных фондах”. Он ликвидирует льготу, действующую по налогообложению импортируемых ГСМ, то есть импортные нефтепродукты будут приравнены к отечественным в части уплаты налогов, направляемых в дорожные фонды. Автор законопроекта, заместитель председателя думского комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике, Юрий Тем считает: “Внесенная поправка позволит привлечь 1 трлн рублей в год. Введение нового 25-процентного налога никак не должно отразиться на розничной цене нефтепродуктов. Потеряют только импортеры, для которых сейчас это сверхприбыльный бизнес”. До принятия закона специализированный дорожный налог распространялся лишь на отечественных производителей нефтепродуктов, точнее – они платили его с полной продажной цены, тогда как импортеры – только с разницы между этой ценой и таможенной.
В целом же думские налоговые новации не могут не вызвать опасений в том, что они станут катализатором нового витка роста цен на отечественном рынке нефтепродуктов, и так находящемся в состоянии хрупкого ценового равновесия. Пока же в компаниях и регионах, загодя готовясь к потрясениям, проводят консолидацию сил и организационных структур в сфере нефтепродуктообеспечения.