Время траурных лент

Общий социальный фон прошедшей недели выглядел значительно более мрачно, чем обычно. Крупные техногенные катастрофы сфокусировали внимание общества на усиливающейся деградации российской индустриальной и технологической сфер.

В этой связи российские власти, явно встревоженные возможностью острой социальной реакции, предоставили небывалые материальные компенсации семьям погибших горняков на шахте “Зыряновская”. Одновременно в боевую готовность были приведены спецподразделения МВД в Кемеровской области, а также, после авиакатастрофы, в Иркутске. В этих регионах была ограничена продажа алкогольных напитков; государственные комиссии по расследованию данных катастроф возглавили чиновники самого высокого ранга: в Кузбассе – вице-премьер О.Сысуев, в Иркутской области – сам премьер В.Черномырдин.

Вплотную сталкиваясь с реальными процессами в экономике и политике страны, российская элита, судя по всему, достаточно пессимистично оценивает будущее. На минувшей неделе эти пессимистические умонастроения нашли зримое выражение в ряде публикаций, появившихся в отечественной прессе, в частности, в статьях Г.Павловского (“Независимая газета”), А.Бовина (“Известия”). В этих публикациях подчеркивается, что внутренние раздоры в элите приобрели фактически необратимый характер и угрожают обернуться борьбой на самоуничтожение, для чего вполне достаточно накопленных за годы ельцинских реформ компрометирующих материалов на все политико-финансовые кланы.

Фактором обострения ситуации оставалась и сложная ситуация на российском финансовом рынке, а предпринимаемые властями, и в частности Центробанком, меры для ее исправления крайне усилили напряженность как внутри российского бизнес-класса, так и в его взаимоотношениях с властью. Показателем напряженности стали результаты прошедших 2 декабря переговоров между руководством Центробанка (ЦБР) и крупнейшими банкирами (В.Виноградов, В.Гусинский, А.Казьмин, В.Потанин, А.Смоленский, М.Ходорковский). Большинство банкиров высказали ряд серьезных претензий к государству, особенно в связи с его политикой повышения ставок рефинансирования и ломбардного кредитования, а также увеличения норм резервирования валюты. Фактически итоги этой беседы можно было бы расценивать как начало новой “банковской войны”, на этот раз между ЦБР и коммерческими банками.

Однако фронт оппонентов ЦБР оказался не един. Неожиданно позиции ЦБР были поддержаны главой наиболее крупного из частных банков, В.Потаниным (ОНЭКСИМбанк), который, очевидно, решил использовать данную, трудную для ЦБР, ситуацию в своих интересах и усилить влияние на правительство, заодно дистанцировавшись от весьма ослабевшей в последнее время группировки “младореформаторов”.

Весьма серьезные столкновения внутри российского бизнес-класса связаны также с прошедшим на последней неделе тендером по вопросу кредитования АПК. В эту сферу финансовой деятельности, потеснив другие банки, впервые вошел ОНЭКСИМ, в результате чего заметно ослабли практически монопольные позиции банковской группы “СБС-Агро”.

Обратили на себя внимание также сообщения о перегруппировке сил в российской алюминиевой промышленности, откуда ряд конкурентов, концентрирующихся вокруг потанинской финансовой империи, вытесняют британскую компанию “Транс уорлд групп”.

Судя по всему, текущие изменения в расстановке финансовых сил в стране определяются вектором возвращения в число политически влиятельных сил ОНЭКСИМбанка (при одновременном изменении ориентации данной группы с “молодых реформаторов” на господствующую в правительстве группу Черномырдина). Одновременно из числа влиятельных конкурентов ОНЭКСИМа на периферию вытесняется группировка Б.Березовского.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ БЕЗ НАКАЗАНИЯ

Развитие российского политического процесса на минувшей неделе сопровождалось углублением кризисных черт в функционировании российской политической системы.

Обратило на себя внимание углубление негативных тенденций в сфере силовых институтов власти.

Амнистия, объявленная Думой по предложению президента, привлекла внимание наблюдателей к отрицательным последствиям недофинансирования пенитенциарной системы страны. По мнению многих экспертов, идя на эту меру, государство фактически признало слабость пенитенциарной системы, что, по сути дела, ликвидирует тезис о неотвратимости наказания за содеянное преступление. Это тем более очевидно, что основная часть амнистированных будет выпущена из мест предварительного заключения и фактически выведена из-под следствия, что, безусловно, может стать стимулирующим фактором в осложнении криминогенной обстановки в России.

Серьезные проблемы возникли и с финансированием Федеральной погранслужбы (ФПС). По словам ее директора А.Николаева, в будущем году при запланированном в бюджете уровне финансирования погранслужба не сможет осуществлять охрану государственной границы страны.

Проблемы Российской Армии (РА) были вынесены на передний план благодаря заявлению Б.Ельцина в Швеции о готовности российского руководства к одностороннему сокращению ядерного потенциала на треть, а сухопутных войск и ВМС на 40%. Эти заявления Ельцина, особенно в части, касающейся ядерных боеголовок, вызвали крайне нервическую реакцию в Министерстве обороны и в Генштабе. По оценкам военных экспертов, данные высказывания не только имеют исключительно спонтанный характер и не были согласованы с высшим военным руководством России, но и прямо противоречат ее военной доктрине.

Кроме того, продолжал развертываться и принципиальный для судьбы “разделения властей” в России скандал в связи с инициативой администрации Московской области о проведении референдума по вопросу о переводе половины общего числа избранных депутатов Московской областной Думы на выполнение депутатских функций на неоплачиваемой основе. Решение о разделении Мособлдумы на “профессиональную” и “непрофессиональную” части, обосновываемое якобы заботой об экономии средств, очевидно, является попыткой исполнительной власти области взять “законодателей” под свой тотальный контроль.

На минувшей неделе было опубликовано “Заявление о политическом кризисе в Московской области”, подписанное руководителями практически всех крупных партий и общественно-политических движений области. По их мнению, речь идет о попытке исполнительной власти области ликвидировать законодательную, полностью монополизировать в своих руках контроль над бюджетом и т.д. Фронтальное наступление исполнительной власти в Подмосковье, берущей на вооружение худшие традиции советской системы, свидетельствует о тенденциях неустойчивости политической системы, сложившейся на основе Конституции 1993 г., и о возможности ее быстрой трансформации в иное качество. О подобной же тенденции говорят, но, по-видимому, в более позитивном плане, предстоящие выборы более 1500 муниципальных советников в Москве. Эти выборы должны состояться одновременно с выборами в Мосгордуму и, по сути дела, представляют собой попытку весьма серьезной модификации на локальном уровне политической системы, сложившейся после октября 1993 г. Комментаторы обращают внимание на то, что формирование корпуса муниципальных советников является попыткой скорректировать октябрьскую политическую систему в сторону повышения “интересоемкости” ее низовых, базовых структур и решения задачи “приближения власти к обществу”.

ПРИШЕЛ

УВИДЕЛ

УБЕДИЛ

Политическая линия российского президента на минувшей неделе определялась прежде всего серьезностью ситуации, сложившейся в российской финансово-экономической сфере, а также внутри элиты и в высших эшелонах российской власти. Этот сложный комплекс вопросов, как известно, стал для Ельцина поводом к перенесению на более поздний срок планов по наведению порядка в российском правительстве посредством отчета кабинета перед президентом.

Несмотря на то, что необходимость трансформации правительства отнюдь не снята с повестки дня и, по мнению большинства экспертов, этот процесс должен завершиться не в пользу лидера группировки “молодых реформаторов” А.Чубайса, серьезность положения дала президенту повод для активного балансирования между враждующими группировками в правительстве. Ельцин одновременно пытается разыгрывать несколько многоходовых партий. Так, он предоставил карт-бланш Чубайсу для выбивания финансовой помощи от ряда западных банков. Как стало известно, эта цель была достигнута накануне обсуждения в Думе проекта бюджета-98, и западная банковская группировка во главе с банками “Джи Пи Морган”, “Соломон бразерс” и др. выделила 2 млрд долларов, направленных правительством России на временную стабилизацию рынка ГКО и российского рубля.

Президент, однако, счел необходимым поддержать и российского премьера. В ходе своего визита в Швецию Ельцин усиленно лоббировал интересы близкого к Черномырдину “Газпрома”, склонив шведскую сторону к решению о прокладке через эту страну транзитного газопровода в Германию и, далее, в другие страны Европы.

Вместе с тем установка Б.Ельцина на достижение баланса между Чубайсом и Черномырдиным позволила президенту вмешаться в бюджетный процесс, присвоив себе главную роль в нем. Хотя, по мнению большинства аналитиков, особой необходимости в выступлении президента перед Думой не было (поскольку основные сложности прохождения бюджета с левоцентристской думской оппозицией уже “утряс” Черномырдин, опиравшийся на губернаторский корпус). Появление Ельцина перед депутатами нижней палаты парламента означало, с одной стороны, что президент подтвердил линию на диалог и компромисс с оппозицией, а с другой – что он желает сохранить статус главного игрока на российской политической сцене.

Важной чертой парламентской акции президента является сама мотивировка, данная им своему шагу. Ельцин сделал акцент на том, что в зависимости от их решения будет формироваться отношение Запада к России

Нельзя исключать и того, что под таким же углом зрения, следует рассматривать и согласие президента на визит в Чечню. Чеченская сторона уже предприняла ряд акций, направленных на истолкование смысла данного визита в свою пользу. Об этом свидетельствуют заявления официальных чеченских лиц. Они обозначили однозначную позицию Грозного: в Чечню прибудет лидер “соседнего государства”, а не глава Федерации, в которую входит и Чечня.

В этом контексте оговорки Ельцина о том, что он едет в Чечню для того, чтобы “постепенно их идеи отхода от России уходили бы на задний план”, выглядят крайне малоубедительными.

По-видимому, российский президент, ощущая широкомасштабность переживаемого страной кризиса, не располагает иными способами его разрешения, кроме умиротворения западных спонсоров своей политики, которые, судя по всему, все более склоняются к идее, что стабильность в России приобретает ныне первостепенную значимость, отодвигая на задний план идею ускоренного реформирования страны в соответствии с западной моделью.

ПРОИГРАВШИХ НЕ СУДЯТ. ПОКА

Тактика российского премьера была в целом вписана в политическую линию президента Ельцина, к которому Черномырдин, безусловно, сохраняет лояльность. Премьер-министр выдерживал главную позицию российского президента, нацеленную на создание в глазах Запада позитивного образа России как страны, которая сохраняет и в условиях кризиса своего финансового рынка стабильность и надежность в качестве партнера.

Черномырдин в паре с президентом принял решение (по которому уже подписан указ) о выплате компенсации вкладчикам Сбербанка престарелого возраста. Этот шаг тоже расценивается как демонстрация устойчивости и надежности российской финансовой системы.

Важную роль играл российский премьер и во внешней политике. Его визит в Белоруссию, где на заседании Исполкома Союза России и Белоруссии был одобрен проект совместного бюджета, подтвердил линию премьера на интеграцию двух государств. После достижения своих стратегических целей, направленных на ослабление “младореформаторского” крыла, Черномырдин, как считают некоторые эксперты, подошел к критической точке, за которой дальнейшее ослабление “младореформаторов” становится ему по ряду причин невыгодным.

Российские “младореформаторы”, активизированные на поле игры с МВФ и влиятельными западными финансовыми корпорациями, выполняют в нынешней стратегии Черномырдина, как отмечалось в прессе, роль “пожарных” (“потушат и уедут”).

“Молодые реформаторы”, очевидно, стали заложниками этой ситуации. Де-факто их позиции выглядят крайне слабыми не только в силу разоблачительных кампаний, жертвами которых они стали, но и благодаря тому немаловажному обстоятельству, что Чубайс и Немцов, ответственные за выполнение известного указа президента о погашении долгов по заработной плате работникам бюджетной сферы до 1 января 1998 г., не справились с заданием. Потерпела поражение и их финансовая стратегия: противники “младореформаторов” с полным основанием ставят в вину им беззаботность и непрофессионализм, из-за которых Россия в результате финансового кризиса потеряла миллиарды долларов своих золотовалютных резервов. Стремясь к скорейшей интеграции России в международные финансовые институты, “молодые реформаторы”, и прежде всего Чубайс, не позаботились, однако, о создании страховочных механизмов на случай кризисного развития мировой финансовой системы.

Наиболее мощный рывок совершил в ходе последней недели традиционно близкий Черномырдину министр внутренних дел А.Куликов. На заседании правительства он представил поддержанную премьером программу по усилению борьбы с преступностью и потребовал дополнительных полномочий по контролю за ходом приватизации. Фоном, на котором Куликов сформулировал последнее требование, является отчет о проверке Счетной палатой РФ законности приватизации РАО “Норильский никель”, ОАО “Связьинвест”, ОАО “Сибирская нефтяная компания” и ОАО “Тюменская нефтяная компания”. Аудиторы пришли к выводу, что практически все проверенные ими предприятия, приватизированные группировками Потанина, Березовского, Фридмана, должны быть возвращены в госсобственность. Поддержав Куликова, Черномырдин фактически дал “зеленый свет” окончательному разгрому финансовых позиций своих противников – как “молодых реформаторов”, так и Березовского, не пользующегося, несмотря на все усилия, доверием “черномырдинцев”.

В КРЕПКИХ ОБЪЯТИЯХ ВЛАСТИ

Кризисная ситуация в российской элите весьма противоречивым образом отразилась на состоянии российской оппозиции. С одной стороны, все ее сегменты заметно активизировались.

С другой стороны, оппозиция явно потеряла темп в диалоге с властями по поводу самого принципиального вопроса – вопроса о проекте бюджета-98. Во-первых, абсолютно не нашла поддержки инициатива “Яблока”, нацеленная на новое обострение борьбы вокруг бюджета. Во-вторых, появились весьма красноречивые свидетельства о расколе внутри левоцентристской оппозиции, вызванном включением в бюджетный процесс губернаторского корпуса, который по просьбе Черномырдина провел теневые консультации с рядом левых депутатов-одномандатников и добился того, что, несмотря на решение о солидарном голосовании, принятом фракцией КПРФ, немалая часть ее депутатов выступила в поддержку бюджета, фактически обеспечив его прохождение в первом чтении.

Судя по всему, усиливается противостояние внутри руководства фракции КПРФ по поводу позиции, занимаемой выдвиженцем фракции, спикером Думы Г.Селезневым, высказывающим открыто проправительственную точку зрения на бюджет и демонстративно высоко оценивающим роль и перспективы компромисса между властью и оппозицией, в частности, работу так называемой “большой четверки”. По мнению ряда экспертов, в том числе и внутри КПРФ, нынешняя линия Селезнева в значительной мере напоминает эволюцию Рыбкина. Возможно, что в дальнейшем под давлением с мест наметившееся противостояние фракции КПРФ и спикера Думы способно перерасти в открытый конфликт.

Департамент политического мониторинга

Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

РЕФОРМИРОВАТЬ БЕЗ СПЕШКИ
“Светить всегда!” Вот лозунг каждой порядочной лампы
За будущее России
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!
Замочаленные червь для рыбьего чрева
Проект бюджета или “как цыган приучал лошадь мало есть”
Диктатора вызывали?
Тонки на одеколон
Чтоб, она, понимаешь, зарумянилась
“Кавалерийская атака” на капитал не удалась
Как Вы оцениваете шведские “мирные инициативы” Ельцина?
О незаконных военных действиях в Чечне и современном кризисе власти
Налоговые новации могут дестабилизировать рынок нефтепродуктов
Разрушение страны идет строго по графику
Картинки с выставки
Как создать первичную организацию СНПР
Вячеслав Белоусов – честность и целеустремленность
Людмила Ноздрина: “Мы сможем возродить духовные традиции”
Реформы ради науки
Из опыта мойдодыра


««« »»»