Сейчас многие высокопоставленные лица говорят, что товаров теперь много, а раньше были очереди. Но какой же среднеразумный человек не сообразит, что товары лежат на прилавках потому, что они непомерно дороги и не по карману 90% населения? Уберите с ценников один нолик или выплатите людям зарплату – и все прилавки опустеют. И еще не известно, что лучше: смотреть голодными глазами на снедь и проходить мимо нее или, постояв в очереди, набить ею свой холодильник? Так что обилием товаров хвастаться не надо, потому что все знают азбучную истину экономики: когда товаров мало, они дороги!
Покупатель по-прежнему страдает от обвесов, обсчетов, антисанитарии и подделок разного рода, от слишком частых отравлений некачественными продуктами питания, от потери времени в поисках нужного товара в кучах ненужных ему предметов. Например, очень трудно отыскать нужную вещь в хаосе бессекционной торговли на ярмарках типа “Коньково”. А что стоят примерочные под открытым небом при температуре 0 – 10 – 120?!
А где палаточники и лотошники хранят свои продукты? Где моют руки? Какими туалетами пользуются? Я, например, в прошлом году собственными глазами видела груду ящиков с фруктами в подсобном помещении туалета рядом со станцией метро “Парк культуры”. А кого такое хранение обеспокоило?
Стало принято ругать советскую торговлю за “гигантизм”. Настроенные советской властью универмаги, универсамы, специализированные продовольственные магазины и разного рода дома: ткани, обуви, фарфора и т.д. якобы были далеки от покупателя и неудобны. Очень даже удобны в любое время года и дня: и в стужу, и в жару, и в дождь, и утром, и вечером. А вот созданная ныне средневековая торговля на грязном асфальте приучает людей мириться с антисанитарным состоянием торговых мест, быть безразличными и невзыскательными к покупаемому товару, есть и плеваться, стоя на одном и том же месте. Кроме того, госторговля была под строгим контролем торговой и санитарной инспекций, была книга жалоб, была реакция на эти жалобы.
Московская торговля сейчас приобрела уродливую форму и извращенное содержание, а именно: на каждом шагу магазины “Мебель” и “Ювелирный”, как будто Москва – город миллиардеров и новоселов, но за стеклом витрин шикарных магазинов не видно покупателей. Войдя в такой магазин, видишь много товаров, много продавцов и 1 – 2 посетителей, рассматривающих изделия. Зато весь покупатель изгнан из магазинов (под дождь, и снег, и зной) на улицы. Так, например, в доме 50 по Ленинскому проспекту был отличный “Гастроном” в 60-е годы, в конце 70-х он переведен в разряд “Продукты”, а теперь в нем, имеющем необходимые подсобные помещения, разместилась “Оптика” без учета того, что почти рядом две аптеки. Вместо “Овощей” поселился шикарный “Калигула” с галстуками для президента и его окружения.
И на улицах, и в помещениях численный перевес продавцов над покупателем очевиден. Такое обилие продающих необходимо для поддержания высоких цен и создания иллюзии изобилия, которого при низком производстве быть не может.
“Фокус-покус” с чудом российского рынка удался бы, если бы ни одно обстоятельство: Виктор Степанович должен оставить всякие надежды на пополнение госбюджета с помощью иррациональной торговли.
Организаторов торговли мы, покупатели, попросили бы не считать нас доверчивыми простофилями, верящими всякому слову, и опубликовать данные, на сколько снизилось потребление на душу населения мясо-молочных, хлебных и других продуктов. Такие статистические сведения ранее собирались и публиковались в сравнении с данными других стран, а теперь они заменились лукавой цифрой так называемой потребительской корзины, которая исчисляется по воле ее изобретателя.
А.КОКОРЕВА,
Москва