Уже 6 лет, как Россия не имея по сути своего национального правительства, проводит радикальные преобразования под руководством международных финансовых организаций и под опекой руководителей стран “семерки”.
Какое будущее это сулит нашей стране и нашему народу? Есть ли у этого будущего альтернативы?
НЕВИДИМАЯ РУКА МИРОВОГО КАПИТАЛА
Современное глобальное экономическое развитие определяется сочетанием двух противоречивых тенденций: подчинения мировой экономики интересам транснационального капитала, с одной стороны, и конкуренции национальных экономических систем – с другой.
Формирование экономической модели каждой страны идет в сложной и весьма острой борьбе между мировой олигархией и национальной элитой. У них разные, часто противоположные интересы, разные ценности, разные инструменты воздействия на экономику. Страны, доминирующие в мировой торговле и международных финансах, прежде всего, США, Великобритания, Швейцария и Япония, являются одновременно странами базирования транснационального капитала. Слаборазвитые страны практически лишены внутренних источников инвестиций и целиком зависят от транснационального капитала, что предопределяет компрадорский характер их национальной элиты. Между этими крайними типами расположились остальные страны, пытающиеся отстоять свои национальные интересы в глобальной международной конкуренции. Наибольших успехов в этом достигли развивающиеся экономики Юго-Восточной Азии, обеспечивая доминирование национальных интересов, а также страны Европейского сообщества, создавшие возможности для развития собственного транснационального капитала.
Объективно национальные интересы каждой страны определяются, прежде всего, требованиями сохранения своей независимости, обеспечения благосостояния и высокого качества жизни своего народа, сохранения его национальной культуры и возможностей реализации свойственных ему духовных ценностей. Эти интересы диктуют соответствующие приоритеты международного сотрудничества.
В свою очередь мировая финансовая олигархия и крупный транснациональный капитал стремятся к тотальному контролю над мировым рынком и каждой составляющей. Они идут к этому, стирая экономические, культурные и политические границы между нациями, формируя свою информационную, правовую и даже силовую инфраструктуру. Преследуя свои интересы, транснациональный капитал стремится к разрушению национальных государственных институтов, способных создавать препятствия на пути международного движения капитала, товаров, рабочей силы. Его повсеместным политическим требованием является тотальная либерализация экономики и устранение ее государственного регулирования. Это требование сегодня стало символом веры влиятельных политиков, экономистов, журналистов, обслуживающих интересы мировой олигархии.
Сегодня транснациональные корпорации составляют внушительную, если не самую мощную экономическую силу, контролируя более половины оборота мировой торговли и финансов, наиболее прибыльные производственные отрасли, включая нефтяную, добывающую, электронную, электротехническую, автомобилестроительную и многие другие виды промышленности. Многие транснациональные корпорации превосходят по своему экономическому обороту крупные страны, подчиняют своему влиянию правительства, решающим образом влияют на формирование международного права и на работу институтов. Ведущие 500 транснациональных корпораций охватывают свыше трети экспорта обрабатывающей промышленности, 3/4 мировой торговли сырьевыми товарами, 4/5 торговли новыми технологиями, обеспечивают работу десяткам миллионам человек, действуя практически во всех странах мира. По происхождению и месту базирования эти корпорации примерно поровну распределены между США, Европейским сообществом и Японией.
Не следует, однако, преувеличивать степень консолидации транснационального капитала и его представителей. Это явление не укладывается в расхожие схемы “мирового империализма” или “масонского заговора”. Речь идет больше о тенденции, чем о сложившейся организационной структуре. Эта тенденция, правда, включает образование определенных институтов и организационных структур, создающихся для формирования и проведения в жизнь интересов крупного капитала. Как и любое самоорганизующееся сообщество заинтересованных лиц, мировая олигархия действует больше под влиянием совпадения объективных интересов, чем в силу каких-то субъективных мотивов к консолидации.
ТЕХНОЛОГИЯ “СТАРШЕГО БРАТА”
Основной технологией политического влияния и проведения интересов мировой олигархии является установление внешнего контроля над институтом государственной власти различных стран со стороны международных организаций. Ключевыми методами для этого являются: втягивание соответствующих стран в режим неэквивалентного внешнеэкономического обмена и долговую зависимость, подкуп и деморализация их национальных элит, дезинформация общественного мнения. Делается это при непосредственной помощи самых разнообразных неформальных структур и контактов, через которые выстраивается необходимая кадровая политика в институтах власти и готовятся официальные решения, формируется реальная политика. Организационно, наряду с механизмами политического давления через закрытые элитные структуры и дипломатические каналы стран “семерки”, ведущую роль в этом процессе играют крупнейшие международные организации: Международный валютный фонд, Мировой банк, Всемирная торговая организация; в особых случаях используются механизмы давления НАТО и ООН. Идеологическим обеспечением этой политики в течение уже многих десятилетий неизменно служит теория радикального либерализма.
Ослабляя и ликвидируя национально-специфические институты государственной власти, политического, морального и культурного контроля, используя для этого самые разнообразные методы – от подкупа облеченных властью лиц до организации революций и гражданских войн, мировая олигархия устраняет препятствия для свободного движения транснационального капитала, подчиняя своим интересам экономику целых стран и континентов.
Результатом этой бурной деятельности становится новый мировой порядок, в котором ведущую роль играет мировая олигархия. Остальной мир делится на страны, пытающиеся стать самостоятельными центрами концентрации транснационального капитала и вырастить своих мировых лидеров (новые индустриальные страны, Китай, Индия, Бразилия), и страны-колонии, фактически лишенные национального суверенитета и превращенные в источник дешевого сырья, рабочей силы и умов. В отличие от колониализма прошлого, современный неоколониализм обеспечивается самими же правительствами и национальными элитами внешне суверенных, но полностью зависимых стран.
Идеологическим обоснованием этого нового мирового порядка стала теория “золотого миллиарда”, согласно которой обеспеченное существование на планете может быть гарантировано только для миллиарда населения наиболее преуспевающих стран. Остальным уготована жалкая участь сырьевого придатка и поставщика дешевого человеческого материала для обслуживания интересов транснационального капитала. Эта доктрина носит отнюдь не умозрительный характер – она уже применяется в практических действиях по урегулированию международных отношений.
Странам, записавшим самих себя в клуб избранных, разрешается защищать внутренний рынок, вести агрессивную экспортную политику, поддерживать своих товаропроизводителей, национальную культуру и общественную нравственность, навязывать свои интересы другим, вплоть до применения вооруженной силы. А эти “другие” должны слепо следовать рекомендациям международных организаций и не препятствовать доступу на свои рынки транснационального капитала, а в свое культурное пространство – оглупляющих технологий разрушения национальной культуры и общественной нравственности.
КОЛОНИЗАЦИЯ РОССИИ
В свете охарактеризованных выше глобальных тенденций формирования нового мирового порядка становится понятна логика и реальный смысл проводимых в России и других странах Содружества радикальных преобразований. Последние имеют мало общего с задачами экономического роста и представляют собой многократно отработанные в третьем мире методы колонизации и демонтажа государственного суверенитета. Во всяком случае, методы государственного регулирования, обеспечившие блестящий экономический успех послевоенных Японии и Германии, устойчивое социально-экономическое развитие стран Европейского сообщества, научно-технический прогресс в США, взлет новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии, в России запрещены, а их сторонники изгнаны из ведущих правительственных ведомств. Под сильнейшим внешнеполитическим нажимом в России проводится политика самоуничтожения государственности, передачи национального богатства страны под контроль мировой олигархии для его использования в интересах транснационального капитала. В этом не трудно убедиться, сравнив основные направления российской экономической “реформы” с обычной практикой современного неоколониализма.
Нынешняя российская политика не есть отечественное изобретение. Она представляет собой разновидность разработанной МВФ для слаборазвитых стран третьего мира концепции так называемого “Вашингтонского консенсуса”. Последняя отличается крайней примитивизацией экономической политики и сведением ее к трем постулатам: либерализации, приватизации и стабилизации через жесткое формальное планирование денежной базы. Эта концепция предусматривает свертывание роли государства как активного субъекта экономического влияния и ограничение его функций контролем за динамикой денежной массы.
Такая политика, хотя и не приводила к экономическому росту, но обеспечивала контролируемость, прозрачность и предсказуемость, что важно для международного финансового и торгового капитала, заинтересованного в установлении контроля над рынками соответствующих стран.
Многочисленные высказывания идеологов нового мирового порядка и практические действия ведущих стран Запада не оставляют сомнений, что в рамках нового мирового порядка нашей стране отводится роль сырьевой колонии, назначение которой – смягчить последствия сырьевого и экологических кризисов, угрожающих благополучию и стабильности развитых стран.
В разных сценариях дальнейшего демонтажа российской государственности Россию рассматривают как зависимую территорию, используемую как источник промышленного сырья, частично – как слабозаселенный природный парк, частично – как место свалки различных отходов.
В свете изложенного выше понятно, что самоубийственная для России экономическая политика “шоковой терапии” продолжается с маниакальной настойчивостью вопреки здравому смыслу и национальным интересам не по глупости, злобе или случайности. Эта политика ведется узкой группой лиц, направляемых международными организациями в интересах мировой олигархии, и имеет своей целью как извлечение ею сверхприбылей, так и расчистку экономического пространства страны для транснационального капитала. Широкой российской и зарубежной общественности эта политика представляется как рыночная реформа и демократизация страны на благо ее населения и всей планеты. На практике происходящие в России преобразования имеют мало общего с широко декларируемыми целями и по сути представляют собой современную разновидность неоколониальной политики.
В этом разгадка многочисленных противоречий в действиях и очевидной беспомощности нынешнего правительства, игнорирования им российского законодательства.
Очевидно, что в своей риторике “для народа” правительство говорит о действиях, которых от него ждут избиратели и законодатели. На практике же проводится линия на устранение тех функций государственного регулирования, которые противоречат интересам мировой олигархии. Ликвидируются инструменты защиты государственных интересов, затрудняющие деятельность транснационального капитала: из правительственных ведомств изгоняются патриотически настроенные кадры, демонтируются механизмы социальной защиты населения, разрушаются нравственные устои общества.
Сама российская правящая олигархия, чуждая национальным интересам страны, видит в ее колонизации залог собственного благополучия. В этом разгадка ее заинтересованности в проведении политики саморазрушения российского государства.
Сергей ГЛАЗЬЕВ