“Если собака укусит человека – это не новость, новость – когда человек укусит собаку”, – сказали в начале столетия братья Хармсворты, создатели “желтой прессы”. Именно Хармсворты, деловые американские проныры, одарили таким эпитетом массовые газеты. Газеты, рассчитанные на людей с низким уровнем образования, газеты, где вся “информация” заключается в детективах, любви, жизни звезд, рекламе.
Яркие, многоцветные, пестрящие фотографиями обнаженных девиц, аршинными заголовками – такие газеты появились с перестройкой и в странах бывшего Союза. Появились и стали активно завоевывать аудиторию. Уставшие от публикаций партийных программ и выступлений партийных лидеров люди потянулись к “клубничке”. За последние годы желтая пресса приобрела невероятную популярность и издается миллионными тиражами, что доказало в очередной раз: “ничто американское нам не чуждо”. Чем же так притягивают людей желтые газеты? Задавшись таким вопросом, я решила полистать бульварщину. Конечно, бесспорными лидерами российской массовой прессы являются две газеты: “Мегаполис-экспресс” и “Экспресс газета”.
Беру первую – огромными буквами – “Тайна дома Ярмольника”. Заинтригованная, открываю указанную страницу и узнаю, как Ярмольник с Якубовичем “спустились с горы в состоянии изрядного подпития” (цитирую). Тайной дома известного актера и ведущего оказался “барабашка”. В конце интервью Ярмольник доверительно сообщает, что он “из тех, кто ищет приключения на свою задницу”. На другой странице некий режиссер откровенничает: “У нас дома до сих пор висит бумажка с картинкой человека, на которого я наводил порчу… бумажка с картинкой до сих пор висит, а самого человека уже нет”. Постепенно во мне пробуждаются животные инстинкты. Интересно, это со всеми читателями так?
Листаю дальше. Рубрика “Общество”. Глаза выхватывают из текста: “ублюдки”, “сучары”, “пьяная харя”. Нет, пожалуй, про такое “общество” я читать не буду. В рубрике “Интим” я узнала, как влияют пиво, водка, наркотики на секс, порадовалась за мужчин XXI века, у которых, оказывается, не будет импотенции.
Реклама, реклама. “Аборты в день обращения”, пресловутые советы тем, кто хочет похудеть, белая магия, цветные татуировки. Кружится голова!
В моем представлении разгадывание кроссвордов расширяет кругозор. Поэтому я решила выяснить, какой кругозор у читателей “М-Э”. Читая вопросы: “То же, что каюк”, “Сахар плюс вода плюс дрожжи=?”, чувствую, как я стремительно деградирую.
С “Экспресс газеты” на меня глянули Аля и Ляля, на которых были только трусики. Тут же рассказывалось об эротических играх детей. Очередной гость редакции М.Шуфутинский похвалялся трехэтажным домом в Штатах и бильярдом с голыми девочками.
Какие важные проблемы поднимают журналисты “ЭГ”, какие дела вершат! Вот, например, спецкор Сергей Нагаев помог животному (козлу Саше) совершить половой подвиг, а также обмерил “крутые яйца настоящего крутого козла” (цитирую). КТО это читает? Зачем это пишут?
Нюра Бабяшкина, ведущая рубрики “Бабяшкин-шоу” в “ЭГ”:
– В газете работают очень серьезные люди. Разбираются и в политике, и в экономике, неоднократно защищали Белый дом. А то, что мы пишем? Секс… Почему это должно быть запретной темой? Все же этим занимаются. Мы работаем по принципу “любая слава хороша”, поэтому всякое (плохое или хорошее) упоминание в других СМИ нам важно.
А что же читатели? В интервью “Лицам” знаменитый бульварный журналист Зуфар Гареев “лестного” мнения о своих читателях:
– Задача “Мегаполиса” … показывать состояние и сознание людей такими, какими они являются в реальности.
Гареев не отрицает, что “желтые газеты – газеты для идиотов, но желтая пресса – это честная пресса.”
– Теперь для меня бульварная пресса является новым экспериментом. Своих героев, барабашек, покойничков, разных извращенцев я считаю бойцами революционной армии, которая борется с дешевым посткоммунистическим сознанием.
Ну что, господа, поборем “дешевое посткоммунистическое сознание” еще более дешевой желтой журналистикой? Научимся правильно заниматься сексом, ругаться матом, поверим в упырей и превратимся наконец в культурное, цивилизованное общество…
Наталия БРОДОВИЧ,
студентка МГУ