Изменилась ли суть?
Уважаемая редакция!
Все СМИ, в том числе ваша газета, постоянно пишут о забастовках, голодовках, митингах. Но неужели невозможно договориться с администрацией предприятий по-хорошему? Ведь существуют профсоюзы, подписываются коллективные договора. Какие права и возможности они дают работникам? Как можно отстоять эти права, не прибегая к крайним мерам?
Лидия ОРЛОВА,
Москва
На вопросы читателя отвечает ведущий научный сотрудник Всероссийского центра уровня жизни Министерства труда и социального развития Ольга Ивановна Меньшикова.
Все мы помним те не столь далекие времена, когда подавляющая часть экономически активного населения именовалась просто трудящимися. Распределение “экономических ролей” между государством, работодателями и работниками не проявлялось в явной форме, в чем, собственно говоря, и потребности особой не было. Государство как абсолютный и единоличный собственник всех производственных ресурсов и произведенного продукта одновременно являлось и главным гарантом, обеспечивающим занятость работников, регулярность выплаты заработной платы, своевременность начислений и выплат социальных пособий и так далее и тому подобное.
Теперь все иначе. Схема “работник – государство” сменилась схемой “работник – работодатель – государство”. Причем государство в этой цепочке перестало играть ключевую роль. По сути, самоустранившись от патерналистских функций, оно не спешит заполнить освободившуюся “нишу”, с тем чтобы осуществлять хотя бы общее регулирующее воздействие на процессы, протекающие в социально-трудовой сфере. Теперь социально-трудовые отношения регулируются исключительно на договорной основе, при которой роль государства определяется условиями и возможностями института социального партнерства.
В соответствии с действующим законодательством, к числу субъектов трудовых отношений в рамках социального партнерства могут быть отнесены:
Со стороны работников:
* первичные профсоюзные организации, функционирующие, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации;
профсоюза:
* территориальные организации профсоюза, действующие на территории субъектов Российской Федерации, либо в рамках отдельного города или иного населенного пункта;
* региональные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов;
* отраслевые объединения профсоюзов;
* органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им на представительство.
Со стороны работодателей:
* директора и руководители государственных и муниципальных предприятий;
* собственники и управляющие частных предприятий;
* межрегиональные, региональные, местные объединения работодателей, а также союзы объединений работодателей;
* объединения организаций отраслевого, межотраслевого и территориального характера.
* другие полномочные, в соответствии с уставом организации, представители работодателей;
* иные лица, полномочные органы объединений работодателей и прочие уполномоченные работодателями органы.
Со стороны государства:
* органы государственной власти и органы местного самоуправления, не вовлеченные непосредственно в производство и прямо не связанные ни с работодателем, ни с работниками;
* министерства и ведомства, еще несущие непосредственную ответственность за ход производства, а потому являющиеся одновременно и органами государства и представителями работодателей.
Все субъекты социально-трудовых отношений могут принимать равноправное участие в переговорном процессе по урегулированию условий оплаты труда и других вопросов в рамках социального партнерства. Результатом переговоров является система соглашений, принимаемых на федеральном, территориальном, отраслевом уровнях, а также на уровне отдельных предприятий. Именно они, эти соглашения, теперь выступают в качестве основных нормативных документов, регулирующих социально-трудовые отношения.
Правовые основы разработки, заключения и выполнения соглашений установлены Законом Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях” от 11 марта 1992 г. Соглашения социального партнерства подразделяются на 4 вида:
* Генеральное соглашение между правительством Российской Федерации, общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей;
* региональные соглашения социального партнерства;
* отраслевые тарифные соглашения;
* коллективные договоры на предприятиях.
Закон устанавливает, что:
* условия коллективных договоров и соглашений обязательны для предприятий, на которые они распространяются;
* запрещается включать в индивидуальные трудовые контракты условия, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями;
* стороны, подписывающие коллективные договоры или соглашения, принимают на себя обязательства добровольно;
* запрещается вести переговоры от имени наемных работников любым организациям, созданным или финансируемым работодателями, органами исполнительной власти или политическими партиями;
* в коллективном договоре определяются взаимные обязательства наемных работников и работодателей по формам и размерам заработной платы, ее корректировке с учетом инфляции, занятости и условиям увольнения, продолжительности рабочего времени и отпусков и т.п.
Таким образом, при нарушении прав наемного работника необходимо прежде всего сверить действия администрации с нормами, содержащимися в соглашениях социального партнерства. Это наемный работник в состоянии сделать. А вот дальше …
В стране, где по полгода и более не выплачивается заработная плата, где отчаявшиеся люди идут на крайние меры – забастовки, голодовки и пр., а власти довольствуются лишь разовыми финансовыми вливаниями в отдельные особо “отличившиеся” регионы и отрасли, не решая проблему кардинально, трудно надеяться на цивилизованное решение вопросов, составляющих предмет договоров социального партнерства.
Тем не менее каждый наемный работник должен знать, что, продавая свой товар – рабочую силу, он вправе не только рассчитывать, но и требовать полного соблюдения и гарантий, которые обещаны ему в обмен на его специфический товар. И здесь нужно, что называется, стоять до конца. Ведь нарушение законных прав работников – это не просто нарушение прав человека, это – нарушение нормальных экономических отношений в обществе, фактическое разрушение основ производства. Это ясно, как дважды – два. Только кое у кого, как видно, плохо с арифметикой…
Ольга МЕНЬШИКОВА