Прошедшая политическая неделя была отмечена крайне острой борьбой в российских верхах. Чем же объясняется сегодня крайняя запутанность и непредсказуемость российского политического процесса?
В ОЖИДАНИИ ХУДШЕГО
В большинстве демографических и социально-профессиональных групп, в том числе и среди военных, в сельской местности и т.д., по-прежнему преобладают пессимистические ожидания.
Сложившаяся психологическая ситуация негативно сказывается и на состоянии социальной базы российских лидеров, политических партий и движений, причем особенно – базы “партии власти”. Недавние выборы в областную Думу Белгородской области дали неожиданный значительный (в пять раз) рост популярности кандидатов от КПРФ. В то время как ЛДПР, “Яблоко” и другие не смогли делегировать своих депутатов в этот законодательный орган.
В сложном положении находится и глава российского государства Б.Ельцин. Почти 80% населения одобрило его заявление о том, что он не собирается выставлять свою кандидатуру на выборах 2000 года.
Вместе с тем следует отметить, что пока российское население не только не готово принимать активное участие в политике, но и сколь бы то ни было пассивно противодействовать проводимому верхами курсу, даже осознавая его разрушительность. Так, 54% опрошенных, по данным Фонда “Общественное мнение” (ФОМ), считают, что Россия идет не тем путем, 29% в этом уверены, 40% полагают, что продолжение движения по данному курсу ведет к углублению кризиса, 33% убеждены в том, что Россию ожидает стагнация.
Эти парадоксальные итоги опросов можно интерпретировать как показатель того, что российское общество, а следовательно и его политическая система, ныне находятся на перепутье, в точке бифуркации, но пока еще не в состоянии сделать никакого кардинального выбора.
ПРОРЕХИ ВЛАСТИ
Текущая политическая ситуация отличается высокой степенью активности оппозиции – КПРФ и ее парламентских союзников. Противостоящие ей силы российских либералов и прежде всего “Яблоко” занимают не слишком заметное место в политическом пространстве. “Третья сила”, представленная “партией власти” в лице НДР, идеологически и политически выглядит размытой и малоконсолидированной. Резко падает влияние такого союзника “партии власти”, как ЛДПР. Идущая ему на смену сила, ориентированная на А.Лебедя, в парламенте практически не представлена, Лебедь остается пока вне серьезной политики.
Зато весьма активизировалось леворадикальное крыло, вышедшее из “партии власти” – Л.Рохлин в ходе минувшей недели проявил себя как фактор, толкающий левоцентристскую оппозицию еще дальше влево и активно выступающий за немедленное вынесение правительству вотума недоверия.
Весьма неблагоприятно для российских властей складывались и взаимоотношения с регионами, что нашло выражение в позиции Совета Федерации (СФ), члены которого, несмотря на явное отсутствие внутреннего единства, тем не менее во многом примкнули к оппозиции.
В Чувашии и в Мари-Эл началось широкое обсуждение идеи института вице-президентства, что явно выбивается из традиции, согласно которой политическая система регионов зеркально отражала общероссийскую политическую систему.
В Татарстане как власти, так и националистические общественные движения подвергли критике новый российский паспорт, прежде всего из-за того, что в нем отсутствует графа “национальность”. Процедура выдачи новых российских паспортов в Татарстане приостановлена.
Продолжилась и экономическая война региональных элит против экспансии московского капитала в регионы. Так, администрация Нижневартовска взяла под вооруженную охрану генерального директора АО “Нижневартовснефтегаза” В.Палия и одновременно обратилась к первому вице-премьеру Б.Немцову с просьбой снять арест и начать прокачку арестованной нефти АО через компанию ”Транснефть”. Продолжил борьбу за симпатии региональных элит московский мэр Лужков. В частности, он направил на имя Черномырдина письмо с предупреждением о намерении отключить тепло- и водоснабжение федеральных учреждений, имеющих задолженность перед “Мосэнерго” и другими городскими структурами. Впервые Лужков воспользовался своим правом вето в отношении принятого Мосгордумой закона о передаче земельных участков в собственность инвесторов, до окончательного решения вопроса о разграничении федеральной и муниципальной собственности в Москве.
Как и раньше, Москва проводила на минувшей неделе активную экономическую политику, нацеленную на формирование мощных финансово-промышленных и финансово-строительных структур, функционирующих под эгидой московской мэрии (решение об учреждении консорциума “Мосстанок” и строительного концерна “Золотое кольцо”).
ОТСТАВКУ ОТСТАВИТЬ!
Ельцин отнюдь не утратил присущей ему жесткости в своем политическом стиле. На минувшей неделе он отклонил без рассмотрения закон “О воинской обязанности”. Через С.Ястржембского президент неоднократно выказывал безусловную поддержку правительству перед лицом угрозы вотума недоверия.
Вместе с тем Ельцин ощущает, что российский политический процесс вступил в новую фазу. Заметно охладело отношение Ельцина к идее установления тесного союза между президентскими структурами и местным самоуправлением. На прошедшем в Москве собрании Союза российских городов не присутствовали ни президент, ни первые вице-премьеры.
Наиболее значимым, с точки зрения диагностики политической линии президента, явилось его обращение к депутатам нижней палаты парламента с просьбой отложить решение вопроса об отставке правительства. В этом обращении Ельцин принял ряд требований российской оппозиции, таких как возобновление работы так называемой “большой четверки” и организация “круглого стола” с целью обсуждения актуальных вопросов российской политики. Более того, он пообещал выступить в качестве гаранта того, что правительство учтет критику, которая прозвучала в его адрес в ходе думских прений об отставке кабинета.
Стоит обратить внимание на ряд внешнеполитических аспектов российской политики, которые могли стать факторами, стимулировавшими стремление президента отложить решение вопроса о вотуме недоверия правительству и об определении линии своего дальнейшего поведения.
– Крайне сложная ситуация в СНГ. В частности, произошедшее во время страсбургской сессии Совета Европы фактическое оформление внутри СНГ оси, или блока ГУАМ (Грузия – Украина – Азербайджан – Молдавия), имеющего антироссийскую геополитическую направленность.
В таких условиях российский президент, возможно, не уверен, что линия на конфронтацию с парламентом найдет понимание у многих лидеров СНГ, на поддержку которых он неоднократно опирался прежде в сложных ситуациях.
– Весьма неопределенными выглядят и взаимоотношения России с Западом, особенно после обнародования в США известного доклада о состоянии российской организованной преступности, что поставило под угрозу процесс инвестирования западных капиталов в российскую экономику. Возможно, что переговоры Ельцина с канадским премьером Ж.-Л.Кретьеном помогут российскому президенту уяснить, на какую реакцию Запада он может рассчитывать в случае обострения своих отношений с Думой.
ОНЭКСИМ ПЫТАЕТСЯ ВЗЯТЬ РЕВАНШ
Группа ОНЭКСИМ предпринимает ныне отчаянные усилия для того, чтобы закрепить свои позиции, резко пошатнувшиеся в результате “банковской войны”.
С одной стороны, при ОНЭКСИМе создается информационный холдинг. Предпринимаются попытки закрепить за собой не только связи с армейскими структурами, но и вступить в партнерские отношения с рядом крупных компаний, относящихся к ТЭКу (прощупываются возможности для союза с “ЛУКойлом”, “Сургутнефтегазом”, фактически оформился союз с “Альфа-банком”, более того, ведутся поиски точек соприкосновения с руководством “Газпрома”). Наконец, информационные структуры ОНЭКСИМа выступили с преувеличенно алармистских позиций в конфликте между думской оппозицией и правительством, по-видимому, пытаясь вновь понравиться и самому главе кабинета.
С другой стороны, к ОНЭКСИМбанку стягиваются нити острой интриги вокруг главы кабинета. Во-первых, речь идет о пересмотре решения думского бюджетного комитета по вопросу об аудиторе ЦБР, в чем комитет неожиданно отказал уже утвержденной аудиторской фирме ЮНИКОН, склонившись в пользу конкурента – близкой к ОНЭКСИМу аудиторском кампании ФБК. Эксперты считают, что эти действия бюджетного комитета, руководимого М.Задорновым, члена фракции “Яблока”, вызваны отказом ЦБР от участия представителей Думы, делегируемых тем же бюджетным комитетом, в работе совета директоров ЦБР.
Во-вторых, с подачи контролируемой ОНЭКСИМом газеты “Известия” в российскую прессу был вброшен скандальный материал о предложении министра внутренних дел А.Куликова об объединении в один блок всех силовых структур для борьбы с оргпреступностью. Вмешательство в проблемы близких к премьеру силовиков в настоящее время нежелательно для Черномырдина, который вынужден решать весьма щекотливые вопросы во взаимоотношениях основных силовых ведомств, возникшие в связи с подписанием президентом указа о форсированном (до 1 января 1998 г.) реформировании уголовно-исполнительной системы и ее передачи от МВД к Минюсту.
ГОЛОВНАЯ БОЛЬ ПРОФЕССОРА БЕРЕЗОВСКОГО
Наконец, ряд экспертов не исключает, что осложнение на прошедшей неделе ситуации вокруг заместителя секретаря Совета безопасности (СБ) Березовского прямо или косвенно (через Немцова) также восходит к попыткам главы ОНЭКСИМбанка укрепить свое положение в российском финансовом мире. Гвоздем интриги, развернувшейся вокруг Березовского, являются попытки расшатать позиции “Газпрома”, предпринятые официальными кругами США в связи с контрактом международного консорциума по освоению залежей газа в Иране. Кроме того, в принципиально новую плоскость вступил давно назревавший конфликт между ”Газпромом” и Минтопэнерго во главе с Немцовым. Руководство газовой корпорации попыталось предъявить претензии по поводу содержащихся в Налоговом кодексе положений, пересматривающих налоговую политику в ТЭКе в пользу нефтедобывающей промышленности и в ущерб газовикам. Попытки Березовского сыграть в этой ситуации в пользу “Газпрома” были крайне нервозно встречены его руководством, усмотревшим в этом попытку Березовского встать во главе совета директоров “Газпрома”.
В целях противодействия своим возможным оппонентам в лице Березовского, и не только его, “Газпром” организовал срочную усиленную скупку собственных акций, а также, устами В.Илюшина, члена правления РАО, объявил о намерении образовать информационный холдинг АО “Газпром-медиа” для координации информационной деятельности компании, то есть фактически перешел к функционированию в режиме усиленной опасности.
Однако главное направление удара по Березовскому по-прежнему определяют структуры, тесно связанные с Немцовым. Так, московское отделение молодежной организации “Яблоко” провело пикетирование Думы под лозунгами борьбы с коррупцией в администрации президента и в Совете безопасности, требуя безусловного соблюдения закона, запрещающего совмещать бизнес и госслужбу. Но более важными здесь представляются попытки Минтоэнерго пробить через российское правительство постановление, лишающее “Роснефть”, на которую, как известно, претендует Березовский, функции продавца государственной доли нефти по соглашениям о разделе продукции.
В.ЧЕРНОМЫРДИН: С ЧУБАЙСОМ …ПРОТИВ ЛИБЕРАЛОВ
Положение главы правительства, ставшего мишенью в острой борьбе интересов между враждующими финансово-промышленными группировками, потребовало от него заметной переориентации своей политики в выборе союзников. Немцов, избравший путь укрепления контактов с группой Потанина и одновременно с политическим движением “Яблоко”, не мог уже оставаться в числе союзников Черномырдина.
В этих условиях Черномырдин избрал в качестве своего основного партнера Чубайса, несмотря на то что его отставки требовала как левая оппозиция, так и Березовский. По-видимому, Черномырдин решил, что следует избрать меньшее из двух зол. Чубайс, утративший надежду на твердую поддержку со стороны президента, фактически принял компромиссную линию премьера.
Модификация союзнической политики российского премьера привела к тому, что у Черномырдина появилась возможность играть на обострение думского кризиса. Благоприятный фон для этой игры создавала достаточно неповоротливая информационная политика пропотанинских СМИ, принявших активное участие в кампании запугивания оппозиции, играя на одном поле со СМИ, контролируемыми самим Черномырдиным и его союзниками – Чубайсом, Березовским и т.д.
Тактический союз Черномырдина с Чубайсом не вызвал серьезных возражений и у оппозиции.
Вместе с тем, жесткую антинемцовскую линию премьеру и его союзникам удалось акцентировать через Жириновского, который с одной стороны также принял участие в кампании запугивания депутатов, а с другой стороны, в разгар правительственно-парламентского кризиса педалировал скандал вокруг Немцова, связанный с обвинениями в адрес первого вице, его бывшего друга А.Климентьева и лично обвинил Немцова в хищении 18 млн долл.
Результаты новой тактической линии Черномырдина принесли ему весьма удовлетворительные плоды. Он не только не понес ущерба в итоге правительственно-парламентского кризиса, но и заметно улучшил свой имидж, продемонстрировав как способность к кабинетным консенсусам, так и черты стратега, который четко формулирует меру уступок, на которые он способен пойти в своих компромиссах, а также проявил качества ловкого и жесткого тактика, способного шантажировать своих противников готовностью идти до конца, ва-банк.
Однако главным конкретным результатом, полученным Черномырдиным в ходе правительственно-парламентского кризиса, стала работа “трехсторонней” комиссии по бюджету. В процессе ее работы Чубайс, представлявший премьера, уступил требованиям губернаторского корпуса и поднял планку региональных трансфертов с 13 до 14% от бюджетной суммы. Эта, по-видимому, запланированная уступка резко улучшила перспективы прохождения через парламент проекта бюджета-98.
ЧТО В ИТОГЕ?
В ситуации фактического разложения российских правящих верхов главным стал конфликт между демократической оппозицией, требующей радикализации реформ (Явлинский) и левоцентристской оппозицией, стремящейся войти во власть и скорректировать излишне радикальный курс, инициаторами которого, как известно, явились молодые реформаторы, позиции которых в ходе этого кризиса заметно разошлись. Главный выигрыш в этой дискуссии достался, на наш взгляд, умеренным, включая как умеренное крыло правительства во главе с премьером, так и левоцентристскую оппозицию.
Оппозиция получила также в свое распоряжение и крайне важную для нее паузу, которая необходима для того, чтобы убедить своих радикалов в приемлемости достигнутых уступок со стороны исполнительной власти. Зюганову удалось отстоять свою позицию на пленуме ЦК КПРФ, и сформулировать достаточно жесткие требования к правительству, утряся, вместе с тем, внутренние противоречия в партии.
Либералы же, напротив, фактически не получили сколько-нибудь значимого пространства и времени для маневрирования. Последние высказывания Явлинского по-прежнему отстаивающего, но уже в гордом одиночестве, тезис о необходимости отставки правительства чреваты риском еще больше ослабить позиции главного представителя либералов – Немцова.
Широкое пространство для маневра получили также президент, который крайне жестко сформулировал исходные условия для торга, и правительство, склонное сегодня, как никогда прежде, отстаивать линию тесного сотрудничества с Думой.
Чубайс, как и Немцов, несмотря на свою соглашательскую линию, остается не столько субъектом, сколько объектом политического торга. Оппозиция по-прежнему требует его отставки. Думается, что освободившись как от Немцова, так и от Чубайса, главные плоды этой отставки пожнет российский премьер.
Тем не менее вполне возможным остается и конфронтационный вариант развития событий. Не случайно, как Дума в целом, приняв ряд поправок к закону о выборах и к закону о статусе депутатов, так и отдельные думские фракции обозначили свою готовность к новым выборам.