Накануне президентских выборов по всем каналам телевидения был организован показ ситуации в продовольственных магазинах периода 1991 – 1992 годов. Карточки, карточки, карточки… До талонов на хлеб, правда, не доходило. Дескать, вот от чего мы ушли! Неправда! Вот вам факт – талон на хлеб образца 1997 года. Без комментариев.
Много лет пришлось мне отдать для того, чтобы наша Родина – великая морская держава – имела соответствующий флот. Золотой век отечественного кораблестроения пришелся на середину 60-х – начало 80-х годов. Тогда ежегодно со стапелей сходило до 300 различных кораблей и судов. И не под одну гребенку, а более 100 типов. Треть мирового объема военно-морской техники принадлежала СССР. Возможно, этого было чересчур. Но не до такой же степени, чтобы взять и полностью прекратить строительство атомного флота и авианесущих кораблей. Однако прекратили. В результате 40% корабельного состава флота сегодня уже не стало. С распадом СССР за пределами страны остались мощности по производству газовых турбин, подводного оружия, радиоэлектронного вооружения, стального проката. Оставшиеся верфи “конверсируются”, превращаются в крупные базы вторсырья, занимаясь утилизацией лодок. Число бездействующих лодок у причалов превысило количество действующих. Ядерная и радиоционная безопасность резко снизилась.
Аналогичная ситуация и с флотом гражданского назначения.
Продолжается отток кадров из судостроения. Снижение численности происходит за счет высококвалифицированных, исключительно талантливых мастеровых, ученых, инженеров и рабочих. И молодежи. Сегодня 50% персонала судостоительной промышленности составляют пенсионеры и работники предпенсионного возраста. Средний возраст ученых – 50 – 55 лет.
Обострилась социально-экономическая обстановка в городах, где судостоительные предприятия являлись градообразующими. Так, в Северодвинске уровень безработицы превысил 60%!
Тем временем в Министерстве экономики – 78 департаментов, среди них – структурной и инновационной политики, экономической реформы, реформы предприятий, региональной экономической политики, сводный департамент социальной политики, социальной сферы, труда, занятости, социального развития.
А в департаменте авиационно-космической промышленности и судостроения нет ни одного судостроителя.
Действительно, а зачем?
Ю. ЛЕШИНА,
научный сотрудник ЦНИИ “Центр”, член СНПР