“Угрюмых тройка есть певцов,
Шихматов, Шаховской, Шишков.
Уму есть тройка супостатов,
Шишков наш, Шаховской, Шихматов
Но кто глупей из тройки злой?
Шишков, Шихматов, Шаховской?”
А.С.Пушкин
Но кто глупей? – вот мучительный вопрос. Для нашей “тройки” телеведущих ответ на него не очевиден. Самый бесхитростный, разумеется, ведущий программы “Время” Сергей Доренко. Его прямо-таки детская непосредственность, с которой он защищает своего совсем еще недавнего врага Бориса Абрамовича Березовского, негодует по поводу “подлости” руководства швейцарского футбольного клуба “Сьон” или предлагает сделать лозунг “Спартак – чемпион” национальной идеологией для России, подкупает неискушенного зрителя. Дети – злы и жестоки, и Доренко, подчас, может показать зубки, выдав очередной злобный пасквиль против белорусского президента Александра Лукашенко или очередной обличительный сюжет о зловещей группе “ОНЕКСИМ”. Кстати, по подсчетам некоторых социологов, репортажи Доренко принесли президенту Беларуси не менее 300 тысяч дополнительных голосов на референдуме. А вот для г-на Потанина сюжеты Доренко – неизбывная головная боль.
Дети – капризны и потому г-н Доренко может иногда позволить себе не выполнять указаний “родителей”. Мне, например, достоверно известно, что Борис Березовский лично звонил Доренко и просил его избежать смакования скандала с бывшим министром юстиции Валентином Ковалевым. Доренко не внял, и порнографические кадры замелькали на “государственно-честном” телеканале. Это простодушное стремление к “достоверности факта” делает программы Доренко неподдельно интересными для тех, кто умеет отделить суть проблемы от пропагандистской шелухи. И тогда мы узнаем – как это было в последней передаче, – что жители Норильска вынуждены ходить дома в пальто и шапках и месяцами обходиться без горячей воды, что директор школы получает 800 тысяч рублей в месяц и обязан сокращать учебные часы для русского и математики в пользу загадочного предмета под названием “граждановедение”, что сами расходы на образование урезаны на 2 триллиона рублей – вот она, правда жизни.
На этом фоне программа Николая Сванидзе “Зеркало” смотрится как “империя фасадов”, “параллельный мир”, “магическая реальность”. Главный демиург этой псевдореальности – президент Ельцин. Он у Сванидзе – в непрерывной игре, веселье, разведении противников, прямо Воланд какой-то. Один триумф сменяет другой, но… к повседневной российской действительности все это не имеет ни малейшего отношения. Все у Сванидзе прекрасно и в последней программе: есть предпосылки для экономического роста, депутат Гончар (вдруг появившийся резко и внезапно во всех СМИ) уже положил в холодильник свою шляпу, чтобы съесть ее в случае вынесения вотума недоверия правительству, контакты Немцова и Черномырдина “стали более тесными”…
Сванидзе особенно хорош в беседах с демократами-интеллигентами: Новодворской, Боровым, Хакамадой – это его герои. С ними он ласков, и я бы сказал, даже нежен. Эдакие задушевные разговоры “на сахаровской кухне” – вроде бы и ни о чем, но какой теплотой и духом абсолютного консенсуса веет от них! И как-то совсем вроде бы некстати – репортаж о юбилее Ильфа с его лейтмотивом: “Бендер жил, Бендер жив, Бендер будет жить”.
Программа “Итоги” Евгения Киселева всегда выстроена до мелочей. Смотреть ее для “посвященных” – все равно, что разгадывать ребусы. Вот ухудшились отношения Березовского – Гусинского с “молодыми реформаторами”. Как это отразится на рейтинге Немцова? Конечно же, пойдет вниз. Но не сразу, не резко, а так, едва заметно. А как тонко решает Евгений Алексеевич задачу “приопускания” Лебедя и Явлинского через уничижительные характеристики, которые дает этим политикам премьер в своем интервью. И ведь не придерешься!
В отличие от Сванидзе, у Киселева нет случайных, проходных сюжетов вроде интервью с каким-нибудь генсеком ООН. Все у него логично, подчинено единому композиционному плану. Для нашего телевидения – это вершина профессионализма. Если бы только “посвященные” не могли заранее предсказать, о чем будет говорить Евгений Алексеевич.
Николай КОТИЙ