Неуправляемый выводок Бориса Ельцина

СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ОППОЗИЦИИ СЛИШКОМ РАЗОБЩЕНЫ, ЧТОБЫ ПРОТИВОСТОЯТЬ “НЯНЮШКЕ” ЕЛЬЦИНУ

Традиционно осень в России является периодом, когда в природе наступает похолодание, истощается государственная казна и парламент возвращается к работе после каникул. Вместе с тем это еще и сезон политических конфликтов. 9 октября в парламенте обсуждался аскетизм правительственного бюджета. Парламентарии остались недовольны правительством. Во многом это вина двух молодых реформаторов, первых заместителей премьер-министра, Анатолия Чубайса и Бориса Немцова. Их формальный босс г-н Черномырдин был вынужден занять оборонительную позицию, отражая нападки г-на Немцова на энергетические компании, патроном которых является премьер.

Каждый из трех различных парламентов, которые знала современная Россия, обеспечивал головную боль г-ну Ельцину. Первый, Верховный Совет, был выметен огнем в октябре 1993 года. Г-н Ельцин ни разу не переступил порог здания, где заседает Государственная Дума – дважды переизбранный преемник того мятежного парламента. На прошлой неделе президент определил Думу как “анархический” и “грубый” инструмент и пригрозил ей роспуском.

Г-н Ельцин запугивает ребеночка. Думе довольно трудно добиться импичмента президента или изменить Конституцию. Если она вышибет премьер-министра, президент может назначить перевыборы и многие депутаты лишатся своих мест, а вместе с ними комфортабельных московских квартир и прочих благ. В течение трех лет левое крыло Думы постоянно выступало против всех предлагаемых проектов бюджета и ругало правительство, но ядру правительственных предложений все же удавалось выстоять благодаря льстивым уговорам и закулисным сделкам.

Этой осенью намечается еще одно побоище из-за принятия предложенного бюджета, который еще более ужат, чем в предыдущие годы. Предусмотрены сокращения расходов на субсидии сельскому хозяйству и бедным северным регионам. Все это приводит в бешенство многих депутатов. Но даже если бы Дума имела реальную власть, ей не удалось бы заблокировать дальнейшее проведение реформ до тех пор, пока в ней доминирует утратившая свою активность Коммунистическая партия.

Один нетипичный депутат от коммунистов, Владимир Семаго, который владеет “клубом джентельменов”, где мужчины в вечерних костюмах играют в билльярд, открыто презирает в своих коллегах неприятие перемен. По его мнению, Геннадий Зюганов, лидер коммунистов, совершил “большую политическую ошибку”, проводя свою избирательную кампанию. Г-н Семаго считает, что коммунистическая партия требует радикальной модернизации. Но даже он не видит никакой альтернативы тусклому, теряющему поддержку избирателей лидерству г-на Зюганова.

Другие “плохие ребята” из оппозиции стали пассивными, как только политическая ситуации в России более или менее стабилизировалась. Александр Руцкой, бывший вице-президент, и Аман Тулеев, один из кандидатов в президенты на последних выборах, нашли свое счастье в провинициальном губернаторстве и лоббируют в пользу г-на Ельцина. Экстравагантный ультра-правый демагог Владимир Жириновский выпал из обоймы. Александр Лебедь, генерал в отставке, благодаря поддержке которого г-н Ельцин вытянул счастливый билет на прошлых президентских выборах, никак не проявил себя с тех пор, как примкнул к оппозиции.

Оглядываясь вокруг в поисках новых идей и новых лидеров, как красные, так и коричневые 20 сентября решили проявить себя, запустив в действие Движение поддержки армии, лидером которого явился еще один недовольный генерал – Лев Рохлин. Недокормленная и неоплачиваемая российская армия представляет одну из самых острых проблем, тем не менее ее солдаты выразили свою обеспокоенность вовлечением их в большую политику. В то же время генерал Рохлин – бывший ставленник г-на Черномырдина – довольно странно выглядит в роли лидера российских националистов.

МАЛЕНЬКИЕ ЛЮБИМЦЫ

Самые активные критики г-на Ельцина в Думе – это небольшая группа защитников свободного рынка, наиболее похожая на группу оппозиции западного образца.

Все эти либералы могут до некоторой степени заставить Кремль подчиняться определенным правилам. Но они все еще не имеют достаточного влияния за пределами парламента. Лидер “Яблока”, Григорий Явлинский, набрал только 7% голосов избирателей на прошедших президентских выборах и известен тем, что совершенно не умеет работать в согласии с другими громкими именами. Таким образом, тяжеловесная оппозиция политики г-на Ельцина может сформироваться только внутри его администрации.

Но даже здесь позиции г-на Ельцина довольно прочны. Г-н Черномырдин мечтает дистанцироваться от непопулярной политики, проводимой двумя его заместителями, господами Чубайсом и Немцовым, проявлением которой, например, является кампания за сокращение государственных субсидий в жилищно-коммунальной сфере. Ну а пока суд да дело, президент прочно удерживает позицию внутри своего окружения. Не так давно шесть самых крупных российских банкиров получили от него публичный нагоняй за критику правительства. Учитывая все вышеизложенное и то, что с момента президентских выборов прошло почти три года, можно сказать, что положение г-на Ельцина на посту российского президента устойчиво настолько, насколько это вообще может быть в России.

Обзор подготовила

Марина МЕДВЕДЕВА

The Economist, 4-10.10.97


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Три сестры вишневого сада
Хроника партийной жизни
Угрюмых тройка есть певцов…
Контакты
Куда дальше?
Россия и новый мировой порядок
Александр Родин: Быть ли России великой рыбной державой?
Когда человек укусит собаку
Землю крестьянам! Власть народу!
Ворон ворону глаз не выклюет
Вы выступаете “за” или “против” вотума недоверия правительству?
Жадная головешка
Цыплят по осени считают, чтобы испечь курники
“Если я заболею…”
Дом, в котором мы живем
Спрашивают – отвечаем
Литературный Дом
Идем не тем путем. Но сворачивать пока не будем
РАСПОРЯЖЕНИЕ президента Российской Федерации
Когда б вы знали, из какого сора, мусора, грязи и клоак приходят товары на прилавки
Были – трудящиеся, стали – наемные работники.


««« »»»