Ситуация в российских вооруженных силах была и остается предметом пристального наблюдения заокеанских специалистов. Только что в американском независимом издании – еженедельный бюллетень “Международные сообщения: раннее предупреждение” – была опубликована аналитическая статья “Соотношение сил” (1997, 12 сентября, № 16). Предполагаем, что оценки и сопоставления, приведенные в ней, могут быть интересны нашим читателям.
В течение августа два генерала, которые сменили свои мечи на кафедры, много ездили по России, нигде не встречаясь, но предлагая очень отличающиеся друг от друга точки зрения на проблемы безопасности страны.
Один из генералов – Игорь Дмитриевич Сергеев, министр обороны Бориса Ельцина.
Другой – Лев Яковлевич Рохлин, председатель Комитета Государственной Думы по обороне.
Во время августовских парламентских каникул политическая жизнь получила ускорение, поскольку Рохлин посетил 15 крупных городов от Москвы до Рязани через Кронштадт и Санкт-Петербург и обратно в Москву.
Менее чем за три месяца генерал Рохлин стал рупором традиционных военных, выступая против того, что он считает серьезной угрозой безопасности России. Его новое Движение в поддержку армии за август заметно выросло, поскольку выступления Рохлина отражали озабоченность военных за состояние вооруженных сил страны. Он сокрушался об упадке вооруженных сил, подкрепляя свою критику цифрами бюджета. Например, он сделал заявление, что в 1996 г. Россия затратила 130 трлн руб. на оборону, но деньги исчезли в черной дыре. Расходы на оборону в бюджете на будущий год предусмотрены в размере 83 трлн руб., но инфляция проглотит почти половину выделяемых средств.
Министр обороны Сергеев тоже использовал любую возможность для заявлений, которые опровергали бы выступления председателя Комитета по обороне. На экспозиции, посвященной столетию со дня рождения маршала Ивана Баграмяна, Сергеев сказал, что военные реформы провалятся, если зарплата военным не поднимется к 2001 г. по крайней мере на 50%.
“Реформа проводится не как простое перемещение мебели в квартире вооруженных сил, а для подъема статуса военнослужащего и его материального благосостояния,” – сказал Сергеев и добавил, – “реформу вооруженных сил следует воспринимать, как само собой разумеющееся, потому что она является объективной необходимостью”.
Рохлин говорил перед аудиториями, что Россия беззастенчиво грабится и всюду процветает коррупция. В своих очень эмоциональных выступлениях, игнорируя официальную правительственную статистику, он заявил, что население страны катастрофически сокращается, что на каждого новорожденного приходятся два умерших россиянина.
По прогнозам генерала Рохлина, к 2010 г. ядерный щит будет разрушен, а затем Китай, развитый в экономическом отношении и мощный в военном, может заявить о своих территориальных претензиях к России от Сахалина до Урала.
На пресс-конференции Игорь Сергеев, напротив, рассказал о том, как будут продолжать развиваться стратегические ядерные силы России в виде триады (военно-воздушные силы, военно-морской флот и стратегические ракетные войска). Однако он добавил, что “нет альтернативы ядерному сокращению”. Если Договор СНВ-2, который Дума еще не ратифицировала, будет выполнен без нарушений, то он не нанесет ущерба России, – заявил генерал, но “если Договор СНВ-2 не будет ратифицирован, состояние дел осложнится”. Министр обороны не стал вдаваться в детали.
Игорь Сергеев сообщил, что военный бюджет на 1998 г. будет составлять 3,4% от валового внутреннего продукта. Средства должны выделяться Министерству обороны из бюджета регулярно. “Также необходимо, чтобы социальные гарантии, выданные демобилизованным военнослужащим на бумаге, стали ощутимыми.” Он ничего не сказал о реальном исполнении этого.
Министр Сергеев говорил о призыве на военную службу, заявляя, что, хотя он поддерживает план альтернативной службы, “это вопрос сложный и к нему нужно подходить постепенно”. Сергеев также напомнил своим слушателям, что с выплатой задолженности по зарплате и началом регулярной боевой подготовки моральный дух в вооруженных силах улучшается. Однако министр Сергеев отвечал на вопросы только по своему выбору и опирался на мощь государства в поддержку своих ответов.
Крупная частная японская информационная организация “Санкей Сиимбун” на прошлой неделе опубликовала материалы бывшего представителя Министерства обороны по связям с общественностью полковника Виктора Баранца. Полковник был уволен в феврале прошлого года за то, что осветил тяжелое положение военнослужащих России. В своем интервью Баранец подтвердил многие обвинения генерала Рохлина.
Полковник Баранец описал “нарушения военных уставов” военнослужащими и членами их семей. Он привел пример бойкота офицерами в воинской части РВСН и рассказал, что на Курской военно-воздушной базе жены офицеров заблокировали аэродром, чтобы прекратить работу своих мужей. Он заявил, что забастовки и прекращение работы нарастают и что существует возможность военного мятежа в отдаленных районах, таких как Приморский на Дальнем Востоке и в Сибири, где военнослужащие с трудом получают необходимое количество продуктов. Баранец заявил: “Если мятеж (или бунт) произойдет, прежде всего будут захвачены склады вооружения. Один мятеж может вызвать цепную реакцию”.
Баранец также заявил, что половина стратегических ядерных ракет в России находится на службе уже более двадцати лет, хотя они должны были быть “отправлены в отставку” после десяти лет службы. Он добавил, что четверть контрольно-пускового оборудования выслужило срок службы еще 20-30 лет назад и часто выходит из строя.
Продолжая интервью, он сообщил, что в то время как офицеры средних рангов находятся в исключительно трудных жилищных условиях, высокопоставленные генералы строят особняки и ездят на дорогих зарубежных машинах. Источником денег генералов является незаконный импорт оружия и другая коррупционная деятельность. “Трудно найти генерала, который не был бы вовлечен в коррупцию”, – заявил полковник Баранец.
Говоря о военной реформе, Баранец объяснил, что правительство Ельцина начало политику сокращения численности личного состава с 1,7 млн человек до 1,2 млн человек к 1999 г. Хотя президент России демонстрирует свое намерение проводить военную реформу, 60 тыс. из 50 тыс. офицеров, подлежащих сокращению, даже не имеют своего жилья.
Бывший представитель Министерства обороны заявил: “Когда военного человека, который знает только как пользоваться оружием, увольняют без жилья и без денег, последствия очевидны. Бедные офицеры видят роскошную жизнь генералов. Их озлобленность готова взорваться. Я не удивлюсь, если эти офицеры начнут мятеж”.
Министр обороны Сергеев дает ответы на многие вопросы, поднятые Баранцом, но сопровождает свои ответы ремарками типа “мы проходим период перехода к другой экономической системе и к этому трудно приспособиться”.
Генерал Рохлин, который называет себя конституционалистом, знает проблемы, но пути их решения до сих пор ясно не обозначены и не объявлены. Он верит, что как только его обращение достигнет провинции, движение в поддержку армии быстро вырастет и сформирует ядро для совместных действий на благо России.
Однако ни Сергеев, ни Рохлин, ни кто-либо другой еще не сказали россиянам, каким образом, где и когда будут предприняты действия или, говоря словами Ленина, “что делать”.