Расцветает коррупция, увядает зарплата

The Economist

Можно ли ответить на вопрос: насколько угрожающая ситуация сложилась в современной России? Те, кто ожидает новой революции, могут увидеть ее побеги в трех основных аспектах российской действительности: нищете, грубом нарушении законов и общей подавленности. Рассмотрим сначала нищенское состояние большинства российских граждан. Основная часть статистических данных в России представляется довольно сомнительной, но почти не оставляет иллюзий тот факт, что российская экономика дала значительную усадку. Действительно, даже в соответствии с официальными данными, за восемь лет, с 1989 по 1996 г., российская экономика сократилась почти вполовину. Тем временем цены, уровень безработицы и долги по заработной плате постоянно росли. Что касается безработицы, то, по данным Международной организации труда, ее уровень постоянно повышался: с 5,5% в 1993 г. до 9,5% в начале текущего года. При этом многие экономисты считают, что цифры, по-настоящему соответствующие действительности, значительно превышают официальные данные.

Постоянная невыплата работникам заработанных ими денег вряд ли может способствовать повышению благосостояния среднего российского гражданина. Прибавим к этому, что 22%, или 32 млн российских граждан живут за чертой бедности (прожиточный минимум в России составляет всего 70 долл. в месяц). Если измерять благосостояние народа количеством потребления мяса и молока, как это любили делать коммунисты, то картина станет еще печальнее: получая среднюю заработную плату, сегодня российские граждане могут себе позволить купить менее 2/3 того количества мяса, которое окупала средняя заработная плата при советском режиме, и только 1/3 прежнего количества молока. В связи с этим не стоит удивляться, что после пяти лет экономических реформ продолжительность жизни среди женщин сократилась с 74 до 72 лет, а среди мужчин – с 62 до 58 лет.

Особенно горько осознавать, что в то время, как подавляющее большинство российских граждан становятся все беднее и беднее, небольшая группа людей очень быстро богатеет. Те, кому удалось разбогатеть в России за последние годы, как правило, прибегали к сомнительным способам накопления денег. Переход государственных активов в частные руки в ходе российской приватизации был грязным и плохо отрегулированным мероприятием, зачастую с использованием подлога и даже оружия. Заказные убийства в сегодняшней России рассматриваются как индекс деловой активности: в 1994 г. было убито 28 банкиров, в 1995 г. – 41, в первые восемь месяцев 1996 г. – 49. В соответствии с данными Министерства внутренних дел, криминальные группировки осуществляют контроль над 40 тыс. российских предприятий, включая 500 банков.

Что же получается? Пять лет прошло с начала экономических реформ – и большинство российских граждан стало беднее, чем при советском режиме. Небольшое число других, наоборот, значительно разбогатело, и теперь они заказывают шоу на свой вкус. Пышным цветом расцвела коррупция. Пропасть между хозяевами жизни и простыми людьми в сегодняшней России значительно больше, чем в 1917 г. Тем не менее в воздухе не пахнет революцией.

* * *

Financial Times

Невыплата заработной платы российским учителям и врачам стала традицией в современной России. Многие из учителей жалуются, что они постоянно находятся в состоянии отчаянных поисков второго, третьего и четвертого места работы, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Низкая собираемость налогов вместе с твердым намерением Кремля снизить уровень инфляции и сократить бюджетный дефицит привели к жестокому недофинансированию государственного сектора. Основной удар пришелся на образование и здравоохранение. В результате тысячи учителей и врачей по всей России остались без средств к существованию. “Иногда мне кажется, что я живу не в реальной стране, а на каком-то необитаемом, пустынном острове, мне неоткуда ждать помощи, и каждый день я вынуждена придумывать новые способы выживания для меня и моих учителей”, – говорит директор одной из средних школ провинциального города Тулы.

Одним из способов выживания явилась спонтанная приватизация, которая отличается от громкой приватизации средних и крупных промышленных предприятий тем, что проходит неофициально. Так, во многих российских средних школах около 20% школьников посещают элитные “платные” занятия, где учителя государственных школ за определенную плату предлагают ученикам привилегированный курс образования. Родители платят 50 долл. в месяц – сумма, превышающая месячную зарплату молодого учителя, предоставляя своим детям возможность получить дополнительные знания по таким предметам, как логика, риторика, этикет. В стоимость дополнительного обучения также входят школьные завтраки и специальные экскурсии. Благодаря поддержке родителей, учителя, в свою очередь, получают возможность заработать вдвое больше своих должностных окладов.

________________________________________

Обзор подготовила

Марина МЕДВЕДЕВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Заявление политсовета СНПР
Хроника партийной жизни
А в Селигере водятся лещи…
Вожди и массы
На Смоленской АЭС затишья не наступило
Обратная связь
Золотые яблоки, что сводят нас с ума
Правительство постучало в стенку, к которой поставило российскую экономику
Объединение интеллектуалов
Идет ли реформа армии?
Мартин Шаккум – академик
Вы чье, старичье?
Торжество долгоносиков
Взгляд на историю социализма
Два генерала
Европа нам поможет?
В поддержку армии
Лев Рохлин: благодарен всем, кто нас поддерживает
Будьте здоровы!
Чем сердце успокоится
Молитва
Что в огороде хрен, то в саду малина
Кто остался на трубе?
Как один генерал “съел” зарплату целой дивизии
РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА


««« »»»