В вооруженных силах продолжает распространяться коррупция, и наибольший ущерб армии приносят должностные лица в погонах.
“С начала 1997 года к уголовной ответственности за должностные преступления было привлечено 620 офицеров. Ущерб от преступлений составил 83 млрд 17 млн рублей. В прошлом году за этот же срок понесли наказание 509 офицеров, а ущерб составил 20 млрд 657 млн рублей,” – сообщил на координационном совещании правоохранительных органов заместитель Главного военного прокурора генерал-лейтенант Станислав Гавето. Он также подчеркнул, что в последние годы изменилась структура экономической преступности в вооруженных силах. К примеру, если в 1993 году должностные преступления составляли лишь 3,3 %, то в 1996 году их доля повысилась до 10,2 % – в основном за счет присвоений и растрат.
Вот пример. В приволжском военном округе средства, перечисленные для погашения долга по денежному довольствию были переданы коммерческим структурам, которые якобы выполняли работу в интересах округа. В то же время выяснилось, что объем профинансированных работ был явно завышен, а некоторые их виды оплачивались дважды. К тому же двумя фирмами владел один человек, скрываясь под разными юридическими адресами. Как вернуть деньги, которых хватило бы на 10-месячную зарплату дивизии и кто виноват в их пропаже, выясняет теперь военная прокуратура.
В связи с реформой в Армии значительная часть военного имущества, объектов военной торговли и строительства будет продаваться с открытых аукционов или приватизироваться. Если учесть, что в России в сфере приватизации в прошлом году было совершено 1 млн 800 тыс. преступлений, армейская собственность – лакомый кусок для мошенников. Уже сейчас известно, что 2 крупных строительных управления МО станут холдингами, численность военнослужащих в строительных войсках уменьшится на 71%, гражданского персонала – на 42%. 5 генералов-“строителей” попадут “под сокращение”, снимут погоны и станут гражданскими лицами.
В некоторых регионах России строительные объекты принадлежат только военным, например, на Дальнем Востоке работает единственный железобетонный завод, да и тот – в ведомстве Министерства обороны. Такая же ситуация – на Камчатке. Заводы загружены на 15 – 20% и армия не может их содержать. На вопрос: “Где брать стройматериалы, если предприятия попадут в частные руки?” – заместитель начальника управления по строительству и расквартированию войск МО РФ генерал-лейтенант Аристов ответил: “Будем привозить из центра”. Не станут ли железобетонные плиты золотыми?
Получат ли в ходе реформы 97 тыс. военнослужащих обещанное им жилье – неизвестно. Уже сейчас военная прокуратура Иркутска разбирает дело подполковника Н., который недавно был уволен по сокращению штатов, так и не дождавшись квартиры, в очереди за ней он был третьим. Думается, в таком положении окажутся многие офицеры.
По сообщению начальника Главного управления торговли МО РФ полковника Морозова, в этом году совместно с прокуратурой проведено 11 проверок. Обнаружено 114 случаев утраты имущества и товаров. Убытки от пожаров составили 49 млн рублей. Больше всего утрат (читай – “недоказанных краж и хищений”) зарегистрировано в Северо-Кавказском, Приволжском, Дальневосточном, Сибирском военных округах. Сумма убытков примерно равна 346 млрд рублей.
Наталья ЛИХАЧЕВА