Московская одиссея

Даже на фоне такой величественной для столицы даты, как 850-летие города, юбилейный ХХ Московский Международный кинофестиваль сумел стать заметным событием в культурной жизни москвичей и их гостей.

Жаркая июльская неделя стала запоминающимся праздником для почитателей искусства кино. Их ожидало немалое количество сюрпризов. Тот зритель, который давно выбрал удобства домашнего видео, с трудом мог узнать ведущие киноплощадки столицы: разнообразный репертуар, качественные копии, мирового уровня киноаппаратура, уютные бары и ресторанчики в фойе кинотеатров. Правда, из этого соблазнительного списка все еще приходится исключать цены на билеты. И хотя эта сумма не так велика (30 тыс. стоил один сеанс в киноконцертном зале “Пушкинский”, 60 тыс. – два вечерних фильма в Киноцентре), зритель со средним уровнем дохода вряд ли смог себе позволить более одного, двух просмотров, а семейный поход в кинозал для многих был и вовсе проблематичным.

Однако стоит отдать должное устроителям кинофестиваля, они подумали и о любителях кино с тощим кошельком. Для них в доме Ханжонкова были устроены льготные сеансы индийских фильмов, бесплатные показы, где демонстрировались старые советские музыкальные комедии. Каждый день все желающие могли приобщаться к празднику десятой музы в сквере перед бывшим кинотеатром “Россия“, где с 15.00 начиналась музыкальная программа кинофестиваля.

Что касается конкурсной программы, то она тоже могла приятно удивить зрителя, напуганного экспансией Голливуда и непрекращающейся агонией российского кино. Здесь весомо преобладали ленты европейских режиссеров. Россию представлял А.Сокуров фильмом “Мать и сын”. В своей стране А.Сокуров долгое время был “полочным”, да и теперь даже кинокритики именуют его “странным”. Пожалуй, его ленты больше ценят за рубежом. Одна иностранная журналистка, сидевшая рядом в зале, упорно повторяла русской коллеге: “очень честный, очень честный режиссер…”. Да, несомненно, А.Сокуров работает, не думая об успехе у массового зрителя, о кассовых сборах. Лента “Мать и сын” станет откровением лишь для тех немногих, кто к этому готов.

В этом фильме режиссер создает особое духовное пространство, в котором проживают последние часы вместе любящие мать и сын, в котором они вспоминают прошлое, в котором нежно прощаются друг с другом. Духовное можно почувствовать лишь собственным духовным, поэтому так непросто приходится зрителю этого уникального режиссера.

Почитатели элитарного кино смогли получить немалое удовольствие при просмотре ленты знаменитого Питера Гринуэя “Интимный дневник”. На этот раз экстравагантный режиссер играет с метафорой “человек-книга”, в фильме эту книгу пишут, ее читают, а прочитанную, бережно хранят. Гринуэй воплощает эту метафору весьма конкретно: героиня пишет книгу-дневник на человеческих телах, при этом режиссер предлагает зрителю множество психоаналитических наблюдений над человеческими отношениями, истоками целого ряда людских поступков.

Правда, эта лента не из конкурсного показа. Ведь наряду с конкурсной программой зрителю был предложен самый широкий выбор, среди которого ретроспективы Орсона Уэллса, А.Кончаловского, информационные просмотры, программа “Перспектива”. Свое кино на этом фестивале могли найти как гурманы, так и просто любители хороших фильмов.

Как выяснилось, российский зритель по-прежнему любит французский кинематограф. Не случайно в рамках Московского фестиваля прошел показ знаменитого фильма “Шербурские зонтики”, который представил сам Мишель Легран. Почитателей французских лент ждала встреча с Жераром Депардье, исполнившим роль школьного учителя истории Лоран Монье, который из-за своей невезучести оказался во второразрядной школе, где педагоги унижены, пребывают в депрессии либо близки к нервному срыву, где они вынуждены каждый день держать оборону против дерзких, жестоких дикарей-учеников. В этой борьбе герой Депардье, конечно, одерживает победу, покоряя не только учеников, но и женщин.

На каждом фестивале есть главное блюдо. На ХХ Московском таковым должна была стать лента “американского русского” А.Кончаловского “Одиссея”. Однако вкус этого необыкновенно дорогого кушанья явно разочаровал фестивальную публику.

Экранизация гомеровского эпоса получилась зрелищной, яркой, костюмированной, но необыкновенно упрощенной сказкой про предводителя греческого войска Одиссея и его сотоварищей. Из “Одиссеи” А.Кончаловского ушли гомеровская поэзия, глубина и мудрость древнеэллинского миросозерцания.

Фестиваль закончился. Подводя его итоги, следует честно признать, что серьезных надежд на возрождение былой славы и могущества российского кино пока нет.

Показы большинства российских фильмов скромно прошли на малых фестивальных площадках, ни один из них нельзя назвать событием в киноискусстве. Режиссеры вынуждены снимать короткометражки: нет денег, мало спонсоров. Нет никакой возможности выдержать конкуренцию с хорошо отлаженным механизмом западной киноиндустрии. Впрочем, в нашей стране все так быстро меняется…

Елена СВЕРЧКОВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Нужны воля, ум и любовь к народу
ХРОНИКА ПАРТИЙНОЙ ЖИЗНИ
Уроки похода на Москву
Насколько эффективно действует Правительство в зоне осетино-ингушского конфликта?
Кина не будет? ЗА ВОЗВРАЩЕНИЕ КИНОИСКУССТВА К НАРОДУ
Без работы и науки
Глыба державы покрылась десятками трещин…
Как был пойман жерех
Получат ли дети России коробку из-под ксерокса?
Польза выеденного яйца
От Смоленска до Москвы прошли хозяева страны.
“Символ веры” либеральной интеллигенции
Уж больно он грозен
Готовь закуску с лета
РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКЕ УГРОЖАЮТ НИЩЕТА И ЗАПАДНЫЕ КОНКУРЕНТЫ
Лук в чулане – здоровье в кармане
Российский центризм у разбитого корыта
Путь честного слова всегда непрост
Что сделать? К вопросу об идейных истоках партии
Деликатес от царевны-лягушки
Дмитрий Рогозин не боится драк


««« »»»