Что сделать? К вопросу об идейных истоках партии

На протяжении более чем столетия перед российским обществом на крупных поворотах истории постоянно возникал вопрос: “Что делать?”

И российское общество, эдакий гигантский несмышленыш, получало на него от социалистических и даже несоциалистических партий один и тот же ответ: “Надо делать революцию!” Следуя этому рецепту, россияне либо пытались, либо свершали свои великие и невеликие революции, начиная от народников и кончая нашими капиталистическими переворотчиками.

1.

В настоящее время ситуация вроде бы изменилась. Сейчас все кому не лень утверждают, что они, или только они, ясно представляют что надо делать. И в этом, как ни странно, есть доля истины. Если мы посмотрим на программы большинства политических партий, то увидим: формулу “что делать?” они излагают почти одинаково. Следовательно, на данном историческом этапе политические деятели и партии ясно осознают те задачи, которые стоят перед обществом. Но у всех у них разный подход к решению этих задач. Наша партия, я уверен, должна дать ответ не столько на вопрос: “Что делать?”, сколько на вопрос: “Как сделать то, что надо сделать?”

Первое, что необходимо сделать, – это основательно поработать над программными положениями партии. Естественно, что всю мировоззренческую основу партии, совокупность ее стратегических и политических задач нельзя уложить в рамки одного, хотя и очень важного документа, каким является партийная программа. Поэтому мы предлагаем в дополнение к программе партии (даже переработанной и дополненной) издать ряд основополагающих документов, и в первую очередь Манифест о принципах и основах деятельности партии. В данной газетной статье мы остановимся лишь на ряде положений, на том, что надо сделать в первую очередь.

2.

И прежде всего, нам необходимо определить социальную базу партии. Без этого, т.е. выявления тех социальных слоев и групп, чьи интересы партия готова защищать, которые, осознав партию как выразительницу своих интересов, пойдут за ее лозунгами и программными установками на выборах, без такой социальной базы партия не может определится как партия, а будет представлять собой всего лишь клуб.

В свое время, по мнению народников, социальное положение и интересы рабочего класса, крестьянства и интеллигенции оказались настолько близкими, что позволили рассматривать их как общность, имеющую тенденцию к слиянию в единый класс. Мы можем принять это положение, кое в чем его дополнив. В современную эпоху российское колхозное и совхозное крестьянство давно уже перестали быть мелкими собственниками, они влились в рабочий класс и представляют собой слой сельскохозяйственных рабочих. Мы полагаем, что составную часть триединого класса, помимо рабочих и интеллигентов, должны представлять мелкие предприниматели, фермеры, часть средних и крупных предпринимателей, которая связана с национальным производством, так называемая национальная буржуазия. Определив таким образом социальную базу партии, мы можем открыто признать и наших социальных противников. А к ним относятся те социальные слои и группы, которые ущемляют и разоряют огромное большинство населения страны. Это компрадорские слои нарождающейся российской крупной и частично средней буржуазии, а также часть государственных служащих, которая сконсолидировалась в слой бюрократической буржуазии. В партийной пропаганде грань между “нашими” и “чужими” должна быть обозначена четко.

3.

В социальном разделе программы или в документах, посвященных социальным вопросам, надо также подчеркнуть, что партия выражает интересы угнетенных, разоренных и обездоленных слоев. Известно, что процесс люмпенизации в нашей стране зашел весьма далеко. В российском обществе наряду с понятиями люмпен-рабочий, люмпен-интеллигент, люмпен-крестьянин появились новые социальные категории – люмпен-директор, люмпен-научный работник, люмпен-государственный служащий и т.д., ибо люмпенизация указанных категорий носит не единичный и случайный, а масштабный характер. Возникновение широкого социального слоя люмпенов приводит к тому, что появляется новая и весьма многочисленная группа общественных иждивенцев.

Партия должна встать на защиту угнетенных, обездоленных и разоренных слоев общества. В связи с этим нужно остановиться на одной проблеме. Сейчас идет повальное охаивание всех положений марксизма, глумление над идеями и работами К.Маркса. Казалось бы, марксизм навсегда прочно занял свое место в истории философии, политических учений. Но, к сожалению, нет. Он оказался востребован. В нашей стране возрождается самый паразитический капитализм. Эксплуатация, ограбление всех слоев общества достигло невиданных размеров. И вновь приходится обращаться к марксову анализу.

В своих программных документах партия должна обосновать критерий потребления, который она попытается реализовать после ее прихода к власти. Здесь мы должны исходить из положения “не обещайте деве юной…” Мы должны предложить нашему, вконец обнищавшему обществу только то, что реально сможем осуществить. На наш взгляд, мы можем предложить только критерий минимального потребления, а именно: удовлетворение потребностей в предметах первой необходимости. Сюда входят такие жизненно важные потребности, как кров над головой, пища, одежда в пределах, достаточных для нормальной жизнедеятельности человека. Это, естественно, не означает провозглашения уравниловки. Мы против уравниловки и конфискационных мер. Но мы выступаем за то, чтобы те группы населения, чье существование находится на грани жизни и смерти, получали бы необходимый минимум жизненных благ.

4.

Социалистическая народная партия России должна разрешить проблему политических социальных союзов. Нам нужно определить свое отношение к широким социальным движениям, и в первую очередь к профсоюзам.

Социалистическая народная партия России должна определить свое место в политическом спектре страны. Мы – партия левого центра, хотя по ряду позиций мы можем быть ближе к левому флангу, чем к центру. Определив свое место в политическом спектре страны, мы сможем назвать те политические группировки и партии, с которыми будем создавать либо устойчивые коалиции, либо всего лишь временные союзы. Касаясь вопроса о вероятных союзниках, нам нужно рассмотреть вопрос о нашем отношении к социал-демократическим группам и партиям.

И, наконец, мы должны определить, какая форма государственного устройства соответствует взглядам Социалистической народной партии России: президентская или парламентская республика, федерализм или унитаризм. На мой взгляд, нельзя огульно охаивать президентскую форму правления. Можно не согласиться с нынешним вариантом президентской республики. Но мы должны помнить, что политическая ориентация большинства наших граждан всегда была настроена на правление одного лица. На выборах население страны пойдет не за лозунгами отдельной партии, а за позицией ее лидера. Вождизм, как ни странно, это наша устойчивая историческая традиция. Поэтому партии в целом надо везде и всюду пропагандировать идеи и взгляды М.Л.Шаккума, давать всестороннюю характеристику самой личности нашего лидера. Только создав общероссийскую популярность председателя политического Совета партии М.Л.Шаккума, мы можем рассчитывать на успех. Сейчас это должно стать одной из основных политических задач. Несомненно, что после президентских выборов и широкой радиопропаганды своих взглядов, М.Л.Шаккум известность всероссийскую приобрел. Но ее надо закрепить и существенно расширить.

Мы предлагаем периодически проводить Всероссийские научно-практические конференции, широко освещать их работу в печати, на радио и телевидении, публиковать их материалы. Предлагаем также периодически проводить Шаталинские чтения с участием крупных ученых, задействованных в экономической, политической и других секциях. Материалы этих чтений также нужно публиковать. Это, по нашему мнению, поднимет авторитет и популярность партии.

5.

Социалистическая народная партия России, преодолев трудности, присущие стадии возникновения, существует как реальный фактор политической жизни страны. Сейчас партия вступает в стадию роста. И члены партии должны активно содействовать этому процессу. Мы не должны быть созерцателями грядущих событий. Мы должны быть борцами, которые встав плечом к плечу принимают активное участие в борьбе за завоевание власти. Объединенные вокруг признанного лидера нашей партии, мы должны быть мужественными и стойкими, ибо нам предстоит пройти трудный путь первопроходцев. Мы должны вести не политическую игру, а политическую борьбу. Поэтому для нашей партии на данном этапе может быть уместен старый эсеровский лозунг: “В борьбе обретешь ты право свое!”

Об авторе: Николай Васильевич Пономарев – ректор Казанского института социальных и гуманитарных знаний, руководитель регионального отделения Социалистической народной партии России в Республике Татарстан, член Политсовета СНПР.

Николай ПОНОМАРЕВ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Нужны воля, ум и любовь к народу
ХРОНИКА ПАРТИЙНОЙ ЖИЗНИ
Уроки похода на Москву
Насколько эффективно действует Правительство в зоне осетино-ингушского конфликта?
Кина не будет? ЗА ВОЗВРАЩЕНИЕ КИНОИСКУССТВА К НАРОДУ
Без работы и науки
Московская одиссея
Как был пойман жерех
Глыба державы покрылась десятками трещин…
Польза выеденного яйца
Получат ли дети России коробку из-под ксерокса?
“Символ веры” либеральной интеллигенции
От Смоленска до Москвы прошли хозяева страны.
Уж больно он грозен
Готовь закуску с лета
РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКЕ УГРОЖАЮТ НИЩЕТА И ЗАПАДНЫЕ КОНКУРЕНТЫ
Лук в чулане – здоровье в кармане
Российский центризм у разбитого корыта
Путь честного слова всегда непрост
Деликатес от царевны-лягушки
Дмитрий Рогозин не боится драк


««« »»»