Указ президента РФ № 443 от 1 апреля 1996 год “О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп” стал неожиданностью для представителей деловых кругов. Вышедший без всякой “помпы”, он, тем не менее, во многом определит новые тенденции в российской экономике, находящейся, по мнению Первого вице-премьера Олега Сосковца, “в состоянии неустойчивого равновесия”. Пункты Указа однозначно определяют “передачу в установленном порядке в доверительное управление центральных компаний, закрепленных в федеральной собственности пакетов акций участников ФПГ”. Вполне вероятно, что на практике это означает прекращение денежных аукционов и завершение процесса приватизации. Впрочем, степень влияния Указа на экономику страны определится рядом сопутствующих документов Правительства.
Можно предположить, что Указ вызовет рост числа официально зарегистрированных финансово-промышленных групп (сейчас в России насчитывается порядка 30 ФПГ с общим капиталом в 220 млрд. рублей). Предоставляемые указом возможности вряд ли оставят равнодушными как крупные, так и средние финансовые и промышленные структуры. Тем не менее, привлекательных предприятий, с точки зрения их потенциальных владельцев, не так уж много. По некоторым данным, только 1% российских предприятий оценивают свое положение как хорошее, и даже перспективные предприятия имеют многомиллиардные задолженности. В той или иной степени всем предприятиям необходима технологическая и структурная реорганизация и если для обеспечения конкурентоспособности своей продукции предприятие нуждается в полном переоснащении производственных линий, то поиск инвестора для этого может затянуться на неопределенный срок. Даже при бесплатной передаче доли госсобственности в управление новому владельцу.
К тому же, процесс организации прибыльного производства отнюдь не ограничивается инвестициями в новые технологии. Зачастую перед инвесторами встает не менее актуальная задача подбора и обучения персонала. Так, например, по словам одного из руководителей АО “Дорстройсервис” – предприятия, которому принадлежит контрольный пакет акций основного российского производителя прицепной и полуприцепной техники АО “Уралавтоприцеп” – организация эффективной системы менеджмента на предприятии находится в центре внимания “Дорстройсервиса”, который занимается реорганизацией производства совместно с КБ “Арбатский” и Сибирским отделением Института экономики АН РФ.
Естественно, что при инвестировании средств в предприятия финансовые структуры ФПГ будут стремиться к наибольшему контролю над производством. Но ведь только при наличии такого контроля и возможны масштабные инвестиции в промышленность как российскими, так и зарубежными структурами. Однако даже при самом благоприятствующем отношении правительства к деятельности ФПГ, вне зависимости от того, кто играет там роль “первой скрипки” – производственники или финансовые структуры – трудно предположить резкое увеличение финансовых вливаний в промышленность до июньских выборов.
Семен ФИЛИППОВ