“Советские дети”, “советская школа”, “советский образ жизни”… Современным молодым людям, пожалуй, уже режут слух подобные словосочетания, так долго обретавшиеся в нашем сознании и ассоциировавшиеся, благодаря широкой и всеохватывающей политической пропаганде, со всем самым справедливым и всем самым лучшим в мире. И несмотря на иллюзорность таких представлений, на фоне современного состояния “детских проблем” советский период не кажется столь уж дремучим, как принято сейчас считать. Тем не менее мы многого не знали тогда, о многом даже не догадывались. Нам не с чем было сравнивать. Мы доверяли вождям. И мы свято верили в лучшее, порой даже не зная, какое оно. Мы были ведомы… Одной из своеобразных “проводниц” нас в светлое будущее была Надежда Крупская, которую на Западе называли первой леди России не только при жизни Ленина, но и после и о которой А.В.Луначарский сказал: “Как ум интенсивный и как сила, контролирующая правильность коммунистической педагогической линии, Надежда Константиновна неизменно стояла на высоте”.
Н.К.Крупская родилась 14(26) февраля 1869 года в Петербурге в интеллигентной семье обедневших дворян. Родители Надежды Константиновны были образованными людьми. Отец – Константин Игнатьевич Крупский окончил Константиновский кадетский корпус, мать – Елизавета Васильевна была воспитанницей Павловского института благородных девиц. Семья Крупских выписывала газеты, журналы. Не проходили мимо этой семьи и новые книги, которые внимательно читались и обсуждались. Надя очень быстро научилась читать, и книги навсегда стали ее друзьями. В семь лет она уже читала Пушкина, Некрасова, “Приключения Робинзона Крузо”.
Еще в детском возрасте Надежда проявляет способности критически оценивать происходящее, смело высказывает свою точку зрения. В 1877 году, когда Надежде было 8 лет, семья Крупских проживала в Киеве. В своих воспоминаниях Крупская пишет: “Ходила в школу на Крещатике. Школа была скучная, учили французские стихи, что-то списывали с книги”. Начало педагогической деятельности Н.К.Крупской следует датировать 1884 годом, когда после смерти отца, не прерывая своего учения в гимназии, она, чтобы поддержать себя материально, стала давать частные уроки. В воспоминаниях об этом периоде своей жизни Н.К.Крупская дает довольно яркую характеристику общественному положению репетитора, задавленного нуждой и потому терпящего самодовольную спесивость и претензии хозяина. “Это занятие было не из сладких. Родители побогаче смотрели на учительницу свысока, вмешивались в занятия”, – писала Надежда Константиновна.
В 1887 году Н.К.Крупская окончила с золотой медалью восьмой дополнительный педагогический класс гимназии по специальности преподавателя математики и русского языка, получив диплом домашнего учителя. Осуществить же свою мечту – стать учительницей – ей не удалось: места учительницы не нашлось. Однако Н.К.Крупская не оставляет мысль о педагогической работе. Для усовершенствования своих педагогических знаний и ознакомления с опытом работы школы она выхлопотала себе разрешение на посещение уроков в петербургских начальных школах, а также в школах политехнического общества. Одновременно Крупская занимается репетиторством с ученицами-пансионерками – воспитанницами гимназии Оболенской. Кроме того, она имела несколько уроков в профессиональной женской школе кройки и шитья.
Осенью 1891 года Н.К.Крупская осуществляет свою мечту: она начала работать учительницей вечерней воскресной школы для рабочих за Невской заставой на Шлиссельбургском тракте, в селе Смоленском. Эта работа была первым шагом серьезной революционной и педагогической деятельности Н.К.Крупской. Из архивных материалов Ленинградского исторического музея, а также из литературных трудов Крупской узнаем, что Надежда Константиновна в период своей работы в воскресной школе настойчиво искала новые методы обучения и политехнического воспитания своих взрослых учеников-рабочих. Так, например, в отчете воскресной школы села Смоленское рассказывается об одном интересном педагогическом приеме. Для того чтобы ученики быстрее почувствовали практическое значение тех знаний, которые они приобретали в школе, Н.К.Крупская после изучения букваря писала с учениками письма их родным. Крупская прекрасно учла психологию своих учеников-рабочих, оторванных от родных мест. Этот простой прием чрезвычайно оживлял работу учеников и придавал трудным занятиям ясность и целенаправленность.
А вот что она сама пишет об этом периоде своей жизни: “Когда я немножко освоилась в школе, пустила там корни, присмотрелась к тому, что там делается, я стала предлагать кое-какие новшества. По четвергам в школе проводились обычно чтения с волшебным фонарем, на которых присутствовали все группы. Собиралось человек по 200. Обычно читалась какая-нибудь беллетристика, часто сочинения Л.Толстого. Я стала выдвигать ту мысль, что надо бы вместо чтения по беллетристике рассказывать о других странах: Швеции, Норвегии, Германии, Англии, Франции. Утверждала, что это заинтересует рабочих не меньше, чем “Бог правду видит, да не скоро скажет”. Предложенная Крупской форма внеклассной работы в виде чтения из “географии” – а по существу, политического просвещения – вскоре в воскресных школах получила широкое распространение. Это была, собственно, особая форма пропаганды революционных идей, дающая возможность путем сравнения наглядно убедиться в полном бесправии рабочего класса царской России.
Осенью 1899 года закрытые перед этим по распоряжению властей Высшие женские (Бестужевские) курсы снова начали функционировать. Крупская поступает на эти курсы, избрав математическое отделение, и с увлечением приступает к изучению наук. Вскоре она становится активным членом марксистского кружка студентов-технологов. К весне 1880 года у Крупской окончательно созревает решение серьезно заняться изучением марксизма. Высшие женские курсы ей пришлось оставить, тем более что они не могли удовлетворить ее в подготовке к выходу на широкий путь революцоинера-марксиста.
В период между Февральской и Октябрьской революциями Н.К.Крупская выступила с рядом статей, в которых указывается ясный путь для организаций рабочей молодежи. В июле 1917 года Крупская избирается членом Выборгской районной управы. В это время много внимания уделяется ею вопросам школьного образования. Как член школьной секции городской культурно-просветительной комиссии при Петроградском муниципальном комитете РСДРП Крупская принимала самое активное участие в обсуждении вопросов школьного образования. Наиболее ярко мысли об организации новой школы Н.К.Крупская выразила в известной статье “Школьная муниципальная программа”. В этой статье она изложила конкретные требования к органам самоуправления в деле осуществления программы партии большевиков в области школьного образования. “Школа должна быть бесплатная, – пишет Крупская, – всеобщая, светская, обучение должно быть в ней связано с производительным трудом.” В статье говорится о педагогической пропаганде среди населения, о выборности учителей, о даровом питании школьников, о снабжении их одеждой, учебными пособиями, об устройстве при школах мастерских, музеев и пр.
С победой Октябрьской социалистической революции борьба за новую школу перешла в область конкретного осуществления ранее провозглашенных принципов. На месте разрушенной старой школы надо было строить принципиально новую школу, не имеющую в истории человечества прецедентов. В первых рядах созидателей новой советской школы была Н.К.Крупская. С этого времени и до конца своей жизни она работала в Народном комиссариате просвещения.
После сосредоточения всех школ в ведении Наркомпроса встал вопрос о реформе школы. В работу созданной комиссии по реформе школы был вовлечен широкий круг опытных педагогов, выразивших желание сотрудничать с Советской властью. Членом комиссии была и Крупская. Все многообразие задач в области воспитания молодого поколения Крупская концентрировала вокруг основной центральной проблемы – формирования у детей коммунистического мировоззрения, глубокой убежденности в правоте этого мировоззрения. Необходимым условием успеха в деле коммунистического воспитания Н.К.Крупская считала прежде всего наличие сплоченного детского коллектива. Известно, что Крупская стояла у истоков пионерского движения. Она пристально следила и всячески содействовала развитию внешкольной работы среди детей. В системе внешкольных мероприятий особое внимание Крупская уделяла развитию сети детских библиотек.
В первые годы после революции Крупская проводила свою работу, руководствуясь проектом новой Программы партии, раздел которой в области народного образования был написан ею. Впоследствии, на VIII съезде партии проект новой Программы был утвержден, и для Н.К.Крупской он стал основополагающим документом во всей ее деятельности. В новой Программе с предельной ясностью указывалось на ряд неотложных задач в области народного образования, в частности на достижение полной светскости школы, обеспечение общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 16 лет, о передаче народного образования местному самоуправлению и др.
* * *
Можно по-разному относиться к идеологическим завихрениям эпохи строительства коммунизма, можно принимать или не принимать тех или иных политиков со всеми их догмами, можно, в конце концов, вообще устраниться от критических оценок и прочих проявлений своей жизненной позиции, но непозволительно безжалостно вычеркивать страницы многострадальной российской истории, выхолащивать из памяти то, чем жили, о чем мечтали, каким воздухом дышали наши соотечественники. Ведь каждый отрезок этой жизни сочетал в себе множество оттенков, придававших общей “картине” тот неповторимый колорит, правильное восприятие которого так важно для нас, сегодняшних. И, наверное, если учитывая все это, посмотреть трезвым взглядом на тот период, когда жила и работала Крупская, можно и в нем рассмотреть что-то ценное и рациональное, что можно взять на вооружение современным педагогам и воспитателям, а может быть, и политикам…
Некоторые факты из жизни педагога-революционера Надежды Крупской изложила для вас Ольга ГОЛИЦЫНСКАЯ.