ОБРАЗОВАНИЕ И РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

В начале нового года принято подводить итоги года минувшего, извлекая при этом уроки, которые могут пойти впрок. Уже сделаны нелицеприятные оценки правительственной политики в сфере экономики, социальной жизни, межнациональных отношений. Череда отставок – это тоже новогодняя примета.

Прошедший год был бурным, насыщенным политическими событиями, борьбой за депутатские мандаты, за умы и голоса избирателей. В круговороте “больших дел” и “глобальных проблем” государственным мужам и публичным политикам, как и всегда, оказалось не до “мелочей”. Не до того, как и чем живет наш народ, как и за счет чего функционируют те общественные институты, которые призваны удовлетворять каждодневные потребности граждан, в том числе питать их пищей духовной, приобщать к цивилизации и к культуре предков. В незавидной роли падчерицы российской государственности и политики оказались и наша школа, вся система образования.

Статистика здесь печальная. И вряд ли можно сделать иной вывод: отечественная система народного образования трещит по швам. Опять сотни и тысячи школьных зданий остались без необходимого ремонта, а миллионы учащихся – без учебников. Нищенствуют учителя, второй раз в истории нашей страны (первый раз это было связано с приходом к власти большевиков) объявившие в октябре 1995 года забастовку…

Перелистаем предвыборные программы политических партий, движений и блоков, вчитаемся в их “прелестные листы”, отпечатанные на бумаге, предназначавшейся для школьных учебников и тетрадей. Как мало в них говорится о школе и образовании, а то и вовсе – ни слова, ни полслова.

Современным российским политикам, и тем, кто уже имеет власть и стремится всеми правдами и неправдами ее удержать, и тем, кому власть только грезится, явно невдомек, что ни одна сколько-нибудь серьезная программа выхода из кризиса, ни одна перспектива действительно достойной жизни для россиян не может обойтись без четкой и продуманной образовательной стратегии, без пристального внимания к проблемам школы. И это не только избитая красивая фраза, не просто продолжение побасенки о том, что не хлебом единым жив человек.

Это верно по сути, доказано историей современной цивилизации, проверено экономикой рынка с его жесткими, неподвластными субъективности критериями. Обратимся, как наш гордый российский орел, и на Запад, и на Восток. Везде найдем подтверждение тому, что вложение ресурсов в сферу образования, в человеческий капитал является одним из самых рентабельных, что образование обладает высочайшей социальной эффективностью, значительно повышает результативность человеческой деятельности как на рынке труда, так и за его пределами.

Образование – важнейший структурообразующий фактор социально-ориентированной рыночной экономики, разговоры о которой уже не один год остаются лишь на кончике языка наших политиков.

Затратное это дело, школа, рассуждают, видимо, современные помпадуры, обойдемся, авось, малым, скинем крохи с барского стола, проживем и старым багажом!

Не обойдемся, не проживем! Еще год-два, и безнадежно отстанем от динамичной цивилизации, окажемся на ее темных и грязных задворках. И не спасут нас тогда никакие “соросы” – побоятся замарать руки. Недооценка проблем образования, их несвоевременное или паллиативное решение ведут к нравственной деградации общества, вырождению национальной самобытности и культуры, униженному и зависимому положению в мировом сообществе.

Тот, кто действительно верит в Великую Россию, не может не сознавать, что это величие должно прирастать не только шельфами Баренцева моря и сибирскими рудами, но в первую очередь – образованием и наукой.

Как чистый воздух и незамутненный энергетическим вампиризмом разум, России нужна сегодня продуманная Национальная стратегическая доктрина в области образования, ориентирующая государственную политику на приоритетное развитие образовательной сферы.

Краеугольные камни Национальной доктрины должны быть уложены в фундамент будущего благополучия и национальной безопасности страны с учетом того, что система образования:

– обладает способностью активно воздействовать на развитие материального и духовного производства;

– формирует основную производственную силу общества – работников производства;

– оказывает активное воздействие на процессы изменения социальной структуры общества;

– является важнейшим средством передачи молодежи нравственных ценностей, выработанных ее предшественниками;

– формирует политические взгляды людей и прививает первоначальные навыки общественной деятельности, дает им основы политической и правовой культуры.

Вопрос вопросов – продуманная и спланированная государственная инвестиционная политика в области образования. Расходы на него не должны быть менее 10-12% валового национального продукта, т.е. по меньшей мере в 4-5 раз выше нынешних.

Под силу ли России такое? Вполне, если преодолеть психологию временщичества и по-настоящему проникнуться национальными интересами.

При правильной организации дела отечественная школа, образование могут стать не только предметом постоянной головной боли правительства и общества, но и важным источником пополнения национального бюджета. Подобно тому, как отдельные страны мира развиваются за счет международного туризма, Россия, в известной мере, могла бы процветать за счет оказания образовательных услуг представителям многих государств мирового сообщества. В силу своих величайших просветительных традиций, огромного и еще не до конца растраченного научно-культурного потенциала Россия обладает реальными шансами для того, чтобы стать ведущим евроазиатским центром современного образования.

И пусть это не покажется кому-то очередным академическим бредом. В условиях постоянно растущего международного разделения труда, специализации национальных экономик на Евроазиатском континенте такая ниша для России еще имеется.

Но оставим вопросы глобальные, утвердив себя морально в том, что торговать знаниями куда как гуманнее, чем оружием. Обратимся к нашим внутренним проблемам, без решения которых нельзя и мечтать о выходе на международный рынок знаний.

В первую очередь, конечно, речь должна идти об основательной ревизии наших образовательных систем, их инвентаризации, о создании Белой книги “Образование в России”.

На протяжении многих столетий школа, образование являлись одним из наиболее консервативных институтов общества и государства, объектом взаимных распрей и посягательств.

Ныне консерватизм школы и образования рушится под натиском объективных обстоятельств. Современный научно-технический прогресс, связанный с превращением науки в непосредственную производительную силу, требует динамичного развития образования, постоянного обновления его содержания и организационных форм. Таким образом, образование становится сферой перманентного, а не эпизодического реформирования. И государство и общество обязаны быть готовыми к этому.

Было бы вряд ли справедливым все беды нашей современной школы списывать исключительно на счет государства. Нельзя без тревоги констатировать ослабление общественного интереса к проблемам образования и воспитания, искать оправдания общественной индифферентности в нашей общей социальной необустроенности. Ведь потеряв молодежь, мы можем потерять все.

Образующийся мировоззренческий вакуум незамедлительно заполняется в молодежной среде идеологиями религиозных мракобесов типа “Белого братства”, Аум Синрике, мунитов и т.д. вплоть до экспансии так называемого “культурного империализма”.

Прямым следствием этих процессов является рост социальной пассивности молодежи, ее отчужденности от настоящей культуры, превращение юношей и девушек в сторонних наблюдателей и пассивных созерцателей жизни, разрушение способности думать, вытеснение духа творчества духом потребительства. Бурными темпами растет не только детская и молодежная преступность, но и ее питательная Среда – прослойка молодежи “группы риска”, подверженной алкоголизму, наркомании, проституции и иным порокам.

Необходимо во что бы то ни стало переломить эти негативные тенденции, вернуть детям детство, а молодежи – молодость с их романтикой, радостью познания, оптимизмом. И сделать это совместными усилиями обязаны государство и общество.

Совместные усилия требуются нам и для того, чтобы остановить развернувшийся процесс коммерциализации образования. Однако делать это следует не за счет ограничения и неоправданных порой нападок на внебюджетный (негосударственный) сектор образования, а за счет его государственной и общественной поддержки. В демократическом, правовом государстве образование, все его виды и уровни, типы учебных заведений обязаны обеспечивать равные стартовые возможности для выходцев из всех социальных слоев населения. В этом видится важный залог гражданского мира и социальной стабильности.

Образовательный альянс государства и общества предполагает создание эффективной системы общественного контроля за размещением и использованием государственных средств, выделяемых на образование и воспитание подрастающих поколений. Ни для кого, думаю, не секрет, что эти средства сегодня очень часто используются не по своему прямому назначению.

Одной из характерных особенностей постиндустриального общества, которое проглядывается и на нашем отечественном горизонте, является решительный поворот от техноцентризма к антропоцентризму, приоритету человека, его знаний, квалификации, мотивов трудовой деятельности. Естественно, что формирование такого общества и управление им не могут обойтись без активного участия педагогов-профессионалов.

Важнейшей особенностью современной эволюции образовательных систем является решительный переход от знаниецентризма, основанного на пассивном потреблении обучающимися заранее готовых знаний и сведений, к образовательным технологиям, основанным на самостоятельном поиске необходимой информации.

Исходя из этого, важнейшие направления перманентного реформирования школьной системы связаны с решением таких задач, как:

– индивидуализация и гуманизация образования, позволяющие каждому учащемуся достигнуть в соответствии со своими способностями, своей биологической и социальной уникальностью оптимального уровня развития;

– разработка учебных программ и курсов, содержащих стимулы, противодействующие возникновению маргинального поведения детей и подростков;

– превращение образовательных систем в единое целое от дошкольного уровня до послеуниверситетской подготовки в концептуальных рамках непрерывного образования;

– перестройка административного управления школой, всей системой образования.

Последнее обстоятельство приобретает особую актуальность в связи с тем, что современный административно-учебный аппарат не располагает ни продуктивными идеями, ни эффективными методами, ни достойными кадрами. До настоящего времени административное управление школой находится в руках тех, кто командовал ею в условиях развалившейся тоталитарной системы. Эта администрация способна лишь на то, чтобы присматривать за порядком, контролировать выполнение инструкций, в то время как нужна совершенно иная форма управления – динамичная, инициативная, ориентированная на нововведения, способствующая росту и обновлению системы. Огромный вред образованию наносят устарелые и рутинные административные процедуры.

Чрезвычайно полезен постепенный переход от централизованной к децентрализованной системе управления образованием. Сохранившаяся от старого режима централизация образования привела в настоящее время к дальнейшему усилению бюрократизации управления и авторитарности руководства, излишнему однообразию, недооценке значения местных условий, инициативы педагогических работников и, что особенно опасно, к подмене и вольному толкованию исполнительной властью решений законодателя.

Одним из возможных вариантов административной децентрализации может стать создание, а точнее, воссоздание системы учебных округов, исторически сложившихся в России в ХIХ столетии. Главное их предназначение – разработка и осуществление региональной политики в области образования, концентрация местных усилий по развитию школьной и вузовской систем. Как знать, возможно, и сегодня в российской провинции могли бы найтись свои Лобачевские и Пироговы, оплодотворявшие гениальными идеями школьную жизнь века минувшего.

И, наконец, последнее, но, пожалуй, самое главное: требуется особая система государственных мер, направленных на повышение заинтересованности работников образования, и прежде всего школьных учителей, в качестве обучения, ликвидация сложившейся диспропорции в оплате их труда. Сегодня средний заработок школьного учителя в два раза ниже общероссийского показателя, а по некоторым категориям педагогических работников – в пять раз. И то, что наша система образования еще кое-как держится на плаву, она обязана подвижничеству и энтузиазму педагогов, но никак не правительственной политике и “заботе” государства.

“Общество, которое не ценит учителя, обречено”, – заметил как-то один из выдающихся современных политиков, недавно ушедший из жизни, Ф.Миттеран.

Горько сознавать, что именно в такой стране мы и живем сегодня. Что будет завтра – зависит только от нас.

Борис ТЕБИЕВ,

доктор педагогических наук,

вице-президент Академии педагогических и социальных наук


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ДОЧЕРНИЙ БАНК В БАКУ
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
МЕЖДУ ДЕМОКРАТИЕЙ И САМОДЕРЖАВИЕМ.
ЭКОНОМИСТ-ТЕОРЕТИК ГЕОРГИЙ ПЛЕХАНОВ
ЧТО БЫЛО ПОЗВОЛЕНО ЦАРЮ, ТО НЕ ПОД СИЛУ ЕЛЬЦИНУ
СЕГОДНЯ ЛЕГКО БЫТЬ МОЛОДЫМ
ТЫ И УБОГАЯ, ТЫ И ОБИЛЬНАЯ, МАТУШКА РУСЬ!
ПРЕЗИДЕНТ НАЧИНАЕТ И …
ЭКС–ЧЕМПИОН СЧИТАЕТ, ЧТО В ПОЛИТИКЕ ЛУЧШЕ ОБОЙТИСЬ БЕЗ СОПЕРНИЧЕСТВА
ЦЕЛЛУЛОИДНЫЙ ИМИДЖ
Решение президента баллотироваться на второй срок
КАНЕВСКИЙ, ЗАМЕРШИЙ, ВОСКРЕСШИЙ
ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ОСТАЕТСЯ ВАКАНТНОЙ
ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ ПОЭТА
“УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ” ВО ВРЕМЯ РАЗВАЛА?
ВЧЕРА И ЗАВТРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
НОВАЯ ИСТОРИЯ СО СТАРОЙ ГЕОГРАФИЕЙ
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БУМ-БУМ
Наступление нового года – это всегда подведение итогов…
РОССИЯ МЕЖДУ ВЫБОРАМИ
МОСКОВСКАЯ ПРОГРАММА ПРИВАТИЗАЦИИ. “ЗА” И “ПРОТИВ”


««« »»»