“УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ” ВО ВРЕМЯ РАЗВАЛА?

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Первые дни нового, 1996 года были отмечены правительством на боевом посту. Несмотря на всеобщие каникулы (одно из положительных достижений перестройки), государственные мужи активно занимались государственными делами. К числу таких дел относится обсуждение Концепции перехода России на модель устойчивого развития (далее – Концепция). Главная примечательность Концепции состоит в приоритетном месте вопросов экологии в рамках структурного реформирования экономики.

Эти вопросы вполне согласуются с предполагаемой социальной переориентацией экономической политики под воздействием результатов выборов в Государственную Думу. Главная заявленная цель экономической политики государства на данный момент состоит в повышении уровня жизни и удовлетворении постоянно растущих потребностей членов общества на основе активизации структурно-инвестиционных процессов в экономике. Что может быть более связано с экологией и использованием природных ресурсов?

Действительно, уровень жизни напрямую зависит от экологической среды, в которой эта жизнь проходит. А если c экологией неблагополучно, то о каком уровне можно говорить? Экологические права граждан и их удовлетворение полностью вписывается в экономическую стратегию правительства. При этом структурно-инвестиционный приоритет государственной политики предполагает эффективное перераспределение и рациональное использование природно-ресурсного потенциала страны. Так что цели у экономистов и экологов едины. В этой связи не имеет смысла обособлять природно-экологические проблемы от общих текущих задач реформирования нашей экономики. Прошло то время, когда вопросы экологии оставались вне экономических интересов.

Данная Концепция полностью вписывается в русло мировых экономических проблем. Мы стремимся приобрести цивилизованный облик, но присоединение к подобным международным проектам без четкого выделения национальных особенностей их решения является пустой тратой времени. “Концепция устойчивого развития…” – какие слова, как звучит?! Но что за этим реально стоит? Мировому сообществу мы можем предложить только одно – не добавлять ему экологических проблем. При этом не стоит забывать о собственных интересах. Например, необходимо поставить заслон импорту экологически вредных и ресурсоемких производств, отходов иностранного производства, а также предотвратить превращение национальной экономики в свалку устаревших техники, оборудования и технологий.

Развитые стран мира постоянно озабочены сохранением темпов развития на базе непрерывного технологического обновления промышленности. Технологическая перестройка взяла старт в 70-е, 80-е годы с перехода на ресурсосберегающие технологии. На современном этапе она приблизилась к реальным перспективам перехода на новый технологический виток развития, ознаменованный экологически чистыми технологиями.

Десятилетняя практика создала соответствующую инфраструктуру и сформировала традиции устойчивого развития экономик этих стран. Новый этап, усиливающий значимость экологических критериев, является закономерным шагом на пути дальнейшего экономического роста на более современной и социально-ориентированной производственной базе. Поэтому проблема устойчивости развития как сохранения темпов экономического роста вполне соответствует экономикам большинства развитых стран. Но состояние нашей экономики накладывает массу ограничений на возможность присоединения к этим процессам.

Применительно к нашей экономике в рассматриваемой Концепции вызывает сомнение используемая терминология – “устойчивое развитие”. Под устойчивостью в общем случае понимается поддержание позитивных тенденций с достаточно интенсивным качественным обновлением. Экономический потенциал развитых стран позволяет на этой основе строить стратегии экономического роста.

Устойчивость развития в первую очередь предполагает наличие самого развития. А судя по правительственным оценкам (спад, неплатежи, инфляция, прогрессирующая бедность), о развитии речь пока не идет. Правомерен вопрос: устойчивость чего мы стремимся в данный момент поддерживать, каких тенденций? Наш путь более длинный – необходимо начать развитие, наполнить его качественным содержанием, а дальше уже поддерживать устойчивость качественного развития.

При этом помимо проблем развития у нас существует целый клубок проблем стабилизационного характера – предотвращение экономического кризиса в целом и экологического кризиса в частности. Говорить об устойчивости при наличии огромного количества негативных явлений в экономике можно только применительно к складывающимся тенденциям выхода из кризисной ситуации. Отсутствие на сегодня реальных и достаточных источников финансирования не позволяет думать о развернутой программе стабилизации, в том числе и в экологической сфере. Поэтому приоритет будет отдаваться не созидательным мероприятиям с солидной перспективой, как намечено в международных программах такой же направленности, а реорганизационным мероприятиям.

В Концепции абсолютно верно выделяются вопросы структурных преобразований экономики при ориентации развития на модель устойчивости, предусматривающей решения целого спектра экологических проблем. Именно мероприятия структурного характера могут реально аккумулировать в себе различные качественные преобразования в экономике, куда относятся и вопросы экологии.

Но для перехода к глобальным структурным приоритетам в экономической политике государства, которые приняты мировым сообществом, у нас пока нет достаточных финансовых ресурсов, не развита законодательная база, не ориентирован соответствующим образом механизм регулирования. Мировое хозяйство в этом случае существенно нас опережает, и для них вопросы устойчивости являются текущими, а для нас – отдаленной перспективой. Мы реально можем оценить значимость и обширность содержания данных вопросов. Практически наше место здесь может быть весьма скромным.

Главное внимание стоит обратить на конкретизацию главных положений Концепции к нашим целям и возможностям. Например, можно предложить реальные пути применения экологических приоритетов в рамках программы приватизации (через первоочередное свертывание экологически вредных или ресурсоемких производств до изменения прав собственности), налогового законодательства (плата за использование природных ресурсов), инвестиционных федеральных программ (ориентация инвестиционных проектов на современные ресурсосберегающие технологии), государственной контрактной системы (государственные заказы на выпуск ресурсосберегающего оборудования).

Елена МАТРОСОВА, кандидат экономических наук


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ОБРАЗОВАНИЕ И РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
МЕЖДУ ДЕМОКРАТИЕЙ И САМОДЕРЖАВИЕМ.
ЭКОНОМИСТ-ТЕОРЕТИК ГЕОРГИЙ ПЛЕХАНОВ
ЧТО БЫЛО ПОЗВОЛЕНО ЦАРЮ, ТО НЕ ПОД СИЛУ ЕЛЬЦИНУ
СЕГОДНЯ ЛЕГКО БЫТЬ МОЛОДЫМ
ТЫ И УБОГАЯ, ТЫ И ОБИЛЬНАЯ, МАТУШКА РУСЬ!
ПРЕЗИДЕНТ НАЧИНАЕТ И …
ЭКС–ЧЕМПИОН СЧИТАЕТ, ЧТО В ПОЛИТИКЕ ЛУЧШЕ ОБОЙТИСЬ БЕЗ СОПЕРНИЧЕСТВА
ЦЕЛЛУЛОИДНЫЙ ИМИДЖ
Решение президента баллотироваться на второй срок
КАНЕВСКИЙ, ЗАМЕРШИЙ, ВОСКРЕСШИЙ
ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ОСТАЕТСЯ ВАКАНТНОЙ
ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ ПОЭТА
ВЧЕРА И ЗАВТРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
НОВАЯ ИСТОРИЯ СО СТАРОЙ ГЕОГРАФИЕЙ
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БУМ-БУМ
Наступление нового года – это всегда подведение итогов…
РОССИЯ МЕЖДУ ВЫБОРАМИ
МОСКОВСКАЯ ПРОГРАММА ПРИВАТИЗАЦИИ. “ЗА” И “ПРОТИВ”
ДОЧЕРНИЙ БАНК В БАКУ


««« »»»