НАЧНИ С СЕБЯ!

ПОКОНЧИВ С СОЮЗОМ, СОВЕТАМИ И ЧЕЧНЕЙ,

ПРЕЗИДЕНТ ПРИСТУПИЛ К БОРЬБЕ С ЭКСТРЕМИЗМОМ

Политический процесс на минувшей неделе развивался под воздействием стремления президента к усилению своих властных позиций, к превращению его вновь в центр принятия важнейших решений и главного арбитра во внутриэлитных отношениях. Эти попытки не увенчались, однако, осязаемым успехом.

НАШ ДОМ – РОССИЯ: ХОЛОДНАЯ И ГОЛОДНАЯ

Намерение Б. Ельцина взять реванш за свои предыдущие политические поражения (неудачи с премьерством С. Кириенко, с возвращением в правительство В. Черномырдина) пришло в явное противоречие с развитием новой идеологической ситуации в стране, переоценкой ценностей и возвращением высокого статуса левым идеям.

Кризис в Персидском заливе, агрессия США против Ирака вызвали у большинства социальных групп российского общества крайне негативную реакцию, угрожающую очередным витком кризиса правящего режима. Политика с позиции силы, ставшая для США нормой международных отношений, дискредитирует западнические идеологические ориентиры российской власти. Режим проявляет откровенную неспособность с достоинством выйти из ситуации, так как во все большей мере зависит от финансовой помощи тех же США.

Заметное ухудшение ситуации с тепло- и энергоснабжением начинает наблюдаться не только в регионах, которые отнесены правительством к числу критических, но и в ряде других. Серьезные проблемы со снабжением населения теплом в силу суровой зимы возникли на Северном Кавказе и в Кемеровской области, где в большинстве шахтерских городов (Анжеро-Судженск, Киселевск, Прокопьевск и т.д.) не выдерживают изношенные теплосети. В Свердловской области – аналогичные проблемы. Энергетический кризис вплотную приблизился к Москве.

Ухудшению энергетической ситуации в стране способствует и продолжающееся снижение мировых цен на энергоносители. Экспортная выручка России от продажи нефти будет снижаться и в I квартале следующего года, что будет сопровождаться одновременно свертыванием производства нефти в стране и увеличением объемов ее вывоза за счет внутренних запасов.

Сохранилась негативная динамика основных макроэкономических показателей. По данным Госкомстата, инфляция в минувшем году составила 73,4%, причем до конца года она вырастет, как минимум, до 85%. Несмотря на активную игру ЦБР на валютном рынке (на прошедшей неделе вновь отмечено снижение золотовалютных запасов ЦБР), курс доллара на минувшей неделе продолжал расти высокими темпами. За время кризиса стоимость продовольственной корзины в Москве выросла с 314 руб. в августе до 507 руб. в декабре.

Правительству не удалось ни компенсировать потери населения в результате кризиса, ни наладить четкий контроль за своевременной выплатой пенсий и зарплат. Бюджетники продолжали протестные акции, причем нередко демонстрируя растущую ожесточенность. В Вологодской области протестующие учителя пошли на перекрытие железнодорожных магистралей. Напряженным остается положение и в банковской системе, где по-прежнему наблюдаются сбои при выплате вкладов, переведенных из коммерческих банков в Сбербанк.

Раскрутка эмиссии неизбежна. Надежда на получение кредитов со стороны МВФ для затыкания дыр в российском бюджете продолжает оставаться достаточно слабой.

На политическую ситуацию в России все большее влияние оказывает обостряющаяся проблема выплаты внешнего государственного долга. По мере нарастания долгового кризиса регионы будут проявлять все большую тягу к самостоятельности и нежелание подчиняться требованиям федерального Центра. В прессе сообщается о резком ухудшении состояния межэтнических отношений в Татарстане. В республике началась кампания “против притеснителей ислама”, направленная в первую очередь на ограничение деятельности православной церкви в Татарстане, а также на создание атмосферы бытовой нетерпимости в отношении нетатарского населения республики, главным образом русских. Татарстан на минувшей неделе категорически потребовал от Центра делегирования полномочий Федерального казначейства республиканскому. Есть основания опасаться дальнейшего ухудшения положения в регионе Северного Кавказа (обостряется конфликт федерального Центра с краснодарской областной элитой, сплотившейся вокруг Н. Кондратенко на почве идеологии “антисионизма”). Еще одна северокавказская “военная” республика обещает возникнуть в Карачаево-Черкессии: наиболее реальным претендентом на пост ее главы является бывший главнокомандующий сухопутными войсками, опальный генерал В. Семенов.

В СМИ появились многочисленные сообщения о принимаемых на местах жестких мерах, направленных на ограничение (вплоть до полного запрета) вывоза из регионов сельхозпродукции и продуктов питания ввиду резкого ухудшения ситуации на локальных продовольственных рынках. Региональные лидеры начали всерьез рассматривать идею скорейшего принятия конституционного закона о созыве Конституционного собрания, который они намерены использовать для давления на Центр в том случае, если требования регионов останутся за кадром конституционного процесса.

ПЕРЕДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

Одной из основных причин обострения политической борьбы в российских верхах стало резкое сужение возможностей влияния генерации политиков-реформаторов (А. Чубайса, Б. Немцова, Е. Гайдара и др.). Заметное снижение лоббистских ресурсов либерально-радикальной группировки и усиление роли нынешней правительственной команды наглядно иллюстрируется динамикой рейтингов влияния ведущих российских банкиров. Так, финансисты, которые считались опорой политиков-”младореформаторов”: В. Потанин, М. Прохоров (онэксимовская группировка), Б. Березовский, слывший “кассиром семьи президента”, – в последних рейтингах “съехали” из первой десятки на весьма низкие рейтинговые позиции внизу списка. Лидеры финансовых групп, тесно связанные с нынешней центробанковской командой и с “московской группой”: А. Бородин (“Банк Москвы”), А. Казьмин (Сбербанк), А. Смоленский (СБС), В. Гусинский (“Мост-медиа”, негласно продолжает контролировать Мост-банк), Н. Раевская (Автобанк) – заняли наиболее высокие места в последних рейтинговых таблицах. Возглавляемые ими банки получили весьма солидную денежную поддержку от Центробанка для проведения клиринга и расширения филиальной сети. Выросли рейтинги влияния руководителей Альфа-банка (М. Фридмана и П. Авена), которые поддерживают контакты с новым левоцентристским руководством экономического блока правительства, в частности с Ю. Маслюковым.

Альфа-банк активно включился в передел собственности заметно ослабевшей финансово-промышленной группы В. Потанина. Альфа-банк, по сообщениям прессы, намерен также принять участие в дележе филиальной сети Инкомбанка в регионах Поволжья, в Ставрополье и Западной Сибири.

Активную роль в начавшемся новом витке передела собственности и сфер экономической власти начал играть “Газпром”, который также резко пошел вверх в рейтингах влияния.

Политические позиции “Газпрома” заметно укрепились после принятия Думой закона о газоснабжении в РФ, предусматривающего нераздельность газотранспортных сетей и добывающих предприятий “Газпрома”. Укрепление позиций “Газпрома” выразилось и в проведенном на минувшей неделе аукционе по продаже 2,5% акций “Газпрома”, которые были приобретены немецким концерном “Рургаз”, что может привести к значительному усилению независимости “Газпрома” от государства и различных политических группировок.

“Газпром” начал проявлять повышенное внимание к процессу передела собственности ослабевших в результате кризиса финансово-промышленных групп. По инициативе газпромовского руководства начался передел известного авиамоторного предприятия “Пермские моторы”, входящего в состав потанинской финансово-промышленной группы “Интеррос”. В расширении и укреплении газпромовской империи может оказаться заинтересованным один из наиболее вероятных претендентов на президентский пост – Ю. Лужков, который, как выяснилось, продолжает негласные переговоры с руководителем фракции НДР А. Шохиным, представляющим интересы нынешнего руководителя “Газпрома” Р. Вяхирева.

Тенденция к наращиванию лоббистского потенциала новой правительственной команды продолжает усиливаться в связи с последними шагами правительства и ЦБ в области реорганизации банковской системы, реализации так называемого бюджета развития и с мерами, которые намечает Кабинет для привлечения иностранного капитала в российскую экономику. Создаваемые для воплощения этих планов новые структуры такие, как Российский банк развития (РБР), Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), некое государственное страховое инвестиционное агентство, о замысле создания которого заявил премьер Е. Примаков 14 декабря на встрече с иностранными инвесторами, обещают стать мощными центрами притяжения для лоббистов из самых различных хозяйственных и финансовых кругов.

ПРАВИТЕЛЬСТВО И ОППОЗИЦИЯ

Возросшая активность президента стала для правительства неприятным напоминанием о том, что время авансов, которое было ему отпущено, заканчивается, а пространство для маневрирования начало резко сужаться.

После возвращения Б. Ельцина в активную политическую жизнь российский Кабинет, деятельности которого на минувшей неделе исполнилось 100 дней, начал сталкиваться с теми же проблемами и ограничителями, с которыми постоянно встречались прежние правительства. Речь идет о необходимости постоянного лавирования между Кремлем и Думой по проблемам налогов и бюджета, между президентом, подозревающим Кабинет в сговоре с оппозицией, и недоверием думцев, считающих правительство не более чем инструментом деятельности президента и его Администрации.

Тенденция к воссозданию уже опробованной в 1993 – 1997 гг. системы “суперпрезидентской” республики начала особенно заметно выступать на первый план в дискуссии вокруг бюджета-99. Правительство, убеждая Думу принять бюджет в его нынешнем виде, фактически постоянно намекает, что в противном случае вышедший из тени Б. Ельцин разгонит нынешний левоцентристский Кабинет и вновь призовет радикалов-реформаторов.

Со стремлением левых сохранить свое хотя бы номинальное присутствие в правительстве и не вызвать при этом слишком громкого скандала ввиду вновь усилившейся зависимости правительства от президентских структур и связаны особенности начавшегося обсуждения нового проекта бюджета.

В частности, Дума и Кабинет в ходе этого обсуждения усиленно создают картину полного единства практически по всем вопросам. Этим депутаты как бы показывают, насколько близко им правительство и предупреждают президента, что в случае инициирования им очередных перетрясок Кабинета возникнет ситуация, чреватая новым затяжным правительственным кризисом.

В то же время это единодушие во многом носит декоративный характер. Депутаты исходят из того, что реальное содержание бюджета будет определяться не его проектом, а системой налоговых законоположений. Реальные дебаты по бюджетным проблемам оказались перенесены в сферу кулуарного обсуждения. Так, в прошедшую пятницу первый вице-премьер Ю. Маслюков вступил в острый конфликт со своей фракцией КПРФ, когда часть ее наотрез отказалась голосовать за проект бюджета в том случае, если правительство, выделившее 15 млрд руб. на реструктуризацию банковской системы, не возьмет на себя аналогичных обязательств, способствующих компенсации потерь, понесенных социально уязвимыми слоями в результате кризиса. Не исключено, что аналогичные проблемы будут возникать у правительства и при закулисных переговорах с другими думскими фракциями.

В то же время, действуя кулуарными методами, Дума едва ли может всерьез рассчитывать на то, что ей удастся действительно укрепить крайне уязвимые позиции правительства. В случае провала экономической политики правительства в результате слишком жесткого исполнения бюджета и начала массовых волнений или срыва в инфляционную пропасть Б. Ельцин вполне способен провести перестановки в правительстве и заменить если не премьера, то левоцентристскую часть правительства, руководителей социально-экономического блока. При этом на коммунистов и их представителей в правительстве предполагается взвалить ответственность не только за обострение политической ситуации в стране, но и за ухудшающееся экономическое положение.

Сложная обстановка, сформировавшаяся вокруг нынешнего правительства, делающего определенные успехи в сфере перераспределения экономической власти и собственности в пользу тесно связанных с ним лоббистских группировок, но в политике продолжающего балансировать между левыми и правыми, после возвращения Б. Ельцина в политику явно начала все больше раздражать и разочаровывать руководство Компартии. Последнее, видимо, рассчитывало на то, что правительству удастся утвердиться в качестве самостоятельного политического игрока. Активное включение действующего президента в политический процесс, скорее всего, разрушило эти планы.

ПРЕЗИДЕНТ И ЭЛИТА

Хотя президент в течение минувшей недели продолжал вживаться в свой новый имидж политика, обретшего второе дыхание, и наращивал свое присутствие в российской политике, в целом перспектива его политической реанимации рассматривается в политических и политологических кругах со значительной долей скепсиса. Сделав жесткие заявления и приняв не менее жесткие – на грани конфронтации – решения (такие, как приведение в повышенную боеготовность войск на южных границах России, посылка кораблей Тихоокеанского флота в Персидский залив) в период иракского кризиса, он попытался предстать в роли защитника российских интересов от посягательства на них со стороны США. Однако его поведение было воспринято, скорее, лишь как дань бессмысленному ритуалу, не имеющему ничего общего с действительностью. Столь же демонстрационными были выступление Б. Ельцина с речью перед сотрудниками ФСБ по случаю Дня чекиста, прием президентов Белоруссии и Хорватии, церемония принятия верительных грамот от иностранных послов.

Б. Ельцин попытался вернуться к своему традиционному политическому стилю нагнетания неопределенности как в отношении своих стратегических планов, так и в отношении тех или иных частных комбинаций, взаимоотношений с основными политическими субъектами.

Расчет Б. Ельцина, окружившего себя спецслужбистами и громко объявившего о намерении начать беспощадную борьбу с коррупцией, политическим экстремизмом, разжиганием национальной розни и т.д., заключался, очевидно, в том, чтобы вновь заставить российскую элиту замереть в напряженном, подвешенном состоянии. Однако характерной особенностью минувшей недели стало то, что президент впервые столкнулся с откровенным сопротивлением части российской элиты его попыткам вновь взять ситуацию под контроль. Сначала он получил при всеобщем одобрении российской прессы публичную пощечину от А. Солженицына, отказавшегося от ордена Андрея Первозванного. Затем в московских газетах был широко растиражирован демарш лондонской газеты “Дейли Мэйл”, внесшей Б. Ельцина в черный список политиков, в вину которым вменяется нарушение прав человека.

Наконец, Ю. Лужков, организовав учредительный съезд “Отечества”, прошедший в атмосфере жесткой критики итогов предшествующего реформаторства и фактически обвинивший Б. Ельцина в разрушении всего хорошего, что досталось России от советской эпохи, дал ясно понять, что больше не рассматривает действующего президента в качестве авторитетного лидера.

Неудачей закончились попытки сплотить вокруг президента в качестве его политической опоры правоцентристский блок. Из блока, по сути дела, вышли С. Кириенко, успевший зарегистрировать собственное движение “Новая сила”, и Б. Немцов, зарегистрировавший свою “виртуальную” партию “Россия молодая”. В то же время собственно правоцентристский блок зарегистрироваться так и не успел, и теперь его инициаторы должны либо отказаться от участия в парламентских выборах, либо примкнуть к одной из уже существующих политических группировок, среди которых ни “Новая сила”, ни “Россия молодая”, вероятно, не смогут к ближайшим выборам набрать солидный вес. Тем более, что фактически все финансовые ресурсы оказались, по сути дела, уже поделенными между главными политическими игроками.

Серьезные проблемы возникли на минувшей неделе и в НДР, где чуть было не произошел раскол после жесткой критики В. Черномырдиным попыток А. Шохина договориться о вхождении “Нашего дома” в “Отечество” или хотя бы о тесном сотрудничестве между двумя организациями.

Итак, попытка Б. Ельцина вернуть себе роль центра принятия важнейших политических решений не нашла заметного сочувствия не только у широких слоев общества, но и у большинства элитных группировок, усматривающих в действиях главы государства лишь стремление к политическому самовыживанию, не имеющее стратегической перспективы.

Несмотря на то что президентское окружение устами О. Сысуева на сессии Конгресса муниципальных образований России прокламировало возвращение президента к прежней роли верховного арбитра российской политической элиты, сама элита явно продемонстрировала, что более не нуждается в подобных услугах. По мнению ряда аналитиков, этот поворот в политической истории России вполне закономерен. Причем дело не только в том, что Б. Ельцин окончательно израсходовал политический потенциал и не имеет реальной возможности выполнять прежние функции, поддерживать созданное им здание “суперпрезидентства”, “выборной монархии”. Главное состоит в глубоком кризисе самой этой модели, ориентированной на воспроизводство отчужденных отношений между обществом и властью, на ограничение диалога между ними. Аналитики считают, что главная проблема, которая стоит перед политической системой страны, заключается в мобилизации общества для поддержки лидера, который способен справиться с системным кризисом. Без массовой поддержки снизу политические усилия тех, кто хочет взять на себя груз по выводу страны из кризиса, обессмысливаются, теряют свое содержание, превращаются в частные тривиальные эпизоды.

Департамент политического мониторинга

Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

БЛАЖЕН АЛЧУЩИЙ И ЖАЖДУЩИЙ ПРАВДЫ
ЧТО БЫЛО, ЧТО БУДЕТ
МЕСЯЦЕСЛОВ
СТУДЕНТЫ ПРОТЕСТУЮТ
РЫБИЙ ТЕЛЕВИЗОР
ЭТЮД В ЧЕРНО-БЕЛЫХ ТОНАХ
ЭВЕРЕСТЫ ВДОХНОВЕНИЯ
ВСПОМНИ ИМЯ ПРАДЕДА
В ОЖИДАНИИ НОВОГОДНЕГО ПРАЗДНИКА
ЗИМНЯЯ ГРОЗА
ВОЛГОГРАДСКАЯ НИЛОВНА
Какие выводы должна сделать Россия из американо-иракского кризиса?
ДОБРАЯ ОДЕЖДА
ДВОЙНОЙ АМЕРИКАНСКИЙ СТАНДАРТ
АМЕРИКАНСКАЯ БЫЛЬ
ОТ ПРОИЗВОЛА НЕ ЗАЩИЩЕН НИКТО
РОССИЙСКОМУ КРАСНОМУ КРЕСТУ – 130 ЛЕТ
НАША ЗАДАЧА – ПОСТРОЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЗИМНИЕ ХИТРОСТИ
ЛЕВЫЕ СПОСОБНЫ ПОБЕДИТЬ НА ВЫБОРАХ
ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ДЕМОКРАТОМ БЫТЬ ОБЯЗАН


««« »»»