БЛАЖЕН АЛЧУЩИЙ И ЖАЖДУЩИЙ ПРАВДЫ

На территории древнего Новодевичьего монастыря столицы, близ стен Смоленского собора, покоится прах одного из основателей Союза благоденствия и Южного общества Матвея Ивановича Муравьева-Апостола.

Вот что писала о смерти одного из представителей движения декабристов московская газета “Новости” от 27 февраля 1886 г.:

“В Москве, в храме св. Бориса и Глеба, у Арбатских ворот, 27 февраля происходило отпевание девяностопятилетнего старца, одного из последних декабристов, Матвея Ивановича Муравьева-Апостола. Отпевание совершил настоятель Иерусалимского подворья архимандрит Арсений с двумя священниками. По окончании отпевания гроб от храма был вынесен родными, близкими и знакомыми покойного и на руках был несен до квартиры его в Филипповском переулке, в доме Иерусалимского подворья, в сопровождении многочисленного круга знакомых лиц из высшего общества. Перед квартирою была отслужена лития, затем гроб поставлен на погребальную колесницу, и печальное шествие направилось в Новодевичий монастырь для погребения там останков Матвея Ивановича. Покойный Матвей Иванович за участие в смутах в декабре 1825 года был приговорен к повешению, но казнь ему была заменена на лишение чинов и дворянства, каторгой без срока. В Бозе почивший император Александр II простил и возвратил Муравьева-Апостола из Сибири, ныне царствующий император в 1883 году в коронацию возвратил старцу потомственное дворянство и солдатский Георгиевский крест, полученный им за храбрость в битвах с французами, и пожаловал ему ежегодную пенсию 400 рублей, а прибывший на коронацию Черногорский князь Николай наградил его орденом Даниила 1-й степени”.

В это сообщение вкралась ошибка. Матвей Иванович прожил не девяносто пять лет, а не дожил двух месяцев до своего девяностотрехлетия. Так закончился жизненный путь одного из ярких представителей декабрьских событий на Сенатской площади. За свою долгую жизнь Матвей Иванович написал много теоретических работ, а его взгляды по земельному вопросу в России актуальны и по сей день.

КУДРЯВЫЙ МАЛЬЧИК

В Русском музее Санкт-Петербурга хранится портрет Анны Семеновны Муравьевой-Апостол с сыном Матвеем и дочерью Екатериной, написанный Жаном Лораном Монье маслом в 1799 г.

Вот как вспоминал об этом портрете Матвей Иванович: ”Монье, живописец Людовика ХVI, находился между эмигрантами, проживающими в Гамбурге. Помню, как с матушкой и сестрой Екатериной Ивановной я ездил к нему и он снимал с нас портреты”. На холсте изображен кудрявый мальчик в красном костюмчике. В руке роза – символ чистоты и безмятежности, прекрасная детская головка опирается на мамино плечо. Глядя на портрет, чувствуешь, что его писал хороший мастер. Да это и неудивительно, так как семья Муравьевых-Апостолов была богата и влиятельна не только в России, но и в Европе. Знали бы родители, что произойдет с их сыновьями через четверть века. Матери не суждено было знать о трагедии семьи, так как она скончалась в 1810 г., а отец сполна испил чашу горя, свалившегося на него. Но он всегда стремился воспитывать своих детей в духе патриотизма. Он говорил: “Выращу детей, достойных быть русскими, достойных умереть за Россию”. Иван Матвеевич Муравьев-Апостол прожил долгую жизнь (умер в 1851 г. в возрасте восьмидесяти шести лет) и был свидетелем пророчества своих слов.

После декабрьского восстания жизнь Матвея Ивановича круто изменилась и была усыпана отнюдь не лепестками роз, а шипами. Надо сказать, что и этот путь Матвей Иванович, кстати, названный в честь своего деда, прошел с достоинством.

КАТОРЖАНИН

В декабре 1825 г. в Полтавской губернии провалилось восстание Черниговского полка. Руководитель восстания Сергей Иванович Муравьев-Апостол был арестован, а затем вместе с товарищами П.И. Пестелем, К.Ф. Рылеевым, М.П. Бестужевым-Рюминым, П.Г. Каховским был приговорен к смертной казни. После поражения восстания Черниговского полка был ранен, а затем застрелился младший брат Ипполит Иванович.

В июле 1826 г. пятеро декабристов были повешены. 31 человека приговорили к смертной казни отсечением головы. В этом списке оказался и Матвей Иванович. Впоследствии казнь была заменена пожизненным заключением. Затем императорская милость снизошла до заключенных и вечная каторга была заменена двадцатью годами лишения свободы.

Двадцать лет, как теперь говорят, от звонка до звонка, провел Матвей Иванович на каторге в Вилюйске, Бухтарминске, а затем на поселении в Ялуторовске. В день коронации Александра II, 26 августа 1856 г., был издан Манифест, в котором объявлялась амнистия декабристам.

24 сентября 1856 г. ссыльный декабрист Иван Иванович Пущин пишет письмо из Ялуторовска Наталии Дмитриевне Фонвизиной: “Сегодня пишу тебе, заветный друг, два слова в Нижний. Не знаю, даже, застанет ли листок тебя там, я сейчас еду в Тобольск хлопотать о билетах насчет выезда”.

В этом же письме Пущин восклицает: “Хочется скорее за Урал”. А через два дня Иван Иванович в очередном письме сообщает: “24 сентября в 6 часов после обеда я с Матвеем отправился в Тобольск в виде опыта, чтобы достать визы всем малолетним дворянам ялуторовским”.

Матвей Иванович Муравьев-Апостол выехал в Москву 1 декабря 1856 г. Из тридцати четырех остальных поселенцев смогли выехать в европейскую часть России лишь шестнадцать человек. Многие остались навечно лежать в Сибири, а у некоторых просто не хватило средств да и жизненных сил для возвращения в родные края.

ДАРИТЕЛЬ

После сибирской ссылки Матвей Иванович поселился сначала в Твери, а затем до конца дней своих – в Москве.

Похоронили Матвея Ивановича на территории старого Новодевичьего кладбища за трапезной Успенской церкви. В 1935 г. при реконструкции кладбища прах был перезахоронен у Смоленского собора, рядом с могилой товарища по борьбе Сергея Петровича Трубецкого, скончавшегося 22 ноября 1865 г. У них даже и надпись на памятнике одна: “Блажен алчущий и жаждущий правды – как той и насытиться”.

Достаточно беглого взгляда на памятник, чтобы обратить внимание на высеченную из благородного камня раскрытую книгу. Она здесь не случайно. У Матвея Ивановича не было прямых наследников, и он 5 марта 1884 г. завещал Московскому университету 25 тыс. руб. наличными. В то время это были колоссальные средства. И лишь через тринадцать лет, 8 июля 1897 г. состоялась закладка здания новой университетской библиотеки, в фундамент которой замуровали доску с текстом, вещавшим, что здание строится на средства, пожертвованные М.И. Муравьевым-Апостолом и другими гражданами. Не удивительно, что и поныне к памятнику возлагаются цветы. Это дань признательности человеку, вся жизнь которого состояла из благородных деяний и великодушия.

Евгений ИВАНОВ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЗИМНИЕ ХИТРОСТИ
ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ДЕМОКРАТОМ БЫТЬ ОБЯЗАН
Какие выводы должна сделать Россия из американо-иракского кризиса?
ЧТО БЫЛО, ЧТО БУДЕТ
ДВОЙНОЙ АМЕРИКАНСКИЙ СТАНДАРТ
СТУДЕНТЫ ПРОТЕСТУЮТ
ОТ ПРОИЗВОЛА НЕ ЗАЩИЩЕН НИКТО
ЭТЮД В ЧЕРНО-БЕЛЫХ ТОНАХ
НАША ЗАДАЧА – ПОСТРОЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ВСПОМНИ ИМЯ ПРАДЕДА
ЛЕВЫЕ СПОСОБНЫ ПОБЕДИТЬ НА ВЫБОРАХ
ЗИМНЯЯ ГРОЗА
НАЧНИ С СЕБЯ!
МЕСЯЦЕСЛОВ
РЫБИЙ ТЕЛЕВИЗОР
ЭВЕРЕСТЫ ВДОХНОВЕНИЯ
В ОЖИДАНИИ НОВОГОДНЕГО ПРАЗДНИКА
ВОЛГОГРАДСКАЯ НИЛОВНА
ДОБРАЯ ОДЕЖДА
АМЕРИКАНСКАЯ БЫЛЬ
РОССИЙСКОМУ КРАСНОМУ КРЕСТУ – 130 ЛЕТ


««« »»»