МАРТИН ШАККУМ:

Работа – сильным,

Защита – слабым,

Забота – детям:

ВСЕ ТАК И БУДЕТ!

Накануне выборов 6 декабря в Государственную Думу по Люблинскому избирательному округу к президенту Фонда “Реформа” Мартину Шаккуму регулярно обращаются журналисты центральных изданий. Сегодня мы публикуем ответы Мартина Шаккума на некоторые, наиболее актуальные, с точки зрения избирателей, вопросы журналистов.

– В былые годы начальственные кабинеты украшались портретами членов Политбюро, а у Вас, Мартин Люцианович, в углу – икона. Это что – веяние времени, дань моде?

– Сегодня я не вижу в России государственного деятеля, чей портрет мне бы хотелось повесить у себя в кабинете. А на иконе изображен святой Мартин, который покровительствует мне во всех делах.

– Вы верующий?

– Сложный вопрос. Я вырос в обстановке воинствующего государственного атеизма, поэтому истинно верующим в тех условиях стать было непросто. Мое образование и жизненный опыт все-таки способствовали формированию у меня материалистического мировоззрения. Трудно перековаться на пятом десятке. Именно по этой причине я с некоторой долей скептицизма смотрю на бывших заведующих отделами ЦК КПСС, которые сегодня старательно отбивают поклоны перед телекамерами. Все-таки вера – дело глубоко личное, не имеющее ничего общего с политическими спекуляциями. Я не строю из себя набожного человека, но эта икона дорога мне как подарок, который вручил мне настоятель храма из города Заволжска.

– Плюшевая собака на Вашем столе – тоже подарок?
– Да. Я очень люблю собак. У меня дома всегда были собаки.
– Охотитесь?

– Нет, я предпочитаю рыбалку, а не охоту. По большому счету, у меня в жизни три приоритета: дети, работа и рыбалка. Все свободное время, которое у меня выдается, провожу со спиннингом. В 1993 году я установил абсолютный рекорд Волги, поймав трех самых крупных сомов, один из них потянул на 71 килограмм. Правда, в последние годы на Волге сомов становится все меньше и меньше по причине ухудшения экологической обстановки и разнузданного браконьерства.

В последнее время я переключился на белугу. Мне достался экземпляр в 280 килограммов – это абсолютный рекорд.

– Наверное, если Вы станете депутатом Государственной Думы, времени на рыбалку уже не останется. Не жалеете? А вообще, скажите честно, для чего, по Вашему мнению, люди идут в политику?

– Для меня политика не способ решения личных проблем. Мне и так уже многое удалось сделать. Я руководил крупными производственными коллективами, занимался космическими исследованиями и высокими технологиями, защитил кандидатскую диссертацию и сейчас работаю над докторской по проблеме устойчивого развития российской экономики. Мне 47 лет, и я уже немало повидал в этой жизни. Но у меня есть дети: дочке 13 лет и сыну 8 месяцев. И я действительно – это не высокие слова! – хочу, чтобы мы жили в богатой и процветающей стране, а не в какой-то банановой республике, куда будут периодически наведываться мальчики из МВФ и диктовать свои условия. Наш Фонд “Реформа” обладает уникальным научным, интеллектуальным потенциалом. И я иду в политику, чтобы эти знания приложить к делу.

– Полагаете, Мартину Люциановичу Шаккуму сподручно в Думе защищать интересы России и русских?

– Вас смущают мое имя и фамилия? Моя бабушка по отцовской линии – коренная волжанка, прадед был первым кулачным бойцом на Волге-матушке, материнская родня – крестьяне из Амурской области. Дед у меня был латыш, и я им очень горжусь. Он был капитаном крупнейшего на Каспии танкера. Он трагически погиб в 35 лет, но успел многое сделать. Мой дед обладал необычайной силой воли и мог подчинить себе практически любого. Дед на спор подходил к первому встречному и говорил: ”Ты падаешь, падаешь, падаешь!” – и человек валился на землю как сноп.

Дед мастерски управлял танкером. Про него говорили: “Он так пришвартуется, как причал поцелует”. Незадолго до гибели дед сказал моему отцу: ”Люциан, если люди скажут тебе, что ты подлец – это еще не конец света. Но если ты сам скажешь себе, что ты подлец, то дальше жить не стоит”. Этим принципом я руководствуюсь всю свою жизнь.

– Некоторые политологи говорят, что для Мартина Шаккума эти выборы – всего лишь возможность попробовать свои силы и напомнить о себе перед предстоящими выборами президента.

– Я не буду участвовать в президентских выборах 2000 года. Мне уже приходилось говорить, что сегодня центр тяжести власти смещается в нижнюю палату парламента. Дума может многое сделать: не допустить экономического коллапса, распада Федерации, гражданской войны. А главное – принять бюджет, достаточный для обеспечения достойной жизни граждан и национальной безопасности страны. Так что в 1999 году вновь буду баллотироваться в Государственную Думу.

– Наши политики говорят много и расплывчато. Вы можете одной фразой обозначить Вашу политическую программу?

– Я сделаю все, чтобы россияне могли зарабатывать себе на достойную жизнь честным трудом.

– Говорят, что депутат Государственной Думы – это не столько политик, сколько завхоз, занимающийся конкретными проблемами своего округа. Согласны?

– Прежде всего, депутат – это политик федерального уровня. Люди старшего поколения еще помнят дискуссию о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Так вот, в одном, отдельно взятом округе нельзя обеспечить процветание, если по всей стране царит разруха. Невозможно сделать так, чтобы в одном округе люди жили достойно, если по стране минимальная зарплата установлена на уровне 83 рублей в месяц. Поэтому первое, чего я намерен добиваться, – это наведение государственного порядка в сфере экономики. Хватит обогащать коррумпированных чиновников, теневых “бизнесменов”, водочных “королей” и тому подобную публику. Заблуждается тот, кто полагает, что навести порядок демократическими методами невозможно. В Соединенных Штатах президент Рузвельт за один год подавил коррупцию и бандитизм, не нарушая прав честных граждан…

– То есть в его правительстве не было чиновников, которые, как господа Чубайс и Кох, “одни банки любят больше, чем другие”?

– Нет, он сразу же пообещал отправить на 10 лет в тюрьму тех чиновников, которые не забудут дорогу на Уолл-Стрит. Наш механизм воровской, коррумпированной экономики как раз и основан на союзе крупных бизнесменов и коррумпированных чиновников. Получается, что государство обслуживает не интересы народа, а интересы отдельных представителей спекулятивного бизнеса. Последний скандал с Березовским особенно ясно показал, что у каждого крупного бизнесмена есть свои люди в ФСБ, МВД, Генеральной прокуратуре, Администрации президента. А мы еще удивляемся росту заказных убийств и тому факту, что заказчики остаются на свободе.

– Трагическая гибель Галины Старовойтовой не заставила Вас отказаться от своих политических планов?

– Могу напомнить известные слова Льва Толстого. Если дурные люди сильны за счет того, что они едины, то и честным людям надо сделать то же самое – объединиться. Для того я иду в Государственную Думу, чтобы совместно с другими честными депутатами изменить ситуацию в стране.

– Но все-таки, каковы главные проблемы Вашего округа?

– Социологи Фонда “Реформа” их уже определили. Это безработица и, как следствие, низкий уровень жизни. Это экологические проблемы, пожалуй, самые тяжелые в Москве. Это высокий уровень преступности. Это состояние жилого фонда, проблемы очередности сноса пятиэтажек и расселения коммуналок. И я намерен добиваться справедливого решения этих проблем. Не дожидаясь результатов выборов, мы уже начали совместно с префектурой Юго-Восточного округа реализацию конкретной программы по выводу предприятий округа из кризиса. Некоторые предприятия можно оживить, другие придется перепрофилировать. Специалисты Фонда “Реформа” умеют это делать профессионально.

– А какие пути борьбы с уличной преступностью Вы видите?

– Знаете, я подчас вспоминаю свое детство. Я ведь вырос в рабочем поселке в довольно хулиганской среде. И в наше время существовала уличная преступность. Но здесь есть отличия. В мое время “профессия” бандита не имела романтического ореолома. О таких людях говорили, что они в жизни поскользнулись, свернули на кривую дорожку. А сейчас послушаешь иных молодых людей и кажется, что они ждут-не дождутся, чтобы, вырвавшись из-под родительской опеки, побрить себе макушку и отправиться на вещевой рынок собирать дань с торговцев. В свое время президент Рузвельт, о котором уже шла речь, сумел заинтересовать писателей и режиссеров идеей создания образа крутого парня из ФБР и полиции: предоставил в их распоряжение секретные полицейские архивы, выделил необходимые средства. И не в последнюю очередь благодаря этому подавил организованную преступность. А у нас все наоборот. По заказу Гостелерадио снимают фильм “Брат”, в котором главный герой, вернувшись из Чечни, осваивает “профессию” киллера – такой вот “пример для подражания” для нашей молодежи…

Нужно принять такие законы, создать такую атмосферу в обществе, чтобы жить честно было престижно и почетно, а грабить и воровать – и опасно, и стыдно и себе дороже.

Почему молодые люди пополняют ряды криминалитета? От невозможности заработать себе на достойную жизнь честным трудом, от чувства безнадежности. Нужно создать для молодых людей рабочие места, предоставить им возможность честно трудиться. Например, при содействии Фонда “Реформа” в Зеленограде был открыт автоцентр “Центурион”, в котором установлено самое современное французское оборудование. Среди тех, кто получил там рабочие места, есть и трудные подростки. В коллективе к ним относятся внимательно, потому что понимают: ребята выбирают свою судьбу…

– Вы получаете тысячи писем. Что больше всего волнует избирателей?

– Знаете, есть одна очень важная проблема, на которую у нас не обращают достаточного внимания. В мое время вокруг каждого дома были дворы. Сейчас дворов нет и детям негде гулять, негде играть. Нужно строить детские площадки, стадионы, хоккейные поля, спортивные комплексы. Нужно рекламировать здоровый, спортивный образ жизни. Посмотрите на нашу рекламу на радио и телевидении. Куда нас зовут? В рестораны, казино, ночные клубы…

– А Вы сами занимались спортом?

– В молодости занимался боксом. Чемпионом не стал, но это мне здорово помогло в жизни.

– Президент Ельцин сделал элитарный теннис правительственным видом спорта. Юрий Лужков, которого Вы поддерживаете, отдает предпочтение более демократичному футболу. А Вам что ближе?

– Лично для меня футбол значит очень много. Я болею за “Спартак” с самого детства, и, вообще, моя жизнь связана со “Спартаком”, поскольку Фонд “Реформа” помогал этому клубу. Последний матч со “Штурмом” меня огорчил, но в целом в матчах Лиги чемпионов “Спартак” показывал игру высокого класса. Я все же верю в его успех.

– В политике, как и в футболе, даже самым достойным не всегда все удается. Если Вам и Вашим единомышленникам не удастся переломить ситуацию в стране, что Вы будете делать?

– Богатую и процветающую Родину любить легко. Но мы должны, как сказал поэт, “любить Россию в непогоду”. Не сомневайтесь: мы сможем переломить ситуацию в стране, запустить созидательные процессы, реализовать программы создания рабочих мест и развития наукоемкого производства. Словом, превратить Россию в великую и процветающую державу. И я сделаю все, чтобы оправдать доверие избирателей округа, с тем чтобы и после выборов 1999 года отстаивать их интересы в Государственной Думе.

– Какая книга лежит сейчас на Вашем столе?

– “Социальная справедливость” Герберта Спенсера издания 1864 года. Социальная справедливость – это суть моей политической программы.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

СДЕЛАЕМ СВОЙ ВЫБОР!
ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ ДЛЯ ВОЕННЫХ?
ПОД УДАР ПОПАДАЮТ ЛУЧШИЕ
НЕХОРОШАЯ КВАРТИРА
Как сделать выборы честными?
ПОРТРЕТ СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА
НАШ КАНДИДАТ!
ЛЕГКО ЛИ ЖИТЬ ПЕНСИОНЕРУ?
Лучший подарок детям
СОБАКА БЫВАЕТ КУСАЧЕЙ ТОЛЬКО ОТ ЖИЗНИ СОБАЧЬЕЙ.
ДЕКАБРЬ – “ШАПКА ЗИМЫ”
Ряды сторонников растут
БУДЕТ РАБОТАТЬ НЕ ЩАДЯ СВОИХ СИЛ
Поклон ветеранам
Письма
УХА ОТ ШАККУМА: ТРОЙНАЯ С ДЫМКОМ
БУДЬ ЗДОРОВ И НЕ КАШЛЯЙ!
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
ГОЛЬ НА ВЫДУМКИ ХИТРА
БЫЛА БЫ ГОЛОВА НА ПЛЕЧАХ
ПОЧЕМУ Я ПОДДЕРЖИВАЮ МАРТИНА ШАККУМА


««« »»»