МАРТИН ШАККУМ: ОНИ ЖИВУТ В ДРУГОЙ СТРАНЕ

На вопросы корреспондента “Социалистической России” о ситуации в стране и первых шагах нового Кабинета отвечает председатель Социалистической народной партии России Мартин Шаккум.

– Трудно передать то внутреннее напряжение, с которым я и многие мои коллеги слушали первое публичное выступление нового премьера. Все понимают: слишком велики ожидания и слишком велика цена возможной неудачи. У меня осталось двойственное ощущение: с одной стороны, как будто сказана правда, но с другой – не вся правда. А еще некая декларативность заявлений типа: “Накопленные нелегким трудом сбережения трудящихся будут надежно защищены”. Неужели это и есть тот “момент истины”, которого мы все так ждали?

– Такое впечатление, что существуют два мира, которые нигде между собой не пересекаются. В одном мире правительство, политики и средства массовой информации, их слова, обещания, интриги, скандалы. А в другом – народ и его повседневная жизнь. Похоже, ни в правительстве, ни среди депутатов, ни среди ученых-экономистов нет и намека на консенсус относительно того, что же действительно происходит в экономике страны. А без такого консенсуса очень трудно предпринять реальные шаги по выходу из кризиса.

В России сложилась ситуация, когда никакие экономические законы уже не действуют. Бесполезно предсказывать, например, каким будет курс рубля по отношению к доллару завтра. Он будет таким, каким это выгодно очень узкой группе банкиров и других игроков на межбанковском валютном рынке.

Важно понять: 17 августа рухнул не только рубль, не только пирамида ГКО; произошел обвал в так долго выстаивавшейся Системе. Изначально это был карточный домик, который в своей основе строился на чуждых нам принципах, строился нечестно, под одну-единственную идею: как можно больше украсть денег.

– И кто же этот дьявольский “архитектор”, которую систему такую выстроил?

– У нее был не один, а много “строителей”. Но сегодня важнее понять другое: эту систему невозможно реформировать. Как заметил один известный “имиджмейкер”, из Серого волка можно сделать нечто похожее на немецкую овчарку, ну уж никак не Красную Шапочку. Аналогичным образом созданную в России паразитическую, воровскую экономику невозможно эволюционным путем превратить в экономику созидательную. Она порочна в корне.

– Но все-таки – надо спасать банковскую систему или нет? Это ведь не какой-то абстрактный вопрос: он волнует миллионы вкладчиков.

– Сегодня в правительстве много сокрушаются по поводу краха банковской системы и практического уничтожения рынка государственных ценных бумаг. Ну и какой отсюда вывод? Срочно их спасать? Или все-таки спасать сбережения граждан? Тогда каким образом? Об этом в выступлении Примакова ничего не говорится.

Спасать надо сбережения граждан. Соответствующий механизм должен быть разработан государством. То, что предлагал до настоящего времени Центральный банк, на деле приведет к значительному обесценению вкладов.

Теперь что касается самих банков. После того, что произошло 17 августа, большинство банков выжить уже не смогут. И всякие попытки продлить их агонию нанесут экономике дополнительный ущерб. Банковская система, выстроенная опережающими темпами по отношению к реальному сектору, развивающаяся на фоне свертывания реального сектора, неизбежно превращается даже не в какое-то кровососущее насекомое, а в настоящего вампира, высасывающего из экономики всю кровь. А система государственных ценных бумаг служит той питательной средой, в которой этот вампир только и может существовать. И, откровенно говоря, я не пойму, зачем надо ее спасать? Чтобы сохранить этот паразитический, спекулятивный рынок, чтобы и дальше выплачивать дань Дракону, обогащая олигархов и обескровливая реальный сектор?

– Послушайте, что предлагает Егор Гайдар: “Отдельные несостоятельные российские банки с большим числом клиентов лучше продать за один доллар тому международному финансовому институту, который пообещает гарантировать вклады населения в эти банки”.

– Его бы устами да мед пить! Мне уже приходилось говорить, что в своем большинстве наши банки – это головки сыра после нашествия мышей: красивые снаружи, выеденные изнутри. Никаких средств на их счетах уже практически нет. Все, что было ими заработано в результате игры на ГКО, получено от государства и частных вкладчиков, уже давно конвертировано в твердую валюту и вывезено за рубеж.Трудно представить, чтобы нашлись зарубежные финансовые институты, готовые взять на себя их долги. У Гайдара все та же убежденность, что “Запад нам поможет”, не считаясь с собственными интересами. Но это иллюзия! За все годы “реформ” никакой реальной помощи России не поступило. На России активно делали деньги, обременяя нас все большим количеством долгов. Те западные банки, которые были допущены в экономику России, незамедлительно начали высасывать средства из страны, а не инвестировать их. И предложения г-на Гайдара приведут только к ускорению этого процесса.

Выскажу совсем уж крамольную мысль: да не надо держаться за эти “финансовые институты”! Они уже насосались крови из экономики и сами от нее отпадут, подобно известным насекомым! Давайте попробуем – ну хотя бы в качестве эксперимента – перейти к системе Государственного банка. Увидите, как бросятся предприятия открывать там счета!

– Давайте конкретно. Есть, к примеру, банк СБС-Агро, у него более 5 миллионов частных вкладчиков. А руководитель этого банка г-н Смоленский заявляет: я вам ваши вклады выплатить не могу. Ну известно: кто хочет делать дело – ищет средства, кто не хочет – ищет причины. Причин у него тысячи: Дубинин что-то не так делал, Кириенко ошибся, вообще государство не ту политику проводило и т.д. А в результате деньги вкладчикам он платить не хочет, поскольку, мол, денег у него нет. Для беспроцентного кредитования гг.Чубайса, Евстафьева и иже с ними деньги у него были, а для нас нет. А куда он дел те же деньги, заработанные на ГКО, он не уточняет. Ну так и поступи честно: объяви себя банкротом, распродай имущество( у него, кажется, дом в Австрии), расплатись с вкладчиками, а потом делай что хочешь – стреляйся, садись в долговую тюрьму и т.д. А он и банкротом себя не объявляет, и деньги не платит. Парадокс?

– Для любой страны такая ситуация выглядела бы абсурдной. А у нас она как бы нормальна. Страной правят олигархи типа Смоленского, Березовского, Гусинского, Ходорковского, Фридмана, а правительственные чиновники нанимаются к ним на службу. Что бы ни происходило в стране, эти люди становятся только богаче и влиятельнее. Ведь на банкротстве банка можно “наварить” не меньше, чем на операциях с ГКО. Эти “банкиры” защищены плотным кордоном правительственных деятелей, чиновников из МВД, ФСБ, налоговой полиции и т.д. В результате их неутомимой деятельности все представления о добре и зле в обществе оказались перевернутыми с ног на голову. Жить честно стало невыгодно и непрестижно. А вот если ты жульничаешь, воруешь – ты уважаемый член общества. В результате даже те, кто первоначально еще пытался что-то делать, либо разорились, либо ушли в “теневой” сектор.

– Похоже, все деньги в стране исчезли в “черной дыре” коммерческих банков, а на нужды реальной жизни их просто не осталось?

– На этот случай наши власти придумали изумительную по своей красоте “идеологию”: надо жить по средствам! А поскольку практически все государственные средства с помощью различных – подчас весьма изощренных – механизмов “успешно” распихали по частным карманам, у государства не осталось практически ничего. В результате “чего ни хватишься, ничего у них нет”: нет денег на медиков, нет денег на учителей, нет денег на охрану границы, нет денег на армию, даже на содержание ядерного оружия – и то денег нет.

А откуда они возьмутся? У нас не просто безработица, у нас реальный сектор практически парализован. Работают – на минимальном уровне – лишь системы жизнеобеспечения да еще отдельные сырьевые отрасли, которые гонят что-то за рубеж. У нас сворачивается налогооблагаемая база, а отсюда – нынешний куцый, “реальный” бюджет, на деле не обеспечивающий даже минимальные потребности страны и ее граждан. Это даже не бюджет выживания, это бюджет проедания будущего и медленного умирания.

– Но, может быть, если у государства нет собственных средств, ему стоило бы создать условия для привлечения в реальный сектор частных инвестиций, в том числе зарубежных?

– Вот это еще одна иллюзия! За все годы “реформ” никаких серьезных инвесторов в российскую экономику не пришло. Они и не придут! В какие отрасли они могут инвестировать? В добычу нефти? Но ее выгодней добывать где-нибудь в Арабских Эмиратах, прямо на шельфе, а не в заснеженной Тюмени за тысячи километров от крупных населенных пунктов.

В разработку золоторудных месторождений? Но их опять же выгоднее разрабатывать где-нибудь в Мали или Южной Африке – и климат лучше, и затраты на содержание инфраструктуры неизмеримо меньше, и рабочая сила дешевле. Поймите, это иллюзия, что наши природные богатства так уж привлекательны для всего мира и зарубежные компании спят и видят их разработки. А если уж они решаются прийти сюда, то только на таких условиях, когда практически все добытые ресурсы достанутся им, а российские бюджеты всех уровней получат сущие крохи, как это, кстати говоря, и предусматривается существующими соглашениями о разделе продукции.

– Однако в своей последней статье президент ЛУКОЙЛ г-н Вагит Алекперов утверждает, что у российской нефтяной промышленности есть перспективы наращивания экспорта.

– К сожалению, во всем мире наблюдается одна и та же закономерность: нефти добывают все больше, а потребляют все меньше, главным образом за счет внедрения ресурсосберегающих технологий. Только за этот год мировые цены на нефть упали почти на 40 процентов – с 20 до 12 долларов за баррель. К тому же российская нефть по качеству, как правило, уступает арабской и американской. В этих условиях эксперты прогнозируют дальнейшее снижение добычи нефти в России.

– Тогда кто же должен создавать в России рабочие места?

– Государство. И не просто рабочие места, а целые предприятия, которые будут производить ту продукцию, которую мы сегодня импортируем. Вообще, на мой взгляд, первоочередная задача правительства – освобождение от “наркотической” импортной зависимости. Сегодня в связи с нестабильностью курса рубля импортные поступления стремительно сокращаются. Завтра они вконец иссякнут, и что дальше? Опять очереди в магазинах за продуктами первейшей необходимости? Или будем просить у Запада гуманитарную помощь?

– Что же препятствует обществу осознать все это?

– Как ни печально, в значительной степени – средства массовой информации. Это еще один “параллельный мир”, существующий по своим собственным законам. Он “впитывает”, “поглощает” наиболее талантливых людей и обеспечивает им сверхкомфортные условия существования. Наши популярные телеведущие – миллионеры, в этом мало кто сомневается. А сытый голодного не разумеет. Всеми силами они будут способствовать сохранению существующего порядка вещей. А сохранить его нельзя.

– Получается, куда ни пойди – всюду тупик?

– Единственным путем сегодня может стать “взращивание” налогооблагаемой базы путем создания и государственной поддержки товаропроизводителей. Если государство не возьмется за реанимацию и создание товаропроизводителей, они никогда не возникнут сами по себе, как не возникли до сих пор. “Сами по себе” могут только обанкротиться и закрыться “последние могикане” – остатки социалистического запаса прочности российской промышленности. Поэтому необходимо в масштабах регионов определить потребности населения в товарах народного потребления и спланировать их производство на имеющихся и вновь создаваемых в рамках реализации региональных программ производственных мощностях.

– А если их производство будет нерентабельно? Мне запомнился министр экономики Яков Уринсон, который в беседе с журналистами сказал примерно следующее: “Зачем нам выращивать на российских полях тощих коров, когда дешевле закупить колбасу в той же Дании?”

– Я думаю, что время этих “экономистов”, для которых деньги и булки растут на деревьях, уже уходит. Вообще, необходимо пересмотреть ультрарыночные взгляды относительно нецелесообразности поддержания нерентабельных производств. То же сельское хозяйство: в условиях рискованного земледелия можем ли мы поручиться, что оно всегда будет рентабельно? Нет. А угольная промышленность? Едва ли. Но есть такое понятие, как национальная безопасность. И, скажем, продовольственная безопасность является ее важнейшей составляющей. В этом мы все уже имели возможность убедиться. Прежде чем решать, нужно ли нам импортировать тот или иной товар, следует подсчитать, какому количеству граждан обеспечивают рабочие места производящие его у нас “нерентабельные” предприятия, какие объемы подоходных налогов эти граждане платят. И может оказаться, что их “нерентабельность” относительна.

Естественно, по мере создания наукоемких, высокотехнологичных производств, продукция которых будет способна составить конкуренцию на мирвом рынке, можно будет осуществлять перепрофилирование нерентабельных предприятий. Но только тогда, когда российский экспорт не будет строиться исключительно на сырье. Ведь цены на сырье – самые нестабильные в мире и к тому же имеют тенденцию к снижению. Ориентироваться исключительно на сырьедобывающие отрасли – это, по меньшей мере, безответственность, если не сказать больше!

Конечно, для реализации программ создания новых предприятий и оживления существующих потребуются средства. Но как раз в этом случае денежная эмиссия будет делом допустимым, поскольку деньги будут печататься под новые товары, а не под “воздух”. И вместо финансовой пирамиды, которую строили прежние власти, мы получим финансовый колос, который вырастет из одного зерна и даст богатый урожай.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ
ВЯЧЕСЛАВ ВОРОБЬЕВ – КАНДИДАТ НА ВЫБОРАХ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ДЕСНОГОРСКА
РЯБИНА-РЯБИНУШКА
ДОЛЖНО ПРИЙТИ ПРАВИТЕЛЬСТВО НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Стихи
СУМЕРКИ КУМИРОВ
Уважаемая редакция!
БОГАТЫЕ ТОЖЕ ПЛАЧУТ. ЗОЛОТЫМИ СЛЕЗАМИ
Как Вы оцениваете кадровые назначения в правительстве?
СНПР ПОДДЕРЖИВАЕТ ВЯЧЕСЛАВА ВОРОБЬЕВА
НЕЖДАННЫЙ УЛОВ
КРЕПЧЕ ЗА БАРАНКУ ДЕРЖИСЬ…
Кризис был запрограммирован
ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
ОБРАЩЕНИЕ к трудовым коллективам, стачечным комитетам, профсоюзам, организациям и воинским подразделениям
АКЦИИ ПРОТЕСТА В РЕГИОНАХ РОССИИ
ВТОРОЙ ПАРАД СУВЕРЕНИТЕТОВ
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ. ИЛИ НИЧЕГО
С ГНЕВОМ И БОЛЬЮ!
НАУЧНЫЙ ЗАКАЗ НОВОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ
“ЕСЛИ Я ОСТАНУСЬ ЖИВ – ВЫ ПРОИГРАЛИ”


««« »»»