Тырныаузский комбинат вместе с Социалистической народной партией России готовится к забастовке

Несмотря на уверения действующей власти, положение в экономике страны продолжает ухудшаться. На грани закрытия находится крупнейший в Европе производитель стратегических металлов Тырныаузский вольфрамомолибденовый комбинат (ТВМК). Уже 10 месяцев шахтеры не получают заработную плату, правительство попросту игнорирует требования трудящихся.

Устав от бесконечных обещаний и посул, трудящиеся склоняются к выдвижению политических лозунгов, т.е. переходу к политической борьбе. Следовательно, нужна политическая сила, которая могла бы стать лидером политической борьбы. В качестве такой силы все чаще рассматривается Социалистическая народная партия России. Организованность, деятельность и программные установки СНПР привлекают к ней честных и порядочных людей.

Именно так и произошло на ТВМК. На организационном собрании СНПР председателем Тырныаузской организации партии избрана Марина Зведре – активный член забастовочного комитета ТВМК, человек, известный в городе своей бескомпромиссной гражданской позицией. Борьба трудящихся вступила в новую фазу. Однако для этого коллективу потребовалось пройти долгий путь.

Началом протестных действий можно считать 3 июня, когда 79 горняков спустились в шахту рудника “Молибден”, объявив голодовку. Они требовали выплатить им заработную плату за последние 9 месяцев.

После того, как администрация рудника пообещала отдать в течение недели зарплату за ноябрь и декабрь прошлого года, горняки покинули шахту.

Через два дня состоялось общее собрание, на котором администрация комбината обещала выплатить двухмесячную зарплату в течение ближайших десяти дней. Не согласившись на такие условия, собрание объявило о своем намерении вновь перейти к забастовке. Специально созданная комиссия в настоящее время занимается подготовкой акции.

В полную силу Тырныаузский вольфрамомолибденовый комбинат работает два – три месяца в год. Сейчас около 800 человек находятся в вынужденных отпусках с начислением 2/3 тарифа, что составляет 200 – 300 тыс.руб. в месяц, которые неизвестно когда выплатят. “Есть семьи, работающие на комбинате в полном составе, – говорит председатель профкома рудника Светлана Гусева. – Не знаю, как они живут?”

“Мы, матери, не можем спокойно смотреть, как недоедают наши дети, как падают в голодные обмороки. Четверо из пяти детей имеют ряд хронических заболеваний, вызванных, как правило, недостатком питания и отсутствием витаминов”, – это выдержка из письма, адресованного главам администраций города и района, которое подписали 97 женщин.

Рассказывают историю, как из сумки учительницы одной из школ ученики украли две булочки. Бывали случаи, когда посаженную на даче картошку непрошеные гости выкапывали и съедали. В городе создан отдел острой социальной помощи, куда можно обратиться, когда тебе совсем невмоготу.

Тырныаузские продуктовые магазины поражают пустотой прилавков. На рынке можно купить все, но для этого нужны деньги. Можно взять продукты в магазине рабочего снабжения комбината в счет зарплаты. Правда, цены там часто гораздо выше рыночных. Например, тушенку продавали по 7,5 тыс.руб., в это время на рынке она стоила 5,5 тыс.руб. Растительное масло, рис, макароны – обычное тырныаузское меню.

Город кормится за счет вязания, которым здесь занимаются теперь все. Изделия скупают по дешевке и увозят в северные районы страны.

В наиболее сложном положении оказалось русское население, у которого нет рядом родственников. Специалисты, которых когда-то собирали по одному со всего Союза, покидают комбинат и город. То там, то тут зияют темными окнами пустующие квартиры. За однокомнатную просят 2 – 3 млн руб., за двухкомнатную – 4 – 5 млн. Покупать некому.

“Остались те, кому ехать некуда и не на что, – говорит Светлана Гусева, проработавшая “на горе” 26 лет. – Мы боремся за комбинат, за город. Главный разговор – давайте работать. Город дорог всем. В нем мы прожили часть своей жизни. Комбинат – градообразующее предприятие. Закроют его – Тырныауз станет мертвым. Есть опасение, что когда будет получена зарплата, произойдет очередной отток специалистов. Восстановить комбинат в этом случае будет труднее в сотни раз…”

Чем руководствовалась администрация комбината, давая обещание объявившим голодовку горнякам выплатить зарплату за два месяца прошлого года, выяснить не удалось. Говорят, что рассчитывали на 3 млрд руб., которые должны предприятию Нальчикский и Челябинский гидрометзаводы. Деньги якобы до сих пор не поступили. А если и поступят, то 1,5 млрд уйдет на выплату востребованной судом годовой задолженности по пособиям 800 возмещенцам (так здесь называют тех, кто потерял на производстве здоровье).

Ситуация усугубляется объявленным сокращением численности работающих на комбинате и слухами о возможном акционировании предприятия.

К предполагаемому акционированию отношение однозначно отрицательное. Люди боятся, что станут более бесправными, что комбинат заморозит задолженность по зарплате, а АО не захочет потом выплачивать чужие долги.

“Администрация уже подготовила приказ на сокращение 768 человек из 2500 работающих, – говорит председатель профсоюзного комитета комбината Ануар Гуданаев. – Ей предстоит доказать экономическую обоснованность сокращения в таком объеме. Вероятнее всего, нам придется дать согласие на этот шаг, чтобы сохранить корабль.”

Директор рудника Сапар Мусукаев уверен, что комбинат и город будут жить: “Пока государство существует как государство, ему будет нужен оборонный материал. Нужна реконструкция предприятия. Сегодня требуется руда в меньшем объеме, но лучшего качества. Предстоит также значительно уменьшить ее потери при извлечении. Московскими и санкт-петербургскими институтами “Механобр”, “Проникель”, “Твердые сплавы” и “Гипроникель” совместно со специалистами комбината разработан бизнес-план “Руда”, предусматривающий добычу и разработку вольфрамо-молибденовой руды более высокой кондиции. Следуя ему, комбинат станет рентабельным. Но для этого года два потребуются инвестиции правительства России, чтобы можно было подготовиться.”

Большие надежды возлагаются на то, что находящиеся в Москве по вызову президента КБР директор комбината Гали Дикинов и главный геолог Геннадий Семочкин сумеют доказать правительству России необходимость поддержки комбината, состоящего в федеральной собственности.

Светлана ЛОГИНОВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Спрашивали – отвечаем
Объединим свои силы!
Уголок рыболова от Мартина Шаккума
Наша сила в организованности и единстве рядов
Будем дружить стратегически
Идея молодых реформаторов
Крошка дочь пришла к отцу или “граждановедение” в стране без граждан
Секреты хорошей хозяйки
КАЗАНСКИЕ НОВОСТИ
СНПР – островок надежды
Под землей – опасно, а на поверхности – безысходно
Мартин Шаккум: рождается серьезная политическая сила
Гвоздь сезона – бабушкин ридикюль
Видит око, да зуб неймет
Не выбрасывайте разбитые чашки. Они нам еще пригодятся
Важное событие в жизни партии
Консультации лидеров
Люди верят конкретным делам
Закон против террористов
Без щей и стол пустой
Ты уж стар, ты уж сед…
Сад, ты мой сад!
Кто он, средний россиянин?
Российская семья сегодня
Диагноз общества – депрессия


««« »»»