Крошка дочь пришла к отцу или “граждановедение” в стране без граждан

“Гражданин требует от властей принять такие законы, которые сделали бы воровство невыгодным. Он поможет выявить взяточника и вымогателя”;

“Гражданин не будет покорно смотреть, как его обманывает продавец. Он использует Закон “О защите прав потребителей” и добьется справедливости”;

“Гражданин не может спокойно смотреть, как гибнет от водки его народ”.

Читатель, угадай с трех раз, что это такое? Отрывок из “Утопии” английского канцлера Томаса Мора, сложившего из-за любви к справедливости голову на эшафоте? Не угадал.

Фрагмент из предсмертной речи “неподкупного” вождя французских якобинцев Максимильена Робеспьера? Тоже нет.

Слова из выступления на митинге одного из лидеров Межрегиональной депутатской группы периода “поздней перестройки”? Опять мимо.

Все это – из учебника для 5-го класса средней школы под странным названием “Граждановедение”. Автор – некий “гражданин” Яков Соколов. Год издания – 1997.

ЕСЛИ ДЯДЯ ЛЮБИТ ПИВО…

Вот одно из домашних заданий для детей 9 – 10 лет: “Выбирите для себя одного из государственных деятелей России. Это может быть президент, председатель правительства, руководители парламента, министры, депутаты Государственной Думы. Понаблюдайте по телевидению за их действиями, за их поведением в течение недели. К следующему уроку подготовьте их краткую характеристику, в которой дайте оценку их уму, воле и характеру. Не забудьте указать, какими качествами этого человека Вы хотели бы обладать, а какими бы не хотели”.

С этим “домашним заданием” и обратились ко мне. Дело в том, что ни моя жена Наташа, ни моя 10-летняя дочь Алиса, несмотря на все прилежание, за неделю сами справиться с ним не смогли, хотя все остальные уроки позабросили, в результате чего и по русскому, и по математике, и по рисованию – сплошные “двойки” и “тройки”. В качестве объекта наблюдения выбрали они, естественно, “всенародно избранного” президента Бориса Николаевича Ельцина. Мужчина он крупный, заметный, наблюдать за ним легко, все его действия, так сказать, как на ладони. Вот они всю неделю за ним и наблюдали. И по “свободной” прессе. И по еще более “свободному”, а главное – “независимому” телевидению. Но не то что оценить, а даже понять его поступки так не и смогли. И пришли ко мне. “Ты, папа, – говорят, – человек политически грамотный, хотя и морально неустойчивый, со всеми политиками чай пьешь, а главным образом – что покрепче. Все их сильные и слабые стороны знаешь. У тебя уж точно выйдет”. “Ну ладно, – отвечаю, – попробуем. Ельцин так Ельцин. Давайте, чего вы там за ним позаписали?”

РАЗВЕ МЫ СЛАБОРАЗВИТЫЕ?

Далее привожу наш диалог по памяти, максимально близко к тексту.

Алиса (читает): “На прошлой неделе Ельцин и Чубайс заявили о намерении России отказаться от помощи Международного валютного фонда”. Папа, а что это такое?”

Я: “Ну, это такая международная организация, которая дает деньги в долг слаборазвитым странам”.

Алиса: “А что, разве мы – слаборазвитая страна?

Я: “Лет десять назад считались развитой, даже очень, второй вслед за Америкой. А сейчас, после того как президент Горбачев всю страну “перестроил”, а президент Ельцин ее “реформировал”, откатились на уровень Индонезии, Панамы, Пакистана. А по продолжительности жизни вообще скатились на уровень негров из Африки”.

Алиса: “Они, эти президенты, что же, нарочно так сделали?”

Я: “Ты не вздумай так в школе спросить! Они хотели как лучше. А получилось…”

Алиса: “А получилось – как всегда”.

Я: “Наслушалась уже где-то. Да не как всегда, до них у других лучше получалось. Хотя, по правде сказать, тоже неважно”.

Алиса: “А зачем этот самый Фонд нам помогает?”

Я: “Он помогает не просто так. Он выставляет нам такие условия, которые сделают нашу слабую страну полностью зависимой от сильных стран Запада, так, чтобы наша экономика обслуживала их экономику. Их граждане будут жить еще лучше, а мы и дальше будем жить так, как живут в самых бедных странах мира. Будем продавать нефть и газ, а у них покупать все остальное”.

Алиса: “Ну тогда Ельцин правильно сделал, что от них отказался. Зачем нам такие друзья?”

Я: “Да это он только говорит, что отказался. Совсем от них никак нельзя отказаться. Мы им должны уже больше двадцати миллиардов долларов – получается по сто долларов с каждого человека – от стариков до грудных младенцев, и по этим долгам еще надо выплачивать проценты”.

Алиса: “Это как в сказке про ростовщика и бедного крестьянина?”

Я: “Да нет, не в сказке. Есть такая пословица: “Бесплатный сыр бывает только в мышеловке”. Вот мы и попались в эту мышеловку. А еще государство наше должно разным банкирам – своим и зарубежным, другим государствам. Всего получается по тысяче пятьсот долларов долга на каждого жителя России. И почти все, что мы получаем в бюджет страны, мы вынуждены отдавать по этим процентам”.

Алиса: “Тогда, может быть, всем нашим жителям что-нибудь продать и возвратить им этот долг? И больше не занимать вообще? Мы вот твою новую машину можем продать…”

Я: “Ну, во-первых, не у всех машина есть, а во-вторых, еще не все прочитали учебник “Граждановедение” и не поняли, что интересы своего государства нужно ставить выше личных. А кроме того…Вот в Румынии был такой злой правитель Чаушеску. И он решил все долги этому самому Фонду и вообще другим странам и банкирам возвратить. Чтобы от них не зависеть. И заставил для этого всех работать до изнеможения. И правда, возвратил. Только вскоре началось восстание, его свергли и убили…”

КЛАССОВЫЕ БИТВЫ В 5 КЛАССЕ

Здесь я почувствовал, что ничего дальше объяснить не могу, поскольку у самого ум начинает заходить за разум. Вспомнилось нечто из “Трех мушкетеров”: “Д’Артаньян чувствовал, что тупеет. Ему показалось, что он сейчас сойдет с ума, как уже сошли с ума находящиеся перед ним”.

Только вот зачем все это 10-летним детям? Пусть лучше читают про коварного Ришелье и благородного Д’Артаньяна. Зачем им наблюдать за РОССИЙСКИМИ политиками – президентами, вице-премьерами, депутатами Думы – копаться в этой смрадной куче лжи, предательств, взаимных обвинений? Каким образом они способны оценить их поступки? В лучшем случае, это будут не их оценки, а оценки их родителей. А оценки, они – ох, какие разные! В нашей школе в старших и средних классах – еще вполне обычные дети, у них в семьях и к Ельцину, и к Чубайсу относятся, мягко говоря, без восторга. А в младших классах как на подбор: родители – сплошные “новые русские”. Школу недавно переименовали в “гуманитарную гимназию”, и с недавних пор она стала модной. Вот и повалил туда “новый класс”. Привозят детей на “БMВ” и “Мерседесах”, у всех – радиотелефоны, в самой школе повсюду за счет богатых родителей установили видеокамеры, так чтобы оператор на пульте в любой момент мог видеть, где и что происходит. Ну прямо по Оруэллу: “Большой брат следит за тобой”. Для чего нужны подобные “домашние задания”? Чтобы воспитать из школьников граждан? Полноте, САМОСТОЯТЕЛЬНО в хитросплетениях российской политики дети никогда не разберутся. Это – примерно то же самое, как требовать от них оценить эффективность различных фирм по производству компьютеров или новейших биотехнологий. Для этого нужны специальные знания, которыми ни сами дети, ни даже их учителя не обладают. Российская политика – она не для обывателей, не для профанов, она для “избранных”, “посвященных”, для тех, кому довелось самому походить по коридорам власти. Ни к чему, кроме как к разделению школьников на “новых русских” и “старых русских”, или же – по другой терминологии – на “коммунистов” и “демократов” все это не приведет. Тогда зачем?

СТАРАЯ-СТАРАЯ СКАЗКА

Теперь о приведенном выше “кодексе поведения” гражданина. Моя дочь спросила меня, действительно ли надо помогать властям выявлять воров и взяточников? Я было хотел ответить, что этим в стране занимаются специальные службы и только они и полномочны судить, кто – вор, кто – взяточник, и не наше это, обывателей, дело. Но вдруг перед глазами предстал другой абзац из того же учебника:” Исторически сложилось, что обывателем стали называть человека, живущего мелкими, личными интересами”.

И тогда, чтобы не запутаться снова, я рассказал такую историю: “В некотором государстве правил Король. Когда он вступал в должность, он говорил, что накажет всех воров и взяточников, которых к тому времени развелось великое множество, отнимет у них наворованное и раздаст бедным, и все будут жить хорошо и справедливо. Но вместо этого он отнял у бедных их последние накопления и раздал земли, фабрики и заводы своим приближенным. А когда граждане стали возмущаться, он приказал самых недовольных расстрелять из танков и бронетранспортеров, а других отправил усмирять мятеж в одной из отдаленных провинций. И много-много людей погибло от пуль, умерло от голода и болезней, в то время как приближенные президента обжирались на пирах, путешествовали по заграницам и воровали, воровали – без счета. И другие государи, которые раньше боялись и уважали эту страну, стали унижать ее и насмехаться над ней.

У этого Короля был Начальник Стражи – человек прямой и честный. И очень влиятельный. Прямо как в той песне из мультфильма:”Почетна и завидна наша роль. Не может без охранников Король. Когда идем – дрожит кругом земля”. Служил он долго, но ничего не взял для себя, и потому враги из числа воров ни в чем его не могли обвинить. И настал день, когда ему совсем стало уж невмоготу смотреть, как разворовывают государство. И тогда он приказал своим стражникам арестовать воров, благо, те уже настолько обнаглели, что стали таскать деньги из правительственных зданий не в кошельках, не в хозяйственных сумках, а в огромных коробках. И схватили стражники воров, привели их в тюрьму, где ворам и положено находиться, и стали допрашивать. Воры испугались, сразу же во всем сознались и стали просить пощады.

“И что же тогда сделал Король, – спросила Алиса? – Оставил воров в тюрьме и наградил честного Начальника Стражи?”

“Нет, – ответил я.- Так бывает только в сказках. Король уволил Начальника Стражи и даже хотел его самого арестовать, но тот очертил вокруг себя волшебный круг, в который Король до сих пор не может войти. А воров Король наградил и дал им новые должности – поближе к деньгам, чтобы они воровали еще больше”.

“И где же это все происходило, в каком королевстве ?” – спросила Алиса.

“Да есть одно такое королевство”, – ответил я неопределенно.

“Тогда почему же его граждане еще не стали мятежниками?”

“Да вот потому, что детей там тоже заставляют учиться по таким учебникам”.

Николай КОТИЙ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Спрашивали – отвечаем
Объединим свои силы!
Уголок рыболова от Мартина Шаккума
Наша сила в организованности и единстве рядов
Будем дружить стратегически
Идея молодых реформаторов
КАЗАНСКИЕ НОВОСТИ
Секреты хорошей хозяйки
Тырныаузский комбинат вместе с Социалистической народной партией России готовится к забастовке
СНПР – островок надежды
Под землей – опасно, а на поверхности – безысходно
Мартин Шаккум: рождается серьезная политическая сила
Гвоздь сезона – бабушкин ридикюль
Видит око, да зуб неймет
Не выбрасывайте разбитые чашки. Они нам еще пригодятся
Важное событие в жизни партии
Консультации лидеров
Люди верят конкретным делам
Закон против террористов
Без щей и стол пустой
Ты уж стар, ты уж сед…
Сад, ты мой сад!
Кто он, средний россиянин?
Российская семья сегодня
Диагноз общества – депрессия


««« »»»