Ты уж стар, ты уж сед…

Президент России имеет право на пенсию!

Минувшая неделя ознаменовалась в российской политике значительным оживлением ситуации вокруг электоральных проблем. Инициатива в их выдвижении на первый план принадлежит президенту.

ТРЕТЬЯ ХОДКА

На недавней встрече с банкирами Б.Ельцин подтвердил свою ответственность за сохранение преемственности власти.

Его первым шагом в решении этой задачи, по мнению экспертов, стало подписание Закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ”.

Пристальное внимание, уделяемое ныне президентом и его структурами проблемам избирательного права объясняется рядом причин.

С одной стороны, к их числу относится обострение отношений между исполнительной и представительно-законодательной ветвями власти, вызванное жестким отпором, который Дума оказывает попыткам “младореформаторов” заручиться ее поддержкой и одобрением ряда радикальных законопроектов – Налогового кодекса, пакета антильготных поправок к социальному законодательству, бюджета-98 и т.д. Поднимая в подобной ситуации вопрос о необходимости совершенствования избирательного права, президент явно пытается оказать давление на депутатский корпус, провоцируя идеи о возможном роспуске Думы и внеочередных парламентских выборов. Заодно, кстати, проверяется и реакция депутатов, общества, политических субъектов на подобный поворот событий.

Вторым обстоятельством, которое могло побудить российское руководство приблизиться к горячим темам выборов и избирательного законодательства являются последствия “банковской войны”, драматически сказавшейся на политической карьере Б.Немцова. Доверие к нему со стороны потенциального электората падает. Некоторые эксперты указывают и на слухи об охлаждении Б.Ельцина к Б.Немцову, что наряду с прочим можно объяснить и попытками близких к Немцову финансовых структур создать предвыборный тандем между первым вице-премьером и опальным генералом А.Лебедем.

Перед Б.Ельциным и его окружением не могут не вставать вопросы о том, как рациональнее всего обеспечить преемственность власти, сохранив ее в руках своего клана, не допустить к власти “чужаков”. К их числу близкое окружение Ельцина относит не только лидеров оппозиции, но и такие “социально-близкие” фигуры, как столичный мэр Ю.Лужков. Видимо не случайны появившиеся в политических кругах Москвы слухи о том, что Б.Ельцин все больше склоняется к необходимости своего переизбрания на третий срок.

Если даже за этими слухами ничего не стоит, президент добился успеха уже тем, что заинтриговал большинство российских политиков.

В то же время трудно исключить и иные, более гибкие варианты решения президентом пресловутой проблемы преемственности власти.

По мнению большинства наблюдателей, гораздо меньших успехов пока добился Б.Ельцин в области реальной политики.

“БАНКОВСКАЯ ВОЙНА” – ЗЕРКАЛО РОССИЙСКИХ РЕФОРМ

Прежде всего в глаза бросается явная неудача, постигшая президента в его попытке приглушить банковскую войну.

Нежелание финансовых кругов прислушаться к предостережениям Б.Ельцина объясняется, вероятно, в первую очередь тем, что достигнутые “джентльменские” договоренности оказались нарушены. В частности, В.Потанин, президент ОНЭКСИМбанка, не отказался от борьбы за “Связьинвест” и от претензий на обладание контрольным пакетом акций “Роснефти” (возможно, это объясняется мощным давлением западных финансистов, прежде всего, Дж.Сороса).

Продолжение “банковской войны” означает сохранение в стране крайне неприятной для президента и “первого круга” российского истеблишмента ситуации, когда включенные в верхушечную борьбу субъекты, пытаются перевести свои конфликты из келейных пространств в более широкое политическое поле, стремясь найти и мобилизовать возможных сторонников в широких общественных слоях.

Таким образом, несмотря на все усилия, Б.Ельцину пока не удалось ликвидировать опасный раскол внутри элиты, способствующий укреплению положения антиельцинской оппозиции.

А ВЫ, ДРУЗЬЯ, КАК НИ САДИТЕСЬ…

Следствием неудачи президента в попытках обуздания внутриэлитной борьбы стали заметные изменения в его тактике по отношению к парламенту и правительству. Если прежде Б.Ельцин пытался воздействовать на противоборствующие группировки политикой, нацеленной на достижение консенсуса, то на прошедшей неделе он использовал более мощное психологическое оружие. В частности, встреча президента с силовыми министрами показала, что глава государства пытается перевести свои взаимоотношения с думской оппозицией на рельсы конфронтации и на этой основе сплотить вокруг себя российский истеблишмент.

Грозные высказывания в адрес Г.Зюганова и поручение, данное Б.Ельциным министру внутренних дел разобраться с оппозицией, нарушающей правила политического приличия, как отметили многие наблюдатели, были продиктованы намерением перевести внутриэлитный конфликт в плоскость взаимоотношений между Думой и правительством. Тем самым А.Куликов, к коему левое большинство нижней палаты испытывает определенные симпатии, поставлен в достаточно сложное положение.

Вполне вероятным представляется, что президент, давая эти поручения, стремился поставить под удар обоих силовых руководителей, против которых уже давно велась психологическая война со стороны ряда либеральных СМИ.

Провал попыток проправительственной фракции НДР вернуть в сферу своего влияния пост руководителя комитета по обороне вызвала достаточно красноречивую реакцию Б.Ельцина. Подписанный им на днях указ о межведомственных комиссиях при Совете безопасности существенно расширил как функции самого СБ, так и названных комиссий, число которых было значительно увеличено.

Этот указ, по-видимому, направлен на ослабление и дискредитацию Думы или, может быть, даже выражает претензию президентской структуры на контроль за соответствующими комитетами Думы, в частности через А.Шохина. Думается, однако, что это не самый главный аспект принятого Б.Ельциным решения. Судя по всему, речь идет о развертывании организационных, правовых и информационных условий для запуска процесса широкомасштабной смены команды президента в правительстве.

ПЕРЕХВАЧЕННЫЕ ЛОЗУНГИ

В рамках обрисованной выше логики сплочения вокруг президента различных политических сил было выстроено и его выступление в Совете Федерации. “Скандальной” и “бестолковой” нижней палате противопоставлялся Совет Федерации как “аристократический“ форум лидеров регионов, “подлинных хозяев страны”, носителей отечественной государственности, якобы готовых и желающих сплотиться вокруг президента, мудро и взвешенно решающего вместе с ними основные вопросы государственного строительства.

В своем выступлении в Совете Федерации Б.Ельцин говорил о необходимости перехода страны из фазы свободного рынка к этапу госрегулирования основных направлений экономического развития. В обращении президента незримо присутствовал мощный полемический момент — Б.Ельцин с помощью этой новой риторики пытался, по-видимому, присвоить основные тезисы российского центризма, в том числе и его оппозиционные компоненты (“рынок – не панацея от всех бед” и т.д.). Б.Ельцин фактически воспользовался всеми основными мотивами и темами умеренно-реформаторской части российского бомонда (В.Черномырдин мог бы ему припомнить сделанное в начале своей карьеры заявление о том, что Россия никогда не будет страной лавочников, Ю.Лужков поговорил бы с президентом о “дикой” и “цивилизованной” приватизации и роли государства в этом процессе и т.д.). Кстати, по мнению экспертов, операция перехвата, осуществленная Б.Ельциным на заседании сената, была направлена в первую очередь на идеологическое разоружение столичного мэра, который в таких обстоятельствах, когда президент начал открыто пользоваться “лужковской” риторикой, из самостоятельного игрока на российской политической сцене рискует превратиться в одного из рядовых членов свиты президента. Только Б.Ельцин приобретает теперь право решать, кому из его свиты принадлежит преимущество пользоваться этой риторикой.

Есть и еще один аспект речи президента, который никто из ее комментаторов, как думается, не заметил. Речь идет о том, что позиции, сформулированные Б.Ельциным в Совете Федерации, по сути дела являются отражением серьезной трансформации, которой сегодня подвергается парадигма мышления международных финансовых кругов. Новая парадигма, ставшая следствием заметного “полевения” настроений общества в ведущих развитых странах Запада, нашла свое воплощение в итогах дискуссии, прошедшей в ходе только что завершившейся сессии МВФ в Гонконге, где лидеры международных финансовых кругов пришли к вполне “марксистскому” выводу о явной недостаточности механизмов “свободного рынка” для достижения основных целей стабильного экономического роста в глобальных, планетарных масштабах. Принимая на вооружение эту новую, едва ли не социалистическую, парадигму, Б.Ельцин таким образом пытается как бы вписать себя в мировую политическую элиту следующего столетия, что также, по-видимому, является очень важным фактом с точки зрения симптоматики его дальнейшего политического поведения.

Несмотря на аплодисменты, которыми сенат наградил “первого россиянина”, кулуарные оценки речи президента оказались весьма сдержанными. Часть столичных СМИ оценила это выступление как прощание с рыночной экономикой, другие, напротив, пытались доказать, что антилиберальная компонента в высказываниях главы государства является не более чем риторической фигурой.

Первый месяц работы Думы достаточно четко выявил традиционную для нее тенденцию противостояния радикальной “младореформаторской” команде, тенденцию, которая органично сочетается с линией Думы на поддержание консенсусных отношений с умеренно-реформаторским крылом правительства, возглавляемым российским премьером. Последний на минувшей неделе из-за занятости в работе не участвовал в политических баталиях в Думе. Это обстоятельство не замедлило сказаться на принятых ею решениях. Практически все основные инициативы, пробиваемые через нижнюю палату “младореформаторами”, оказались проваленными. На требование Ельцина включить в Земельный кодекс положение, разрешающее свободную куплю-продажу земли, думское большинство ответило успешной, хотя и откровенно вызывающей, с процедурной точки зрения, попыткой преодоления президентского вето на Земельный кодекс. Внесенные Думой и Советом Федерации поправки к Налоговому кодексу, рассматриваемые ныне думцами в процессе подготовке этого документа ко второму чтению, уже перешагнули критическую массу и стали угрозой для основного концептуального содержания этого законопроекта. Слаба надежда и на то, что “младореформаторам” удастся без помощи В.Черномырдина провести через первое чтение проект бюджета-98.

Особого разговора заслуживает “проправительственная” фракция Думы — НДР. Несмотря на то, что смена лидеров НДР, как казалось сначала, заметно укрепила фракцию, последующие события, в первую очередь, прием в ряды фракции В.Брынцалова, показали, что болезнь проправительственного блока в нижней палате гораздо серьезней, чем представлялось.

БОЕВОЙ ГЕНЕРАЛ

Прошедшая неделя была отмечена достаточно интенсивной дискуссией в российских СМИ по поводу реального потенциала Л.Рохлина и возглавляемого им “Движения поддержки армии” (ДПА). Дискутировавшиеся вопросы: поддержит ли армия Л.Рохлина в случае форс-мажорных обстоятельств, участвовали и если “да”, то в каком количестве действующие офицеры в съезде ДПА, достаточно ли у российских спецслужб сил, чтобы нейтрализовать влияние ДПА на армию или нет, говорят сами за себя. В истории российской оппозиции, и в частности, оппозиции военной, подобные вопросы серьезно поставлены впервые, что подчеркивает наличие в движении Л.Рохлина нового качества. Комментаторы указывают на следующие обстоятельства:

Во-первых, в отличие от своих предшественников Л.Рохлин является не изгоем, а заслуженным боевым генералом, пользующимся личным авторитетом, независимым от его политических взглядов.

Во-вторых, Л.Рохлин настоятельно отвергает понимание своего движения как политического, настаивая на том, что оно вполне совместимо с Конституцией, запрещающей политическую деятельность в Вооруженных силах, не входит в противоречие с законом. Несмотря на то, что движение выдвигает отдельные политические требования (например, отставку президента), эти требования связаны отнюдь не с идеологией, а с конкретными “житейскими” обстоятельствами – такими, как неспособность Главнокомандующего справиться со своими обязанностями, развал вверенной ему армии и т.д.

Наконец, финансовое обеспечение армии и оборонной промышленности по-прежнему находится далеко не в удовлетворительном состоянии.

Таким образом, вопросы, поднятые в ходе дискуссии о потенциале рохлинского движения, остаются весьма актуальными. Это, по мнению наблюдателей, и было продемонстрировано срочной поездкой министра обороны И.Сергеева в Таманскую дивизию, где, по некоторым сведениям, он был принят без особого энтузиазма.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Спрашивали – отвечаем
Объединим свои силы!
Уголок рыболова от Мартина Шаккума
Наша сила в организованности и единстве рядов
Будем дружить стратегически
Идея молодых реформаторов
Крошка дочь пришла к отцу или “граждановедение” в стране без граждан
Секреты хорошей хозяйки
КАЗАНСКИЕ НОВОСТИ
СНПР – островок надежды
Тырныаузский комбинат вместе с Социалистической народной партией России готовится к забастовке
Мартин Шаккум: рождается серьезная политическая сила
Под землей – опасно, а на поверхности – безысходно
Видит око, да зуб неймет
Гвоздь сезона – бабушкин ридикюль
Важное событие в жизни партии
Не выбрасывайте разбитые чашки. Они нам еще пригодятся
Люди верят конкретным делам
Консультации лидеров
Без щей и стол пустой
Закон против террористов
Сад, ты мой сад!
Кто он, средний россиянин?
Российская семья сегодня
Диагноз общества – депрессия


««« »»»