ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ
1. Как Вы оцениваете итоги Брестского заседания?
2. Может ли стать Приморье прецедентом новых отношений “Центр – регионы”?
ВИКТОР АЛКСНИС,
заместитель Председателя РОС
1. Итоги Брестского заседания можно оценить как первый, пусть и небольшой, шаг в создании работающих надреспубликанских органов, шаг к воссозданию единого государства. Особо стоит отметить обсуждавшуюся там возможность прямых выборов в законодательный орган Союза.
2. Положение в Приморье и попытки президента и правительства РФ исправить его со всей наглядностью высветили некоторые недостатки конституционного устройства РФ, связанные с “суверенитетом” субъектов Федерации. При действующей конституции любой проходимец, победивший на выборах главы администрации области (президента республики), становится несменяемым до следующих выборов. Разумеется, это ставит серьезные проблемы перед центральной властью, и положение в Приморье может привести и уже приводит к решениям, не предусмотренным конституцией.
ВЛАДИМИР ЖИРИНОВСКИЙ,
лидер ЛДПР
1. Хорошо уже то, что такое заседание состоялось. Но считаю, что оно могло бы сделать больше. Увы, в российских “верхах” много личностей, тормозящих процесс интеграции – и на результатах заседания сказалось их вредное влияние.
2. Если победят антипатриотические силы, то нельзя исключить возможности дальнейших поползновений к отделению, к растаскиванию России. Если этого не случится, ничего подобного не будет.
АЛЕКСЕЙ КАРА-МУРЗА,
директор Центра теоретических проблем российского реформаторства РАН
1. По аналогии с шахматами можно сказать, что заседание в Бресте – это “промежуточный ход” российской оппозиции. Взятый в отдельности, он вроде бы большого смысла не имеет, но в перспективе цепочка таких ходов по интеграции белорусской власти и российской оппозиции может создать качественно новую ситуацию, что новая либеральная команда, на мой взгляд, недооценивает.
2. Нынешние взаимоотношения Кремль – Приморье могут стать прецедентом вот в каком смысле. Дальнейшая либерализация экономики требует большего центризма и управляемости страной. Соблюдение же демократических процедур (например, новых выборов в регионе) может привести к тому, что новая местная власть будет менее управляемой. Впрочем, расхождения либерализма и демократии – это очень старый российский прецедент.
СЕРГЕЙ КУРГИНЯН,
президент корпорации “Экспериментальный творческий центр”
1. Боюсь, что при таком увлечении внешней атрибутикой в ущерб содержанию, при такой конфликтной неумной заданности этот период легко может стать временем упущенных возможностей.
2. Только в плане раскачки процесса, а не в плане поддерживаемой мною централизации российского государства. Кончится все даже не либеральной диктатурой, а смутой, это уже достаточно очевидно.
ИРИНА ХАКАМАДА,
депутат Государственной Думы
1. Люди, собравшиеся на Брестское заседание, в эйфории от возвращения мелодии старого советского гимна забыли о главном. Их откровенно реставраторские устремления, желание повернуть колесо истории вспять и остановить его где-нибудь в конце 1980-х годов препятствуют укреплению связей России с другими государствами – бывшими союзными республиками, руководство которых придерживается иных взглядов на перспективы развития СНГ. Поэтому российским интересам в данном случае был нанесен ущерб.
2. В Приморье сложилась тяжелая ситуация, вызванная в значительной степени волюнтаризмом губернатора Евгения Наздратенко в экономической и политической областях. Поэтому центральные власти просто не могут смотреть сквозь пальцы на положение дел в стратегически важном для России регионе. Необходимо выработать четкий механизм ответственности губернаторов за злоупотребление служебным положением, а также и за проявляемую ими некомпетентность, если из-за плодов их деятельности становится реальной опасность социального взрыва.
АЛЕКСАНДР ЦИПКО,
доктор философских наук
1. Я это расцениваю как выражение моральной победы тех политиков России и Белоруссии, которые ощущали потребность стратегического союза наших стран. Впечатляет человеческая и духовная близость депутатов России и Белоруссии, которые приняли участие в этом заседании. Но, как мне кажется, не надо было делать символом интеграции старый гимн Советского Союза. Здесь сказалась инерция. Необходимо подводить велико-русско-белорусский союз под более глубокие, фундаментальные основания, чем советская история. Нужны идеи и символы, которые бы в равной мере сближали все славянские народы бывшего Союза.
2. Проблема Приморья и его губернатора имеет двойное дно. Первый уровень лежит на поверхности и вряд ли кто будет возражать против борьбы с коррупцией и непродуманными решениями приморского руководителя. Но есть все основания говорить о том, что существует второй уровень – противостояние радикальных демократов и губернаторов типа Наздратенко. Это глубокий, серьезный конфликт, и он проходит через все последнее пятилетие. Чем-то Наздратенко не нравился и не нравится нашим радикальным демократам. Складывается ощущение, что помимо объективных оснований, с Наздратенко борются как с представителем тех сил, которые противостоят группе Чубайса.