Начало текущего месяца – один из переломных моментов в российском политическом процессе. Президент, вновь овладевший инициативой, начал энергично укреплять свои властные позиции и проводить активную политику.
На состоявшихся на минувшей неделе встречах с первым вице-премьером А.Чубайсом, мэром Москвы Ю.Лужковым, с руководителями республик в составе РФ, а также во время поездки в Санкт-Петербург Б.Ельцин четко показал, что он ожидает от своих соратников. Прежде всего, “не ссориться с правительством”.
Во время встречи с мэром Москвы Ельцин подчеркнул желание видеть единство в рядах своих сторонников, публично указав Лужкову на необходимость поддержания добрых отношений с правительственными реформаторами. Иначе, по-видимому, московская знать испытает то же, что и бывший “другарь” президента, а ныне опальный губернатор Приморского края. Евгений Наздратенко фактически лишен своих губернаторских полномочий и находится под угрозой формального отстранения от должности, несмотря на то что подобная процедура не предусматривается действующим законодательством.
ЕЩЕ ВЛАСТИ!
Есть, однако, и “положительные примеры”. Похвалы, постоянно расточаемые Ельциным по адресу первого вице-премьера Чубайса, ставшего центром конфронтации с оппозиционно настроенной Думой, прекрасно показывают, какого поведения ждет от своей челяди “патриарх” российской политики.
Самыми важными, с функциональной точки зрения, решениями, принятыми на минувшей неделе президентом, явились бюджетное послание правительству и подписанный перед отъездом в Петербург указ о создании при Совете обороны двух новых комиссий. Одна из них – по военному строительству (руководитель – премьер В.Черномырдин), вторая – по финансово-экономическому обеспечению военной реформы (руководитель – А.Чубайс).
Главным в обоих документах является переподчинение президенту российских финансов и силовых структур. Эти шаги Б.Ельцина истолковываются большинством наблюдателей как подготовительные акции к очередному переформатированию российской политической системы в целях проведения реформ по заказу нашего крупнейшего кредитора – МВФ.
Конкретными действиями, входящими в этот, по-видимому, всерьез планируемый президентом и его окружением передел политической жизни России, должны стать, как полагают эксперты, роспуск Государственной Думы, внесение изменений в нормативную базу новых парламентских выборов и в Конституцию РФ. Скорее всего, заявленный Ельциным на осень текущего года референдум о судьбе тела Ленина будет призван решить не только этот политически малозначащий вопрос, но и более масштабные задачи, связанные с изменениями в законе о выборах и в Конституции РФ. Эксперты полагают, что в число вопросов власти к народу могут войти такие, как упразднение или существенное снижение существующего ныне барьера (5 процентов) при голосовании по партийным спискам, ограничение полномочий нижней палаты парламента, изменение нормы, касающейся невозможности избрания президентом одного и того же лица более чем на два срока и др. Не исключено, что может быть поставлен и вопрос о придании государственного статуса дому Романовых. В целом же вектор перемен в государственном устройстве должен быть направлен властями в сторону создания благоприятных условий для пожизненного президентства Ельцина. При этом для властей абсолютно неважно, будет ли такой переход легитимным или нет. Цель оправдывает средства.
ВЗРЫВАТЬ – НЕ СТРОИТЬ
Форсирование плана роспуска Думы связано с целым рядом обстоятельств, но стоит особо выделить два.
Во-первых, президентской команде надо успеть разогнать Думу до поздней осени, когда начнут в полной мере проявляться горькие плоды запущенных сейчас “молодыми реформаторами” социальных реформ и секвестра бюджета. В подобном контексте программа “Семи добрых дел” (И.Рыбкин) совершенно однозначно рассчитана на достаточно краткосрочный, но критически важный период времени. В течение него потребуется максимальная концентрация всех финансовых ресурсов в руках правительства с целью нейтрализации социального недовольства в период переформатирования политической системы.
Во-вторых, в лагере сторонников президента существует и расширяется прослойка политиков, оказавшихся не у дел и лишившихся кормушки после удаления из властной обоймы (например, С.Филатов, В.Шумейко). С одной стороны, эти “маргиналы” создают дополнительное давление на власть, требуя от нее жесткой линии в отношении Думы, с другой, они являются потенциальными перебежчиками и способны легко перейти на сторону тех политических сил, которые пообещают возвратить им “кормление”. Поэтому не может не возникнуть соблазн трудоустройства подобных “государственных деятелей” в новой Думе: им почетно и сытно, а Ельцину – спокойно.
Наконец, заметный критический настрой либеральной прессы по отношению к президенту свидетельствует о начале идеологического кризиса режима. Социологические опросы свидетельствуют об усиливающейся тенденции к переходу бывших либерально настроенных респондентов на руссконационалистические позиции или левые позиции. Таким образом можно говорить о серьезном, как политическом, так и идеологическом кризисе режима, обостряющемся вследствие бюджетно-финансовых трудностей. И, похоже, выход из этого тотального тупика видится президенту и “молодым реформаторам” во взрыве ситуации. В ее антагонизации по примеру сентября-октября 1993 г.
В целом, планируемые изменения, по-видимому, приведут к значительному усилению авторитарных компонентов создаваемой Ельциным системы посткоммунистической России, к еще большему сужению круга лиц, допускаемых к принятию важнейших политических и государственных решений, к усилению веса российской финансовой олигархии в этом процессе.
ГОСУДАРСТВО – ЭТО ОН
Стоит присмотреться и к “мелочам”. Так, высмеянный журналистами публичный призыв директора ФСБ Н.Ковалева к иностранным шпионам выглядит в данном контексте как один из элементов формирования атмосферы “осажденной крепости”. Брошенное как бы вскользь замечание Ельцина в ходе его визита в Петербург по поводу засилья в стране рекламы на иностранных языках, его пафосное выступление в защиту чистоты русского языка, как и более ранний призыв к покупке исключительно российских товаров, а также попытка идеологической легитимации режима с помощью придания сакрального оттенка литературному наследию Пушкина могут выстроиться со временем в целостную идеологическую конструкцию по типу знаменитой уваровской триады “православие, самодержавие, народность”.
От внимания аналитиков не укрылся и факт встречи Ельцина с руководителями национальных республик РФ. По некоторым свидетельствам, президент остался недоволен высказанными большинством националов опасениями по поводу деятельности команды “молодых реформаторов”, поддержкой фигуры Черномырдина в качестве желательного и в будущем главы кабинета, а также осторожно-негативным отношением к возможности роспуска Госдумы. Высказанные на последнем заседании правительства первым вице-премьером Б.Немцовым ламентации по поводу фискального неравноправия субъектов федерации явно озвучивают настроения самого президента, склоняющегося все более и более к идее укрепления унитарного начала российской государственности.
Бурная полемика, идущая между руководством Приморского края во главе с губернатором Наздратенко и федеральным центром, дала повод для публичной манифестации унитаристской идеологии в выступлениях заместителя главы администрации президента Е.Савостьянова в ходе его поездки во Владивосток. По словам этого весьма близкого к Чубайсу чиновника, в скором будущем планируется распространить опыт “умиротворения” Приморского края (путем наделения представителя президента в регионе таким же широким кругом полномочий, что и губернатор) и на другие регионы, что также, видимо, выражает отмеченную выше тенденцию унитаризации страны.
ПРОВИНЦИАЛ НА СТОЛИЧНОЙ СЦЕНЕ
Словом, прошедшая неделя еще раз продемонстрировала рост влияния на российского президента группы “молодых реформаторов”, усиление их веса в процессе принятия решений и рост политического влияния на жизнь страны. Однако далеко не все ладно и в этом наступающем лагере. В то время как А.Чубайс, использующий формальные и неформальные каналы влияния на президента и его окружение, завоевывает очки, прямой протеже Б.Ельцина, “провинциал” Б.Немцов их, скорее, теряет. Естественно, не без помощи своего пассионарного двойника – А.Чубайса. Так, после провала миссии Минтопэнерго в бастующем Печорском угольном бассейне, Чубайс подверг руководство Минтопэнерго (а это Немцов) просто уничтожающей критике за явную беспомощность… Потом Минфин взял на себя урегулирование конфликта и, конечно, “блестяще” с ним справился. Впрочем, никто иного и не ожидал, поскольку не Немцову же, состояние которого, по подсчетам “Московского комсомольца”, не превышает и семи тысяч “баксов”, было по силам выкинуть на мелкие расходы шахтерского региона 150 миллиардов рублей!
Вообще надо отметить, что действия Немцова в рассматриваемый период были далеки от идеала. Отношения этого политика с влиятельными элитными группировками, и прежде всего с московской, заметно испортились. Угрозу для имиджа Немцова, который одно время рассматривался в качестве наиболее вероятного преемника Ельцина на президентском посту, представляет и широкомасштабная “антипропагандистская” кампания, развернутая в контролируемых Чубайсом СМИ, острие которой направлено на формирование вокруг Немцова устойчивого ореола “хлестаковщины”. Весьма откровенно “глупостью” объявил в “Известиях” О.Лацис попытку Немцова шантажировать Думу, угрожая, в случае отклонения “социальных” законов, добиться подписания указа, ограничивающего право работающих пенсионеров на получение пенсии. Вряд ли прибавит популярности этому первому “вице” и его участие в травле приморского губернатора Наздратенко, который рассчитывал на заинтересованное участие своего бывшего коллеги по губернаторскому корпусу в урегулировании отношений между краевым руководством и президентом.
СЛОВО – НЕ ВОРОБЕЙ
Второй, а может быть, и первый трагический персонаж на отечественной политической сцене – наша Государственная Дума. У нее тот же враг, что и у Немцова, – “златокудрый” и безжалостный Чубайс, требующий от нашей седовласой нимфы лишь одно из двух – “да” или “нет”. Если бы речь шла о нормальном обществе, то этот “жених” давно томился бы в так называемой “кутузке” за изнасилование в особо циничной форме. И обвинительным актом ему стало бы, наверное, только что состоявшееся в нижней палате обсуждение итогов приватизации. В ходе этой акции было доказано депутатами и подтверждено представителями Генпрокуратуры и МВД, что приватизация 1992 – 1996 гг. явилась основным источником криминального перерождения российской экономики.
Думается, что теперь уже ясно, кого «погонят» завтра – тех, кто сомневается…
Недавно мы ознакомились с итогами одного закрытого исследования. Сущий пустячок – “политическая лингвистика”. Почтенные ученые проанализировали речи нашего главного “вице” на один малозначащий предмет: как часто в его выступлениях и заявлениях встречаются “императивы” и близкие им по смыслу “обобщающие” наречия типа “всегда”, “всё”, “обязательно”, ”никогда”, а так же иные части речи, выражающие решимость “идти до конца”, т.е. по трупам и крови. Можно гордиться. И тут мы впереди планеты всей. Лишь на 0, 002% отстали от Шикльгрубера.