В октябре 1996 года была избрана областная Дума, состоящая из 32 депутатов. При этом 27 из них, в том числе и автор статьи, избраны по одномандатным избирательным округам, а 5 – по общерегиональному избирательному округу от политических партий и избирательных объединений. В то время, когда проходили выборы, наша партия еще не имела возможности в Калининградской области выставить большее число кандидатов. Не было опыта политической работы. Недостаточен авторитет. Люди нас только узнавали.
Теперь же, надеюсь, и через нашу активную деятельность в областном законодательном собрании население имеет возможность по существу оценить и содержание партийной идеологии, и способности тех, кто ей привержен. Суть же партийных установок проста: делать все возможное, чтобы люди в нашей стране могли жить, а не существовать, работать, а не стоять в очереди на бирже труда, чувствовать себя хозяевами своей жизни, а не слугами новых господ.
Калининградская область является самым западным субъектом Российской Федерации, расположенным на Балтийском побережье, и оказавшимся в результате распада Советского Союза отделенным, а точнее сказать – оторванным по суше от остальной части страны границами иностранных государств.
В силу прежней ориентации хозяйство области оказалось в затяжном экономическом кризисе. Резко сократилось промышленное производство, спад – в сельском хозяйстве. В связи с прекращением мелиоративных работ началось крупномасштабное заболачивание земель. Значительно выросла безработица. Положение в экономике стало провоцировать сепаратистские настроения и усилило питательную почву для попыток давления на область из-за рубежа.
Это-то нас особенно беспокоит. Ориентация на частичный вариант решения проблемы через принятие Указов президента, постановлений Правительства, а ранее и Верховного Совета Российской Федерации, других подзаконных актов ничего толкового не дала. Поэтому мы добились, чтобы по проблемам области были проведены специальные парламентские слушания в Государственной Думе. Вопрос рассматривался и на заседании Совета Безопасности России, который одобрил концепцию развития области как особой экономической зоны.
Итогом работы стали Федеральный закон “Об Особой экономической зоне в Калининградской области” и Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области. В них подтверждено неотъемлемое нахождение Калининградской области в составе Российской Федерации и ее значение для национальных интересов России; закреплена необходимость принятия Правительством России специальной программы развития области; предусмотрено установление особого, льготного режима инвестиций и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной; установлены таможенные льготы и предусмотрено введение налоговых льгот; предусмотрено создание на территории области международного транспортного узла, торгового и финансового центра.
В то же время Федеральный закон содержит нормы, направленные на определение механизма защиты местных производителей товаров и услуг, ввел запрет на продажу земли на территории области иностранцам.
Таким образом на федеральном уровне заложена основа создания благоприятных условий для социально-экономического развития области. Но эта основа будет реализована только в том случае, если и федеральные власти, и исполнительная власть области выполнят свои задачи, пройдут свою часть пути к этой цели.
Однако, думая об экономических обстоятельствах калиниградской жизни, мы не забываем о необходимости постоянного укрепления, о постоянной политической защите суверенитета Российской Федерации на территории области. К сожалению, такая необходимость реально существует.
Территория Калининградской области является постоянным объектом политических спекуляций. Отдельными политическими силами Германии и Литвы ставится вопрос об отсоединении ее от России, а в Конгрессе США даже рассматривался проект резолюции, в котором предлагалось передать управление Калининградской областью из ведения Российской Федерации международному органу.
Именно поэтому депутаты областной Думы, принимая Устав (Основной закон) области, сочли необходимым в одной из его статей специально закрепить норму о том, что территория области является неотъемлемой частью Российской Федерации, не может быть изменена или изъята из состава Российской Федерации без согласования с большинством граждан, проживающих на территории области и большинством граждан Российской Федерации в целом. Нормы о том, что территория Калининградской области едина и является составной частью территории России, содержатся также в областном законе об административно-территориальном устройстве области и других областных законодательных актах.
Сама областная Дума непосредственно взаимодействует с органами местного самоуправления административно-территориальных образований соседних стран, налаживаются отношения с коллегами из Швеции. В этом году заключен специальный трехсторонний Договор о сотрудничестве между областной Думой, самоуправляющимся сеймиком Ольштынского воеводства Советом округа Галланд Королевства Швеция.
Как и СНПР в целом, так и Калининградская областная Дума приветствовала создание Союза Беларуси и России, являющегося отражением воли и чаяний наших братских народов. В специально принятом по этому вопросу заявлении подчеркивается, что дальнейшая интеграция двух суверенных государств отвечает их историческому опыту и национальным интересам. Для жителей Калининградской области, оказавшейся в связи с распадом СССР в крайне сложном положении, единение России и Беларуси имеет особое значение. Оно влечет за собой геополитическое приближение нашего края к остальной части страны, благоприятствует развитию региона.
Проблемы развития области, обеспечения суверенитета России непосредственно связаны и с защитой национальных культурных, духовных ценностей на территории области.
Одним из наиболее ценных объектов культурного наследия многонационального народа России является русский язык. Он же, согласно Конституции, является и государственным языком Российской Федерации на всей ее территории. Вместе с тем, в последнее время рядом предприятий, коммерческих структур на территории области в своих наименованиях, рекламе, оформлении вывесок, указателей и т.д. активно использовались иностранные языки. К этому добавилась проблема, связанная с попытками восстановления немецких наименований Восточной Пруссии, выведенных из официального употребления в связи с образованием Калининградской области в 1946 году.
Указанные действия нарушали права граждан на получение информации на государственном языке и вызывали законное возмущение, многочисленные обращения граждан в областную Думу. Кроме того, использование русского языка на территории нашей области также является одним из основополагающих признаков и условий бесспорной и постоянной принадлежности области к Российской Федерации. Пришлось в законодательном порядке “навести порядок“ и здесь.
Другой не менее острой проблемой сохранения национальных духовных ценностей в области является активизировавшаяся деятельность различного рода религиозных объединений, входящих в зарубежные религиозные организации. Их объединяет общее стремление – оказать свое идеологическое воздействие на российских граждан, захватить громадное идеологическое и мировоззренческое пространство, образовавшееся в нашем обществе. Возглавляют эти объединения в основном лица, не имеющие российского гражданства, а являющиеся гражданами Германии, США, Кореи и других стран. Они злоупотребляют правом на свободу совести и, пользуясь религиозной неграмотностью населения, прежде всего молодежи, применяют антигуманные методы, которые оказывают вредное воздействие на психическое, физическое и нравственное здоровье человека, деформируют личность.
К сожалению, действующее федеральное законодательство и механизмы его исполнения не только не защищают должным образом граждан от деструктивных воздействий организаций такого рода, а наоборот, создают благоприятные условия для их деятельности. В этих условиях Калининградская областная Дума, как и законодательные органы некоторых других областей России, вопреки формальному противоречию федеральному законодательству, вынуждена была принять собственное постановление об ограничении деятельности вышеуказанных религиозных объединений, предусматривающее, в частности, запрет на регистрацию Уставов религиозных объединений, которые предусматривают их вхождение как структурных подразделений в зарубежные религиозные организации, находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации. Указанным религиозным объединениям не допускается передача в собственность зданий, строений, предметов культа, находящихся в собственности государства. Дальнейшее правовое регулирование по данному вопросу предполагается осуществить в областном Законе о миссионерской религиозной деятельности на территории области.
Кроме вышеуказанных нормативных актов областной Думой приняты Законы “О сохранении объектов историко-культурного наследия и памятников природы на территории области”, “Об Архивном фонде Калининградской области и архивах”, Положение о порядке установки памятников, памятных знаков и мемориальных досок, ряд иных правовых актов. На очереди также принятие таких базовых областных законодательных актов, как Законы о культуре, об образовании, о физической культуре, о туризме, в которых мы стремимся отразить специфику нашей области.
Залог успешной работы областной Думы состоит и в том, что в интересах жителей области нам удается преодолевать возникающее противостояние с исполнительной властью, находить конструктивные выходы из сложных ситуаций, совместно работать над решением возникающих проблем. Но это взаимодействие было бы еще лучшим, если бы наконец и российским парламентом был принят закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”. Хочется надеяться, что это произойдет уже в текущем году.
А.В.ОРЛОВ, заместитель председателя
Калининградской областной Думы, организатор
регионального отделения СНПР