СВОИ ЧУЖИЕ ДЕТИ

500 000 детей в России лишены родительской заботы и находятся в домах ребенка, школах-интернатах и детских домах. Только треть из них по закону может быть усыновлена. Наш корреспондент побывал в гостях у семьи калужан Радченко, где воспитывается четырнадцать детей, большинство из которых – приемные.

ЧЕРТОВА ДЮЖИНА И МЛАДЕНЕЦ – К СЧАСТЬЮ

Когда Геннадий Радченко познакомился со Светланой, у нее уже было два сына. Малыши росли без отца – муж ушел из семьи, может быть, поэтому почти с первых дней знакомства дети стали звать Геннадия папой. Вскоре после свадьбы родился еще один сын. Четвертой стала Саша. Майор военно-космических сил Радченко служил тогда в Сибири. Однажды возвращался с дежурства и услышал в овраге писк. Глянул – а там новорожденный младенец! От крика девочка сорвала голос, ее пеленки промокли насквозь. Она была на волосок от смерти, когда Геннадий принес подкидыша Светлане. Что делать? “Где трое, там и четверо, – рассудила она, – неужели не выходим кроху?!” Выхаживать Сашу пришлось три года. Именно столько девочка не могла ходить. Мама носила дочку на руках, а в той весу-то было девять килограммов! Слава богу, девочка поправилась, родительская ласка и любовь победили все недуги. Замечу, что в тот день, когда я была в гостях у Радченко, Саши дома не оказалось: “Она на спортивных соревнованиях в Твери”, – пояснил отец.

Из Сибири Радченко перевели на новое место службы – в Воркуту. Неподалеку от части находился дом для детей-инвалидов, куда Геннадий часто приводил солдат, чтобы помочь его несчастным обитателям: служивые то дров наколют, то снег расчистят, то с мелким ремонтом подсобят. Да мало ли работы в таком хозяйстве!? Как-то раз привезли новеньких – двух здоровых мальчишек. Видимо, в обычном детском доме места для них не нашлось, а может быть, и детдома поблизости не оказалось, вот и пихнули здоровых детей к больным. Что их ожидало в подобном учреждении – нетрудно догадаться. Геннадий пожалел мальчиков и привел их в свой дом. Светлана возражать не стала, быстро прикинула, от чего им придется отказаться и на чем сэкономить, чтобы прокормить и воспитать шестерых. До сих пор вспоминает воркутинские зимние утра, когда затемно развозила детей в детский сад – посадит младших на санки, а старшие перегруженные санки сзади подталкивают… Тогда же в семье появился седьмой ребенок – у Радченко родилась дочка. Не успели оглянуться – еще двое приемных. “Новенькие” как только переступили порог квартиры – сразу в слезы: “У нас еще есть братишки, возьмем их!” Такого поворота никто не ожидал. Шутка ли, девятерых детей воспитывают и еще двое просятся! Но как их разлучить? Подумали Радченко день-другой и согласились: ведите братьев.

Когда переехали в Калугу, командование помогло с жильем: предоставило три квартиры на одной лестничной площадке, из которых получились хоромы для большой семьи. Город встретил необычное семейство настороженно, а Геннадий со Светланой стали активными участниками многих общественных дел. К примеру, Геннадий часто выезжал с участковыми инспекторами в неблагополучные семьи, из одного такого рейда привез Машу. Родителей у девочки не было, а бабка с дедом, опустившиеся и спившиеся люди, собирались сдать ее в приют. Светлана со старшими дочками, отмывая Машу в ванной, плакали: вся кожа девочки была покрыта коростой и болячками, а воду пришлось менять не раз.

Но и в этом составе Радченко прожили недолго. Вика, в общем-то уже взрослый человек, пришла к ним сама: “Возьмите меня, будьте моими родителями”. Вику несколько раз брали из детдома на удочерение или под опеку. И всякий раз возвращали. Но ребенок не игрушка, он все отлично понимает и очень страдает от того, что никому не нужен. У Светланы не хватило сил отправить Вику обратно к опекунам. И Вика осталась. Последним стал двухмесячный Борис – розовощекий, толстенький малыш, которого обожает вся семья.

Вот так у Радченко стало четырнадцать детей.

НЕ В ТЕСНОТЕ И НЕ В ОБИДЕ

Семейный бюджет семьи Радченко складывается в основном из двух источников – зарплаты Геннадия и выплат на детей. Этих денег хватает на еду и самое необходимое. Но вот в чем особенность распределения денег в этой семье – то немногое, что удается сэкономить, тратится не на жвачки и дорогие тряпки (“чтобы не хуже, чем у других”), а на спортивный инвентарь, тренажеры, музыкальные инструменты, развивающие игры. Для занятий спортом родители специально выделили отдельную комнату – там и тренажер “Кеттлер”, и боксерская груша с перчатками, лестница, канат, брусья. “По-другому нельзя, – рассказывает Геннадий, – во-первых, большинство у нас – мальчишки, а во-вторых, не забывайте, что дети попадали к нам из неблагополучных семей и приютов: у всех ослабленное здоровье, которое надо поправлять”. Есть еще одна причина того, что Радченко придают спорту большое значение. Ребенку обязательно надо в чем-то выражаться. Для одних это учеба в школе, для других – знание иностранных языков, для третьих – музыкальный дар. Не секрет, что воспитанники детских домов почти не имеют шансов похвастаться этим перед своими сверстниками из благополучных семей. А спорт, как правило, дает эту возможность, спасает многих от чувства неполноценности.

Каждый день кто-то из детей дежурит по кухне, график соблюдается строго: готовят по очереди обеды, накрывают на стол, моют посуду, ходят за покупками. Кушают в две, а то и в три смены – в зависимости от того, сколько домашних дома. В меню всегда есть мясо или рыба, масло, молоко, свежие овощи.

Большое подспорье к семейному бюджету – умения хозяйки. Светлана прекрасно шьет и вяжет. Сшила всем девочкам из кружев (они, кстати, недороги) бальные платья. Когда те пришли в школу на елку, все ахнули: платья длинные, в пол, с широкими юбками и отделкой из атласных бантов. Маленькие барышни стали украшением вечера. А вот лучший ученик мамы – один из сыновей, который отлично вяжет. Мне показали носки, связанные им для брата. Получилось не хуже, чем у любой деревенской бабули.

Справедливости ради заметим, что Радченко многие помогают: командование военно-космических сил, городская администрация, знакомые. Не обходят вниманием пресса и телевидение. Но когда уходят гости и журналисты, в семье начинается иная жизнь, настоящая, где главное – родительский труд и огромное терпение Светланы и Геннадия.

ЗАЧЕМ ИМ ЭТО НАДО?

Скажу откровенно, что я постеснялась задать им этот вопрос. Познакомилась с детьми, подержала на руках Борьку, поговорила с Викой и поняла, что вопрос неуместен. Как “зачем”? Дарить любовь детям – это так естественно для них. Они не делят детей по признаку “чужой”, “свой”. Хотя, как вы, наверное, поняли, дети прекрасно знают, кто они и откуда. Некоторые помнят прошлую жизнь с пьянками, побоями, развратом. Но мама и папа для них всех – Светлана и Геннадий. “Я часто повторяю своим детям – не та мать, что родила, а та, что воспитала, – говорит Светлана, – самое большое счастье для нас, когда дети гордо говорят: “Мы – Радченко!”

Может быть, кто-то, прочитав материал, решит, что в этой семье – идиллия, какой больше не встретишь. Отнюдь. Случается всякое – дети есть дети: и хулиганят, и дерутся, и двойки домой носят, и даже друг на друга, бывает, обижаются. Одним словом, заботы те же, что и в любой другой семье… И все же эта – особенная.

Готовя этот материал, я спрашивала многих знакомых: “Могли бы вы усыновить ребенка?” Почти все ответили “нет” и называли причины. В одной семье своих детей семеро по лавкам, в другой нет достатка, третья неполная, в четвертой согласны любить только собственного ребенка. И лишь один ответ был таким: “Суметь полюбить чужого ребенка дано не каждому. Если у тебя есть такой дар – воспользуйся им. Если нет – не экспериментируй”. А у вас он есть?

Наталья ЛИХАЧЕВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

НУ И ЛОПУХ ЖЕ ОН!
ГРИМАСЫ “ЛИБЕРАЛЬНОГО РЕНЕССАНСА”
ЧЛЕНСТВО В СНПР И ДЕПУТАТСКАЯ РАБОТА – ПОНЯТИЯ СВЯЗАННЫЕ
ПРИМОРСКИЙ РУБЕЖ
“ГОВОРИТ МОСКВА”, НО ЛУЧШЕ БЫ ПОМОЛЧАЛА
СУДЬБА-ЗЛОДЕЙКА РЯДОМ
ВЗЯВШИЕ ЗИМНИЙ ХОТЯТ ВЗЯТЬ МАВЗОЛЕЙ
ЭКСКУРС В ДЕБРИ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА
РАЗ ГАЙДАРЫ МЫСЛЯТ – ЗНАЧИТ ОНИ СУЩЕСТВУЮТ
ЕСЛИ ПОВЕЗЕТ, ТО И ПРЕМУДРЫЙ НЕ УЙДЕТ
Как Вы оцениваете итоги Брестского заседания?
ЗАПАД ОДОБРЯЕТ, НО С ОГОВОРКАМИ
ЩИ, СУПЫ, БОРЩИ, ОКРОШКА… ЛЮБИТ ВАС БОЛЬШАЯ ЛОЖКА
ЧТОБЫ РАДИКУЛИТ НЕ МУЧИЛ
АЛГЕБРА ДЛЯ ГАРМОНИИ
НЕ УНИЖАЙТЕ НАС НИЩЕТОЙ!
Рыжее солнце пустыни. Чубайс в зените или на закате?
КАРТОШКА: КАК ПОТОПАЕШЬ, ТАК И ПОЛОПАЕШЬ
Найти свой путь. Проблемы российской социал-демократии
РАСПЛАТА ПО БЕЛОВЕЖСКОМУ СЧЕТУ
О ЧЕМ ГОВОРЯТ, ДУМАЮТ, СПОРЯТ
КРУГОВАЯ ОБОРОНА. ВОЕННЫЙ АСПЕКТ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СНГ


««« »»»