ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ:
1. Что Вы думаете о подписании мирного договора и окончании четырехсотлетней войны?
2. Может ли реформа естественных монополий и их раздробление нести угрозу жизнеобеспечению?
ВЛАДИМИР СЕМАГО,
депутат Государственной Думы:
1. А почему не шестисотлетней? Никто и никогда не слышал, чтобы Россия объявляла войну Чечне или наоборот. Это декларативный договор о том, что стороны обязуются в будущем не применять силу друг против друга. Хотя это не входит в рамки действующей сегодня Конституции России. Центр вовсе не должен заключать с субъектами Федерации подобные соглашения. В юридическом смысле они нецелесообразны.
Власти договор был нужен в политическом смысле для демонстрации обывателю того, что в этом конфликте поставлена точка.
Заключение данного договора говорит еще и о том, что Россия готова рассматривать вопрос о статусе Чечни, хотя это и противоречит закону. Так что сегодня любой российский гражданин может опротестовать его в Конституционном суде.
2. Вполне естественно. Помните, когда приватизировали монополию на нефтедобычу, она тут же упала в полтора раза. Раздробление, создание системы мелких предприятий – это сложный технологический процесс, который сегодня не выдержит экономика России.
СЕРГЕЙ КУРНЯГИН,
президент корпорации “Экспериментальный творческий центр”:
1. Реальный процесс развивается так быстро, что даже этот опасный и начиненный двусмысленностями политический документ фактически тонет в бурном потоке обостряющихся противоречий, вызванных нерешенностью всех действительных проблем “большой кавказской политики” Российского государства.
2. У нас реформа давно стала синонимом развала. И дело не только в злонамеренности тех или иных политиков, проводящих реформы. Находящаяся в режиме автоколебаний система в принципе не может регулироваться реформистскими импульсами. Любой такой импульс только наращивает амплитуду автоколебаний. Любители анекдотов знакомы с этим теоретическим принципом по известной анекдотической рекомендации “не гони волну”. Сначала надо снять режим автоколебаний. А потом организовать те или иные вмешательства в функционирование систем. В том числе и вмешательства реформистские.
КОНСТАНТИН БОРОВОЙ,
депутат Государственной Думы:
1. Это очень важный документ для Чечни и не столь важный для России. К сожалению, сегодня в РФ значительно в меньшей степени, чем это необходимо, учитывают интересы входящих в ее состав народов. Это лишь одна сотая часть существующих национальных претензий. Надо подписать такой же договор, например, с Татарстаном или другими народами России. Хотя можно пойти и другим путем, став демократическим государством, что, к сожалению, пока не происходит.
2. Нет, это единственный путь решения проблем монополий, которые не платят ни копейки за экспорт и использование стратегических ресурсов России. Газпром и нефтяные монополии не отдают государству ничего, поэтому у нас в стране нет зарплаты, а у них есть возможность лоббировать свои интересы в Госдуме.
Если эту реформу не провести, то через несколько лет у нас будет нищее государство, живущее ради наглых и безответственных монополий.
ТЕЛЬМАН ГДЛЯН,
депутат Государственной Думы:
1. Во-первых, если этот договор принесет мир и покой на юге России, то это благо, которое надо приветствовать.
Во-вторых, он может быть направлен на начало раздробления России, как динамит замедленного действия… Предстоит еще почитать текст этого договора и разобраться в юридических формулировках, выяснив, не стала ли Россия жертвой очередной интриги, связанной с нефтью.
2. Расчленение не лучшее лекарство лечения организма. Поэтому надо сохранить эти монополии, которые сегодня вносят львиную долю в бюджет государства. С другой стороны, нужен контроль ведомственный, прокурорский для выяснения, что же там “в вертикальных штольнях” монополий творится. Если сумеем установить государственный контроль, то это и будет реформой. А если эти монополии хотят просто раздать по кусочкам господам Березовскому, Гусинскому, то я против.
ИЛЬЯ КОНСТАНТИНОВ,
руководитель московской организации РОС:
1. Подписание так называемого “мирного договора” между Россией и Чечней, вернее, как сказал президент Ельцин, республикой Ичкерия, на мой взгляд, являет собой крупнейшее за последние годы внутри- и внешнеполитическое поражение России. Уже сама постановка вопроса об окончании четырехсотлетней войны абсурдна. Как известно, война на Кавказе закончилась более ста лет назад. Считать весь последующий период мирного развития Северного Кавказа, в том числе и Чечни, продолжением военных действий не просто абсурд, а преступление перед нашими предками, преступление перед самой идеей Российского государства. На мой взгляд, это просто безумие. Дело не только в моральном, психологическом и идеологическом унижении России, мир с Чечней означает поражение Российского государства в борьбе с организованной преступностью. Крупнейшее поражение. Государство Российское расписалось в своем бессилии, подписало капитуляцию и признало право организованной преступности, вооруженных банд формирований на полную свободу действий внутри России.
2. Что касается расформирования естественных монополий, которое проводится по требованию Международного валютного фонда и исполнителем которого являются наши так называемые “молодые реформаторы” – Немцов и Чубайс, я бы сказал следующее: сама по себе идея демонополизации российской экономики, конечно, здравая. Понятно, что в условиях рыночной экономики, в условиях конкуренции естественные монополии должны регулироваться государством, в противном случае неизбежен рост цен, рост издержек, развитие инфляционных процессов. Но в сложившихся на сегодняшний день условиях, когда российские недра являются объектом острейшей борьбы, в которой главными субъектами выступают международные монополии (прежде всего английские, американские, голландские, частично французские), – вот в этих условиях расформирование, скажем, Газпрома будет означать ослабление позиций российских газовщиков прежде всего на мировом рынке. С этой точки зрения, замысел МВФ весьма прозрачен. Я убежден, что они предпримут все усилия, чтобы довести эту “реформу” до конца для того, чтобы устранить российских конкурентов с мирового рынка.
МАРТИН ШАККУМ,
президент Международного фонда “Реформа”:
1. Мирный договор – это, прежде всего, признание состояния войны, причем войны не гражданской. А в данной ситуации договор с Чечней означает еще и признание поражения.
Не перестает удивлять легкость, с которой Борис Николаевич воспринимает любой бред, рождающийся в головах его ближайших советчиков.
Совершенно очевидно, что за всеми уступками Чечне стоят корыстные интересы отдельных российских предпринимателей. Это силы, которые заинтересованы в том, чтобы по территории Чечни прошел трубопровод Каспийского нефтяного консорциума и нефтеперерабатывающие заводы республики Ичкерия были загружены на выгодных условиях. Не берусь называть всех, но интересы Бориса Березовского были безусловно учтены.
2. Вместо реального реформирования естественных монополий мы имеем банальное раздробление в угоду олигархической группе предпринимателей и высокопоставленных чиновников.
Это раздробление ускорит нарастание топливно-энергетического кризиса и развал всей инфраструктуры жизнеобеспечения россиян.